Конспект урока. Проектная задача по литературному чтению. "Мир глазами животных",2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сваткова Олеся Юрьевна

Конспект урока. Проектная задача по литературному чтению. "Мир глазами животных",2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_zadacha_literaturnoe_chtenie_2_klass.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 Карасукского района, г. Карасука

Конспект урока

Проектная задача  по  литературному  чтению.

Составила:

учитель начальных классов

Сваткова Олеся Юрьевна

Проектная задача  по  литературному  чтению.

Название проектной задачи

Мир глазами животных

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Использование  предметных  знаний в модельной ситуации.

Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Владение понятием «точка зрения».

Умение преобразовывать художественные тексты от лица героя.

Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Общеучебные умения

Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурной задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умения, работая в  малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - набор иллюстративных текстов, объединенных общей темой и позиционностью изложения.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся  при работе в малой  группе проводится путём экспертного наблюдения  и оформляется в виде экспертного листа .

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, листы форматом А3.

 Замысел занятия

   Ключевым понятием в курсе литературное чтение 2 класс является «точка зрения», дети учатся находить точку зрения героев в тексте, учатся ее понимать, а главное – вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.

  Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют таким понятием как точка зрения, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты, а также способствует развитию навыков кооперации.

  Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных».         Создавая свой номер журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак, пользуясь предложенными художественными и энциклопедическими текстами. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.

  Особенность данной проектной задачи в том, что нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой продукт, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Результат, который должны получить дети:

создать иллюстрированный «журнал», все тексты и изображения ,которого представляют мир глазами собак.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организацион

ный момент.

Цель: настроить детей на рабочий лад.

II.Открытие нового знания. Постановка учебной проблемы.

III.Применение новых знаний.

Цель: создать страницу журнала на тему «Мир глазами собаки».

М./ук.: дети создают страницы журнала; отбирают и перерабатывают материал; придумывают рубрики и оформляют страницу.

IV.Итог урока.

Цель: защитить страницу своей группы.

М./ук.: каждая группа выходит и защищает свою страницу.

Рефлексия.

1.Психологический настрой:

Приятно Ваше общество, друзья!

Ответы на мои вопросы  Вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Ребята, мы сегодня будем журналы создавать,

И первые ее страницы оформлять,

А чтобы занятие пошло Вам всем впрок,

Активней в работу включайся,  дружок!

Описание проектной задачи «Мир глазами животных»:  

В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть посвящен собакам. Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот какие материалы поступили в редакционную коллегию для нового журнала:

Собака-  одомашненное млекопитающее семейства псовых, отряда хищных, одно из самых известных домашних животных. Вероятно человек приучил собаку  не менее 14 000 лет  назад, а 4000 лет  назад воины использовали огромных собак, напоминающих   современных мастиффов, в сражениях.

Предок  собаки – волк. Эти животные  так похожи, что их легко спутать. Учёные полагают, что к 3500 г. До н.э. в Европе уже существовало четыре основных типа собак, давших начало большинству современных пород.  Существует более 200 пород.

Размер. Рост собак в холке от 100 см  у огромного ирландского волкодава до 15 см у крошечной чихуа-хуа. Масса зависит от её телосложения и количества жировых запасов. Например,  один ожиревший сенбернар весил 113кг  ,  потом похудел  до 72 кг.

Сила. при регулярной тренировки собаки удивительно сильны для своих размеров- некоторые способны переносить на спине тяжёлую баклажку, таскать за собой сани, брёвна и другие большие грузы. Эти животные также очень выносливы. Ездовым собакам часто приходится вшестером буксировать  повозку массой в 1 тонну несколько часов подряд,  поисковые собаки могут идти по следу 48 часов без передышки.

Чутьё. Некоторые собаки способны учуять даже такие слабые запахи, которые не улавливает не один прибор. Например, бладхаунды различают запах конкретного человека среди следов сотен людей.

Зрение. Собаки не различают цвета; в остальном их зрение вероятно близко к человеческому. Однако некоторые породы видят хуже, чем особенно в дали.

Умственные способности.  Физиологи считают собак одним из самых умных домашних животных. Однако они несколько уступают некоторым диким видам и значительно «глупее» обезьян. У собак превосходная память,  особенно на запах, и они быстро обучаются проб и ошибок.

Житков Борис Степанович  Охотник и собаки. Из цикла "Рассказы о животных" .

Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.

  Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Ему было тепло. Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

    "Пора и домой, - подумал охотник. - От моих лыж видны следы, и, пока не стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко".

  Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.

   И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом.

  Охотник свистнул собак. "Если собаки не выведут меня на дорогу, - подумал он, - я пропал. Куда идти, я не знаю, заблужусь, занесёт меня снегом, и я замёрзну".

  Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов - и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

   Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал: "Кабы не собаки, пропал бы я сегодня".

Редакционная коллегия ознакомилась с материалами, но не пропустила их к печати!

- Представьте, что вы – журналисты, которым поручено создать журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций мир представлен глазами собак.

- А чтобы сделать это быстро, надо распределить обязанности.

-Кем будете вы?  (Журналистами, художниками.)

- Главное  задание для каждой группы «журналистов»:

действуя вместе, обсудить содержание журнала;

составить рубрики (разделы) для художественно – публицистического   журнала.

Работа в группах. Учитель: Назовите правила работы в группе.

Ответы детей. Вывешиваю правила групповой работы на доску.

          выслушай точку зрения каждого;

          говори спокойно и ясно;

          говори только по делу.                            

   Восстанови порядок:

1. Ученик у доски получает карточки со словами: подготовка, распределение ролей, планирование работы.

2. Дети в группах получают карточки, на которых нужно восстановить порядок работы.

