Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс)

Хэно Марина Михайловна

Владение словом - инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ по теме:

«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА».

Хэно Марина Михайловна – учитель начальных классов МБОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района ЯНАО

Язык — это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Тема данной работы является актуальной, так как на сегодняшний день многие ученики испытывают большие затруднения при составлении устных ответов на вопросы и при написании сочинений.

Проблемой, которую решает настоящая работа, явились некоторые недостатки в общепринятой системе повышения уровня связной речи обучаемых. Необходимо создать условия, позволяющие детям в спокойной обстановке проанализировать полученную в ходе их информацию, умственно выстроить связное повествование и грамотно выразить его на бумаге.

Цели:

- формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие психических процессов;

-  развитие личности младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные задачи:

1. Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.

2. Применение системы творческих заданий по развитию речи детей.

3. Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.  

Цель упражнений по развитию речи - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Все занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человеческая, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и чтением, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся. По вопросам развития речи имеется обширная методическая литература.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.

Еще в 18 веке М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию говорил о необходимости работы над умением мыслить, рассуждать, доказывать и убеждать. Вопросы развития речи интересовали Ф.И.Буслаева, автора первой методической работы «О преподавании отечественного языка» /1844/ К.Д. Ушинский считал родной язык главным, центральным предметом, основой духовного развития детей, основой познания мира. Он писал: «Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается им и выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета... Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себя их результаты...» /14,286/.

Проблема развития речи нашла отражение в преподавании русского как родного в трудах ученых - методистов К.Б. Бархина, И.А.Рыбниковой, М.А.Абакумова, В.А.Добромыслова, А.В.Петрова, Н.С.Рождественского, Е. А. Бариновой, Л.Б.Федоренко, Т. А..Ладыженской, М.Р.Львова и других.

В 60-е годы обосновываются принципы развития речи. Это единство развития речи и мышления, взаимосвязь устной я письменной речи, связь работы по развитию речи с изучением грамматики, стилистическая направленность развития речи. Принимаются попытки разработать теоретические основы методики развития речи в связи с тем, что к речи стали подходить не только, как к результату высказывания тексту, но и как к процессу речевой деятельности.

Если мы обратимся к процессу обучения речи в школьном возрасте, то увидим, что основная задача заключается в том, чтобы ребенок овладел устной и письменной речью. Ребенок, приходящий в школу, уже знает родной язык, но в школе приобретает знания литературного языка. А для детей коренной национальности ещё труднее вдвойне, так как русский язык является для них иностранным. Как правильно выстроить своё мышление и выразить свои мысли на русском языке, почти задача не из легких для всех детей. Как правильно смотреть на процесс обучения чтения и письму, который проделывает сам ребенок? Можно считать, что этот процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, то есть установление ассоциаций между буквой и звуком в письме и чтении и есть процесс развития.

Общим правилом для всех детей в разных странах является то, что ребенок в 9 лет, научившись читать и писать, в отношении развития письменной речи, то есть понимания текста и умения написать текст, очень значительно отстает. Спрашивается: почему же ребенок, научившийся читать и писать, говорит, как девятилетка, а пишет, как двухлетка? Очевидно, дело в следующем: словами, умением читать, синтаксисом, механизмом чтения и письма за 2 года обучения ребенок овладел вполне, но те же самые синтаксис и словарь в письменой речи употребляет иначе, чем в устной. Письменная речь представляет большие затруднения для школьников и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств:

  • Письменная речь абстрактнее устной. Это речь без интонации.
  • Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она завершается без собеседника.

