II.Поисковый этап. Постановка цели.
| Описание проектной задачи «Паспорт имени прилагательного» -Итак, когда я сегодня зашла в класс. На столе я увидела конверт, видимо кто –то нам прислал письмо. А как вы думаете, кто это может быть? (предположения детей) -А давайте перестанем гадать и прочитаем, кто нам пишет. (Я зачитываю на конверте от кого письмо) «Нашим друзьям 4 б классу от учащихся 3 а класса» -А как вы думаете, что они нам пишут?(рассуждения детей). -Ребята, а давайте проверим, совпали наши предположения или нет, и прочитаем, наконец, наше письмо. (Открываю конверт, зачитываю письмо) Письмо: Мы учащиеся 3 а класса просим помощи у наших старших друзей. Вчера мы начали изучать новую тему «Имя прилагательное» и у нас возникли трудности при ее изучении. А так как вы уже выпускной класс тему эту изучили, Вы не могли бы оказать нам помощь и подобрать для нас материал об имени прилагательном, используя который, мы бы могли ответить на все вопросы и выполнить задания, которые связанны с именем прилагательным. Заранее спасибо, ваши друзья 3 а класс. -Ребята, а что мы можем сделать, чтобы помочь нашим друзьям? (составить пособие, сборник и т.д.). -Ребята, а какой документ нам нужно предъявить, чтобы узнать, кто этот человек, документ, который имеют все граждане нашего государства, достигшие 14- ти лет? (паспорт). -А что такое паспорт?(ответы детей) (В это время демонстрирую настоящий паспорт, сопровождаю показ рассказом). Паспорт-это официальный документ, удостоверяющий личность владельца, который включает в себя страницы, где есть фотография, Ф.И.О, дата рождения, прописка и т.д.). -Где вы еще встречали слово паспорт? (предположения детей) -Паспорт есть и у таких предметов как телевизор, телефон, компьютер и т.д. -Ребята, посмотрите, как выглядят такие паспорта, обратите внимание на содержание, оформление страниц. (Учащимся раздаются технические паспорта предметов: телевизора, телефона, компьютера, чайника.). -Что включается в себя такие паспорта, называйте паспорт и его составные части?(ответы детей) -Какая информация содержится в этих документах? (важная) -Ребята, а у имени прилагательного есть паспорт? (нет) -Значит, какая цель нашего занятия? (составить паспорт) -Помимо того, что наш паспорт будет содержать важную информацию, каким он должен быть еще, чтобы быть полезным? (содержать только нужную информацию в соответствии странице, интересную, быть иллюстрированным). -Все что мы перечислили, это критерии нашего паспорта, еще раз их обозначим, потому что при оценке паспорта они будут учитываться: 1. Содержание должно соответствовать теме. 2. Аккуратность исполнения. 3. Проявление фантазии, творчества. -Итак, мы сегодня на уроке создадим паспорт имени прилагательного, который будет содержать важную, содержательную, интересную информацию, будет иллюстрированным. И в последующем наш паспорт поможет нашим младшим друзьям при ответах на вопросы и выполнении заданий на тему имя прилагательное.
| Регулятивные: 1.Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно. 2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе. 3.Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно. 4.Работать по плану, сверяясь с целью. 5.Оценивать степень успешности достижения цели по критериям.
Познавательные: 1.Находить информацию(в текстах, таблицах и др. источниках. 2.Владеть разными видами смыслового чтения. 3.Анализировать (выделять главное) и обобщать (делать выводы) на основе фактов. 4.Классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия.
|
III.Конструкторский этап. Планирование
IV.Технологический этап. Выполнение
V.Заключительный этап. Оценка результатов | -Мы узнали, что включает в себя паспорт телефона, телевизора, а что будет включать в себя паспорт имени прилагательного? (ответы детей) В это время я строю на доске схему:
Имя прилагательное Использование имени прилагательного в речи Портрет имени прилагательного Особенности Имя прилагательное имени прилагательного в упражнениях
-Ребята, сколько у нас получилось страниц в паспорте? (4). -А где можно найти информацию об имени прилагательном? (толковый словарь, книга, интернет и т.д.) -Совершенно верно, на столах лежат словари, книги, компьютер, которыми вы можете воспользоваться и найти нужную вам информацию. -Итак, мы сегодня будем работать по группам, и создавать страницы к нашему паспорту, для этого у вас лежат листы формата А2, которые у вас в последующем станут страницами будущего паспорта, фломастеры, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, которыми вы можете воспользоваться при оформлении. Так же на столах лежат конверты с заданием, которые необходимо будет вскрыть и выяснить, что вам предстоит выполнить. По окончанию работы, вам необходимо будет защитить свою страницу. -Ребята, можете приступать к выполнению задания, но для начала работы вспомните, как нужно работать в группе, чтобы достигнуть результата, а для этого, на столах у вас лежат памятки «Правила работы в группе» прочтите их. Замысел занятия Детям предлагается принять участие в разработке «Паспорта имени прилагательного», который будет служить пособием для учащихся 3 класса. Создавая паспорт, дети самостоятельно составляют страницы, которые наполняют материалом об имени прилагательном, пользуясь предложенными энциклопедическими текстами, материалами из толкового словаря, книгой Т. Рик «Доброе утро, Имя прилагательное!». Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование. Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Результат, который должны получить дети: Создать паспорт, состоящий из страниц, характеризующих имя прилагательное.