Карточка для группы. Задание: восстанови порядок

Этапы работы

Распределение обязанностей в группах.

Планирование работы:

Определить  источники и способы сбора информации  

Подготовка:

Придумать название первому выпуску журнала;

 Определить рубрики к своему журналу

Проверка. Проверим, как вы справились с работой.

На доске:

Подготовка

Планирование работы

Распределение обязанностей

На карточках:

Этапы работы

3

Распределение обязанностей в группах.

2

Планирование работы:

Определить  источники и способы сбора информации  

•через приложения

1

Подготовка:

придумать название книги;

определить разделы книги

Учитель: Работаем по плану.

Задание 1. Как вы думаете, почему эти материалы не прошли в номер? Какие ошибки обнаружили в издательстве? Сформулируйте, какими должны быть статьи для журнала «Мир глазами животных»?

Комментарий к заданию 1: данное задание помогает поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо внимательно прочитать его название «Мир глазами животных», а также проанализировать тексты, которые не вошли в номер. Дети делают первый вывод: предложенные тексты не отражают мир глазами животных и выражают только позицию человека.

На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо будет решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединенных общей темой, в которых рассказчик – герой – собака.

Задание 2 Дорогие ребята! Издательство «Горизонт» просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно – публицистического журнала «Мир глазами животных».
1. Придумайте название первому выпуску журнала.

2. В журналах бывают разные рубрики (разделы). Какие рубрики вы подберете к своей страничке?

Собачий толковый словарь!                     Поэтическая страничка.

Полезные советы!                                     Собачья жизнь от А до Я.

И в шутку и в серьёз.                                   Собаки говорят.

 Мы друзья - человека.                                    Немного о нас.                              

Названия рубрик (разделов) можно изменить, не меняя их содержания.  В каждом разделе журнала должна быть соответствующая информация. Возможно, следующие тексты вам пригодятся. Внимательно прочитайте их. (Приложение 1, 2, 3)

Комментарий к заданию 2: детям необходимо не просто разместить предложенные тексты по выбранным рубрикам (темам), но и осуществить выбор подходящих произведений, т.е. те, которые написаны от лица рассказчика – героя собаки. Материал предлагается только к некоторым рубрикам, все остальные (при желании) дети заполняют собственно составленными текстами. Страницей журнала служит лист ватмана, на который наклеиваются все материалы. Рубрики необходимо подписать. Дальнейшее оформление – по желанию детей.

Задание 3 Ну, вот вы и заполнили рубрики журнала! Пришлось потрудиться, кое-что переделывать, а что-то даже сочинять самим - ведь не все тексты оказались подходящими. Иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! Приступайте к оформлению рубрики «Фотогалерея». Не забудьте, что наш журнал необычный!

Комментарий к заданию 3: выполняя иллюстрации к журналу, дети должны не забыть про общую авторскую задачу: показать мир глазами животного. Изображения в журнале не должны выбиваться из общей концепции. В первом тексте – энциклопедической статье – дается информация о том, как видит собака (у них черно-белое зрение – значит, и картинки в журнале должны быть черно-белыми). Если общую задачу дети удержали и смогли воспользоваться необходимым справочным материалом, предложенным в начале работы, то справятся с заданием верно.

Задание 4 Ну, вот ваш журнал почти закончен! Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора.

Издательство «Горизонт» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!

Комментарий к заданию 4: данное задание позволяет увидеть, кому принадлежит лидерство в группе, и, дополнив выбор детей наблюдениями экспертов, можно увидеть, чем дети руководствуются при выборе главного редактора (формальными критериями или оценивают вклад в общее дело).

Презентация книги. Учитель: Наша работа подходит к концу. Приглашаю одного представителя от группы к доске для презентации своего журнала.

- Молодцы! Все постарались. Книжка еще не закончена

Рефлексия. Учитель: Теперь я буду журналистом, который подойдет к вам,  чтобы взять интервью.

Продолжите предложение: «На занятии мне понравилось, потому что…

Самым интересным для меня было…

Больше всего меня удивило…

Я встретил(а) трудности в…

Оценочный лист для экспертной группы.

Критерий

Оценка группы

Оценка учителя

Решение авторской задачи (выдержана точка зрения собаки)

Правильный выбор текстов

Разнообразие в подборке материалов(наполнение разных рубрик)

Иллюстрации(соблюдение точки зрения собаки с учётом особенностей зрения)

- Нам удалось создать странички журнала?

- У нас с вами получился необычный журнал. Мы можем теперь воспользоваться нашим журналом?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача по литературному чтению Стихотворение И.С. Никитина "Русь"- гимн отчей земле.

Проектная задача предназначена для использования на уроке  литературного чтения в 4 классе. Цель: Проектная задача способствует формированию совокупности УУД (универсальных учебных действий) Сист...

Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»  2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....

Конспект урока и презентация по литературному чтению "Лев и собачка" 3 класс

Технологическая карта урока и презентация по литературному чтению 3 класс "Лев и собачка". К конспекту сделана презентация....

Проектная задача по литературному чтению «Книжка-малышка»

проектная задача рассчитана на учащихся 1 класса  и проводится в течение 1-2 уроков    в конце 3 четверти.  Связана данная задача с освоением учащимися предметных умений ...

Конспект урока. Проектная задача по русскому языку "Паспорт имени прилагательного", 4 класс

Конспект урока.  Проектная задача по русскому языку "Паспорт имени прилагательного", 4 класс...

Проектная задача по литературному чтению «Мир глазами собак»

Тип задачи: предметная рефлексивная одновозрастнаяЦели и педагогические задачи: 1.Использование предметных знаний в модельной ситуации.2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах...