Безударные гласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ленчук Наталья Геннадьевна

Цель урока: совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
  • формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
  • закрепление алгоритма работы по написанию безударной гласной в корне слова.
  • развитие орфографической зоркости.

Метапредметные:

  • расширение творческой деятельности учащихся;
  • формирование объективной самооценки.

Личностные:

  • формирование личностных универсальных учебных действий;
  • развитие внимания, мышления, интереса к языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Ленчук Н.Г.

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Цель урока: совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
  • формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
  • закрепление алгоритма работы по написанию безударной гласной в корне слова.
  • развитие орфографической зоркости.

Метапредметные:

  • расширение творческой деятельности учащихся;
  • формирование объективной самооценки.

Личностные:

  • формирование личностных универсальных учебных действий;
  • развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока


Организационный момент.

  1. Этап: Целеполагание.

Приём: Дети формулируют Пз.

На доске карточки со словами (подчёркнутые буквы закрыты):

кОрмушка, мОроз, мЕрзлота, снЕжный, метель, зИма, заяц, хОлодный, летнИй.

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить, как можно проверить правильность написания.

Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.

Приём: Деление на группы.

У: Все ли орфограммы у вас получилось проверить?

Д: Нет.

У: На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Д: Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

У: Значит, какими бывают безударные гласные?

Д: Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми.

Приём: Выделение букв для минутки чистописания.

У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы гласных звуков, которые можно проверить. Какие это буквы?

Д: Буквы гласных звуков: о, е, и.

На доске элементы чистописания: о, е, е, и, о, е.

Приём: «Найди лишнее».

У: Посмотрите на карточки ещё раз, какое слово лишнее? Почему?

Д: Слово летний, т.к. это слово связано с летом, а тема остальных слов «зима». Ещё это слово лишнее, так как в нём орфограмма находится в окончании, а во всех остальных словах орфограмма находится в корне слова.

Карточка со словом убирается.

У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы. Какое слово у вас получилось?

Д: Корень.

Приём: «Лупа» (Что в центре внимания).

У: Установите взаимосвязь корня, с буквами в первой строчке чистописания.

Кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?

Д: Гласные в корне слова (после ответа появляется значок лупа и окончание).

ВР: Рефлексивная оценка (и сбор информации для учителя).

У: Какие гласные в корне слова вызывают у нас трудности?

Д: Безударные гласные в корне слова.

У: Почему?

Д: Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требующие проверки. При этом есть слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова.

Приём: «Ладошки-оценки».

У: Предлагаю собрать информацию о том, как часто это вызывает у нас трудности. Вспомните, кто из вас испытывал трудности при определении того, какую букву написать в корне слова. Если вам всегда трудно, то покажите мне две открытые ладошки, если легко, то покажите мне тыльную сторону своих ладошек. Если иногда трудно, иногда легко, то одну открытую ладошку покажите мне, а вторую разверните в обратную сторону, (педагог показывает детям, как показать ладошками)

Мотивационный компонент.

У: Мы видим результаты нашего быстрого опроса. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.

Приём: «Дополни цель».

В таком случае вы легко сформулируйте цель нашего урока.

Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.        

На доске написана цель:

Научиться определять верную ... в корне слова по ... .

(Научиться определять верную безударную букву гласного звука в корне слова по алгоритму)

  1. Актуализация знаний.

У: Вспомним, какие гласные опасные?

Д: Гласные: а, о, е, и, я

У: А в каком случае их необходимо проверять?

Д: Когда они безударные.

У: Хорошо. Помните, что прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится. Если безударный гласный в приставке или суффиксе, то нужно вспомнить, как они пишутся. А если безударный гласный в корне, то что мы делаем?

Д: Проверяем ударением.

У: Какое вы знаете правило?

Д: Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

У: Верно.

  1. Критериальная оценка.

У: Как мы поймем, что достигли цели? (ответы детей) Чтобы мы видели, как идет наша работа, мы будем заполнять оценочную таблицу.

В ходе урока я буду говорить вам, когда необходимо вносить в нее свои результаты.