Группа участников № I. Объект проектирования | Паспорт имени прилагательного | Название страницы: Портрет имени прилагательного. | Блок заданий: |
| 1.Выберите необходимый материал по вашей теме (читай комментарии к заданию). 2.Обсудите какой материал, из выбранного будете использовать (материал, который поместите на страницу). 3. В конце всей работы будет защита проекта: (Один ученик скажет название страницы и каждый расскажет, какую работу осуществлял; в помощь возьмите экспертный лист «оценка работы в группе», с которого и начнете свою защиту). 4.Распределите обязанности, запишите Ф.И. напротив обязанности их 4. И приступайте к выполнению задания, если возникнут трудности, читайте комментарии к заданию. | Задания выполняются совместно. | Обязанности: | Исследователи Ф.И. | 1.Ответственный за расположение материала на странице. | 1. | 2.Ответственный за оформление страницы (схемы, таблицы). | 2. | 3.Ответственный за рисунки, иллюстрации, связанные с именем прилагательным (образ имени прилагательного). | 3. | 4. Ответственный за написание материала. | 4. |
Комментарии к заданию: - Найти материал о происхождении имени прилагательного (значение слова «прилагательное»; что обозначает имя прилагательное; признаки имени прилагательного).
- Наглядно расположить и красиво записать подобранный материал об имени прилагательном.
- Придумать иллюстрации, сделать рисунки, связанные с именем прилагательным.
Группа участников № II. Объект проектирования | Паспорт имени прилагательного | Название страницы: Особенности имени прилагательного. | Блок заданий: |
| 1.Выберите необходимый материал по вашей теме (читай комментарии к заданию). 2.Обсудите какой материал, из выбранного будете использовать (материал, который поместите на страницу). 3. В конце всей работы будет защита проекта: (Один ученик скажет название страницы и каждый расскажет, какую работу осуществлял; в помощь возьмите экспертный лист «оценка работы в группе», с которого и начнете свою защиту). 4.Распределите обязанности, запишите Ф.И. напротив обязанности их 4. И приступайте к выполнению задания, если возникнут трудности, читайте комментарии к заданию. | Задание выполняется совместно. | Обязанности: | Исследователи Ф.И. | 1.Ответственный за расположение материала на странице. | 1. | 2.Ответственный за оформление страницы (схемы, таблицы) | 2. | 3.Ответственный за рисунки, иллюстрации, связанные с именем прилагательным | 3. | 4. Ответственный за написание материала | 4. |
Комментарии к заданию: - Найти материал «Особенности имени прилагательного» (как изменяется имя прилагательное; как определить род, число, падеж; алгоритм действий).
- Наглядно расположить и красиво записать подобранный материал об имени прилагательном.
- Придумать иллюстрации, сделать рисунки, связанные с именем прилагательным.
Группа участников №III. Объект проектирования | Паспорт имени прилагательного | Название страницы: Имя прилагательное в упражнениях. | Блок заданий: |
| 1.Выберите необходимый материал по вашей теме (читай комментарии к заданию). 2.Обсудите, какой материал из выбранного будете использовать (материал, который поместите на страницу). 3. В конце всей работы будет защита проекта: (Один ученик скажет название страницы и каждый расскажет, какую работу осуществлял; в помощь возьмите экспертный лист «оценка работы в группе», с которого и начнете свою защиту). 4.Распределите обязанности, запишите Ф.И. напротив обязанности, их 4. Приступайте к выполнению задания, если возникнут трудности, читайте комментарии к заданию. | Задание выполняется совместно. | Обязанности: | Исследователи Ф.И. | 1.Ответственный за расположение материала, на странице. | 1. | 2.Ответственный за оформление страницы (схемы, таблицы). | 2. | 3.Ответственный за рисунки, иллюстрации, связанные с именем прилагательным. | 3. | 4. Ответственный за написание материала. | 4. |
Комментарии к заданию: - Подобрать интересные задания на закрепление знаний об имени прилагательном не менее 4-6 заданий, задания выполнять не нужно (ребусы, загадки, различные упражнения, задания).
- Наглядно расположить и красиво записать подобранный материал об имени прилагательном.
- Придумать иллюстрации, сделать рисунки, связанные с именем прилагательным.
Группа участников №IV. Объект проектирования | Паспорт имени прилагательного | Название страницы: Использование имени прилагательного в речи | Блок заданий: |
| 1.Выполните задания из папки №1. 2.Затем все задания, которые выполняли, тексты, которые подбирали, предложения, которые составляли о роли имени прилагательных поместите на страницу. 3. В конце всей работы будет защита проекта: (Один ученик скажет название страницы и каждый расскажет, какую работу осуществлял; в помощь возьмите экспертный лист «оценка работы в группе», с которого и начнете свою защиту). 4.Распределите обязанности, запишите Ф.И. напротив обязанности их 4. И приступайте к выполнению задания, если возникнут трудности, читайте комментарии к заданию. | Задание выполняется совместно. | Обязанности: | Исследователи Ф.И. | 1.Ответственный за расположение материала на странице. | 1. | 2.Ответственный за оформление страницы (схемы, таблицы) | 2. | 3.Ответственный за рисунки, иллюстрации, связанные с именем прилагательным в соответствие данной теме | 3. | 4. Ответственный за написание материала | 4. |
Комментарии к заданию: - Составить рассказ об употреблении имени прилагательного, на примере выполненных заданий 1, 2, 3.(папка №1)
- Наглядно расположить и красиво записать подобранный материал об имени прилагательном.
- Придумать иллюстрации, сделать рисунки, связанные с именем прилагательным.
.Приложение Задание для выполнения: - Прочитайте текст.
- Выполните задание к данному тексту.
Подумайте и вставьте прилагательные в данный текст. Определите их роль в этом тексте. На … … планете жили … … человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер. Домики у человечков были …, с … крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой … планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на … веревочках и рычали. На … … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, … цыплята, … ежики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости. Правитель … планеты был человеком … и …, он жил в … … дворце с … окнами и … дверями. У него были … слуги. Раз в … саду возле … дворца выросло … растение. 3.Используя подсказку (лист №1 «Незаконченные предложения», составьте полные предложения о роли прилагательных в речи. (Выберите те начала, которые вам покажутся наиболее точными). 4. Подберите тексты (папка №1), которые показывают роль прилагательных и сформулируйте предложения по эти текстам о роли прилагательных в этих текстах(поможет вам лист №1 «Незаконченные предложения» 5.Расположите их в схему (например, создает образ дерева, образ животного, образ человека и т.д. Продумайте порядок расположения текстов. Группы по очереди крепят страницы паспорта на доску и защищают свою работу в соответствии с темой. Называют тему, рассказывают кто, что выполнял, что получилось в итоге, соответствует ли страница критериям. Затем предлагается экспертный лист оценки группы, по которому оценивается работа всей группы. - Как группа приступила к работе?
- Каким образом были распределены обязанности между членами группы?
- Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы?
- В какой мере результат соответствует поставленной цели?
После того как получился паспорт я предлагаю оценить полученные страницы в соответствии критериям. -Ребята посмотрите, какой паспорт у нас получился. Давайте дадим общую оценку полученным страницам в соответствии нашим критериям. -Если работа соответствует теме, то красный магнит, если аккуратно выполнена, то желтый магнит и если страница имеет интересное оформление т.е. ребята проявили фантазию, то синий магнит. Но свою работу оценивать нельзя. Итак, подходим и берем магнит и оцениваем наш паспорт. Затем по желанию один из участников группы оценит свой личный вклад (озвучивает один, но оценивает каждый). Анкета для самоанализа: 1.Тебе понравилось работать над проектом?______________ 2.Каке сложности у тебя возникли? Подчеркни. - Не хватало знаний по предмету русский язык.
- Мало времени.
- Лень этим заниматься.
- Не было помощников.
- Не хватало фантазии
3.Хотел бы ты еще поучаствовать в проекте?________________ 4.Как бы ты оценил свое участие в работе группы? Подчеркни. - Самое активное.
- Скорее активное, чем пассивное.
- Присутствовал при работе, наблюдал.
- Не участвовал в работе.
- Участвовал только в обсуждении.
- Делал, что сказали другие.
Итог: - У нас получился паспорт? Значит, мы сделали подарок, выполнили просьбу наших друзей.
- А мы сами можем воспользоваться данным паспортом?
|
Коммуникативные: 1.Излагать свое мнение, аргументируя его. 2.Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого. 3.Понимать позицию другого. 4.Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения и коммуникативной задачей. 5.Работать в группе в разных ролях, участвовать в выработке решений. 6.Предотвращать и преодолевать конфликты идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Личностные: 1.Пользоваться правилами поведения. 2.Осознавать и называть свои личные качества. 3.Отделять оценку поступка от оценки человека.
|