За что можно получить баллы?

Сколько баллов можно получить?

1. Знание алгоритма

Помню алгоритм — 1 балл

определения безударной гласной в корне слова.

Не помню — 0 баллов

2.Умение применить

1 балл за каждое правильное окончание в трех видах

    алгоритм на практике

заданий.

 Задание №1 - 2 балла.

• Задание №2 - 8 баллов.

 • Задание №3 - 5 баллов

3. Умение контролировать

себя при написании безударной гласной в корне слова.

 • Не знаю, какой алгоритм нужно применять - 0 баллов.

• Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю на

 запись алгоритма, сверяю каждый шаг - 1 балл.

 • Помню алгоритм, выполняя задание, повторяю про

себя, проговариваю каждый шаг алгоритма- 2 балла.

Максимальное количество

18 балла.

баллов

Прогностическая оценка.

У: Как вы думаете, сколько баллов вы сможете набрать баллов за сегодняшний урок? Запишите это количество баллов на полях.

Мотивационный компонент.

У: Желаю всем сегодня на уроке прийти к лучшему для себя результату.

  1. Этап: Планирование.

У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (план записан на
доске или вывешивается). Итак, нам нужно:

1. Вспомнить алгоритм определения безударной гласной в корне слова.

2. Закрепить его на тренировочных упражнениях.

3. Проверить, что получилось после тренировки.

4. Подвести итоги.

5. Определить, над чем работать дальше.

У: Приступим к работе по нашему плану. Какой  алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

  1. Вспомните.
  2. Прочитай слово.
  3. Поставь ударение.
  4. Выдели корень.
  5. Подчеркни безударные гласные в корне.
  6. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
  7. Обозначь орфограмму.

Педагог кратко записывает алгоритм на доске.

ВР: Работа в парах.

У: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните алгоритм. Поработаем в парах.

В каждом ряду выберите из трёх слов проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – катит.

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок; свет

Запишите три цепочки слов по образцу: цветочный, цветник – цвет. Выделите корень.

У: Вам нужно обсудить в паре, какое слово лучше подойдёт в качестве проверочного. Каждая пара проговаривает алгоритм друг другу и определяет, какое слово будет проверочным. Выполните это задание сначала устно. Через 3 минуты мы проверим работу.

Через 3 минуты совместно с учителем проверяют выполнение упражнения.

У: Продолжим работать в парах. Из слов составьте предложения. Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

После выполнения совместно с учителем проверяют.

Самостоятельная работа у доски.

Педагог вывешивает три листа А3 со списком для проверочной работы.

У. Ребята, я прошу одного человека от пары по очереди выходить к доске, произносить алгоритм, записывать слово, которое будет проверочным, в обоих словах выделять корень, ставить ударение и после этого вставлять пропущенную безударную гласную букву.

Первый ряд работает с первым списком, второй со вторым, третий — с третьим. (Дети, начиная с первой парты каждого ряда, подходят по очереди к доске и выполняют задание, одновременно к доске подходят 3 человека. После выполнения педагог выборочно предлагает нескольким детям, которые не подходили к доске, объяснить, правильно ли определено проверочное слово и вставлена пропущенная буква.

У. Выберите и запишите в свою тетрадь два-три самых трудных для вас словосочетания из этого списка.

ВР: Оценивание результатов работы по таблице.

После работы в тетради педагог предлагает заполнить первую строку таблицы оценивания. Помню алгоритм — 1 балл, не помню — 0 баллов.

ВР: Работа над планированием и организацией деятельности в соответствии с планом.

У: Можно ли считать, что мы выполнили первый пункт плана? (да) Что мы будем делать, чтобы научиться грамотно писать безударные гласные в корне слова?

Д: Нужно тренироваться.

Физминутка.

Задание 1.

У. Вставьте пропущенные буквы. Определите проверочное слово. Работаем по алгоритму.

С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

Приём: Взаимооценка по критериям.

У: Запишите в тетради. После записи в тетради проведите взаимную проверку.

Заполните оценочный бланк своего соседа по парте в графе «задание 1». Если ошибок нет, то 2 балла, если есть 1-3 ошибки, то 1 балл, если больше, то 0 баллов.

Приём: Самостоятельная работа и фронтальная проверка.

Задание 2

Замените глаголы именами существительными. Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные. Вставьте пропущенные буквы, работая по алгоритму.

г.стить

прих.дить

сп.шить

зал.денеть

вым.зать

св.стеть 

с.лить

к.рмить

б.ольной

После выполнения работы фронтальная проверка.

У: Заполните оценочную таблицу, запишите количество баллов напротив задания. Каждая
правильно вставленная буква - 1 балл. Максимально - 8 баллов.

ВР: Проверочная работа.

У. Переходим к следующему пункту нашего плана. Мы с вами хорошо потренировались, пришло
время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу - это будет наше третье задание.

Записывайте под диктовку.

Текст проверенной работы:

Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку.

Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки.  

Я подошел ближе к рыженькой малышке. Я решил её покормить.

Я стал свистеть, но она не слышала меня. Она прыгала с ветки на ветку.

Я всё равно оставил ей корм.

С тех пор я часто прихожу её навестить и часто вспоминаю о лесной красавице.

У. Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.

У: Самостоятельно проверьте написание выделенных красным цветом слов. Фронтальная проверка

(слайд). Сравните с тем, как вы записали эти слова на карточке. У кого появились ошибки в написаниях безударных окончаний? Почему?

С какими словами не было необходимости применять алгоритм?

Физминутка. Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.

ВР: Оценивание по таблице.

У: Заполните строку «Задание 3» в таблице, каждый правильный ответ — 1 балл (учитывается

написание только выделенных слов). Максимально - 5 баллов.

Давайте вспомним, как вы контролировали себя во время выполнения всех трех заданий. Ответьте на

последний вопрос оценочного листа. (Учитель читает критерии, дети отмечают).

  1. Рефлексия.

Приём: Соотнесение целей и результатов.

У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке'?

Д.: Научиться определять верную безударную букву гласного звука в корне слова по алгоритму.

У: Итак, когда нужно применять алгоритм?

Д: Когда гласный в корне находится в безударной позиции.

У: Как это делать?

Ребята проговаривают весь алгоритм.

У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Д: Результаты оценочной таблицы.

У: Кто набрал 18-17 баллов? Поднимите руку. Это работа на «отлично».

У: Кого 16-14 баллов — отметка «хорошо».

Кому удалось получить за работу на уроке больше баллов, чем планировалось в начале урока? Кто

планировал получить максимальное количество баллов и у него это получилось.У кого пока не

получается верно определять безударный гласный в корне слова?

Приём: Выявление причин ошибок.

Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней

перечислены некоторые причины (учитель читает причины) Все те, кто делал ошибки на уроке, т.е.

набрал 16 и меньше баллов. Возьмите 1 ценник и отметьте ту причину, которая имеет отношения к вам.

Дети ценниками (или любым другим способом) отмечают свою причину.

Ошибаюсь в
определении
корня

Ошибаюсь в определении окончания

Не могу подобрать проверочное слово

Не заполнил
алгоритм

Все помню, но не уверен
в себе, выполняю все
медленно

Другое

У: Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам верно определять безударный гласный в корне слова. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?
Дети высказывают идеи, педагог записывает их под столбцом с причиной.

У: Важно понять, где сделали ошибку, на каком этапе и найти пути, как этого исправить.

Приём: Дифференцированное домашнее задание.

У: Домашнее задание.

Для ребят, которые набрали высокие баллы (14 и более баллов) - Выбрать одну тему (например,
природа, техника, сказка, школа, искусство, наука), придумать в рамках темы 8 словосочетаний с
безударными гласными в корне слова. Написать их на листочке. На основе этого материала, мы составим тренировочные карточки для отработки умения правильно определять безударные гласные в корне слова.

Для ребят, которые набрали 13 и менее баллов — упражнение №... из учебника.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...