Мы имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, то есть с двойной абстракцией. В письменной речи мы должны сами создавать ситуацию, мотивы речи, то есть действовать более произвольно, чем в устной речи. В письменной речи ребенок должен осознавать сам процесс выражения мысли в словах. Процесс перевода внутренней речи в письменную необычно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а письменная речь максимально построена для другого, который должен понять меня. «Если суммировать все сказанное, то огромное расхождение между устной и письменной речью у школьника становится понятным. Ведь мы должны рассматривать письменную речь как процесс возникновения новой формы речи, которая состоит в иных структурных и функциональных отношениях и имеет свои законы развития» /02.436/.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказывания, передает законченную тему т.е. представляет единое целое, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы - развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях - предложение. Развитие речи - учебная познавательная деятельность учащихся, организуемая и руководимая учителем, опирающаяся на чтение, изучение грамматики и направленная на совершенствование умений, навыков, оформления и выражения своих мыслей и чувств. В целом работу над связной речью, можно представить в виде таблицы. (Приложение № 1)

 Упражнения в связной речи: рассказ, пересказы, сочинения и т.п. - представляют собой высшую степень в сложной схеме речевых упражнений, в них сливаются все умение - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Костенко Ф.Л. /03.223/ разработал систему заданий, направленных на развитие письменной речи учащихся. Она состоит из нескольких серий:

  1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
  2. Составление связного текста из деформированных предложений.
  3. Составление рассказа из данных предложений.
  4. Сводный диктант.
  1. Письменные ответы на вопросы.

6. Образные слова и выражения в нашей речи:

а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи;

б/ роль глаголов в нашей речи;

в/ слова, близкие и противоположные по значению;

г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению;

д/ сравнение.

7. Составление рассказа по данному плану.

8. Изложение по самостоятельному плану.

9. Составление сокращенного рассказа по его плану.

10. Составление рассказа по его началу.

11. Составление рассказа по его концу.

12. Замена в тексте лица рассказчика.

13. Рассказ с элементами описания.

14. Выборочное выписывание из текста по заданию.

15. Сочинение по примерным образцам.        

Проанализировав содержание системы заданий, мы пришли к выводу: сочинение является результатом всей работы по развитию речи. «Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», - справедливо указывала М.А. Рыбникова /07,237/. Сочинение - «вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» /06,779/. Школьное сочинение представляет собой «результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой - средством достижения конечной цели - формирование коммуникативно-речевых умений учащихся. Она позволяет одновременно решать задачи обучения, развития; воспитания школьников» /1,17/.

Существуют различные виды сочинений. «По тематике, содержанию все сочинения, проводимые на уроках русского языка – можно разделить на две большие группы: сочинения на лингвистические, грамматические, лексические и т.д. темы, например: «Самая интересная, для меня тема: сочинения на темы из жизни, на так называемые свободные темы» /05,357/.        

По источнику получения материала различают сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кино-, телефильмов, радио- и телепередач, театрального спектакля и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников в получении материала. К источникам другого психологического ряда относится память сочинения, в основе которых лежит прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания я т.д.; восприятие сочинение по наблюдениям, то есть на основе специально организованного восприятия; воображение - сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни к юный автор никогда не встречался, - «Школа в будущем». По объему выделяются сочинения - миниатюры, которые отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, что в большинстве случаев обусловлено конкретным «узким» характером.

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются сочинения с лексическим, грамматическим, морфологическим, синтаксическим, стилистическим и т.д. заданиями и сочинениями по опорным словам, и словосочетанием. Наглядно виды сочинений можно представить в виде схемы. (Приложение №2).

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:

  1. Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.
  2. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения.
  3. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением.
  4. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.
  5. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием*
  6. Совершенствование написанного: проверка и направление.

Для того, чтобы урок развития речи достиг поставленных целей, необходимо начинать работу с выбора темы для сочинения. Очень важно использовать то, что ребята видят в окружающей жизни, их впечатления и наблюдения, их игры и интересы. При этом необходимо научить ребенка писать не о выдуманных предметах и событиях, а о том, что он не раз видел, что он хорошо знает. Поэтому темы для сочинений не должны носить общего, широкого характера. Они должны опираться на жизненный опыт детей. Когда тема для сочинения определена учителем возможно при активном участии самих учащихся, тогда необходимо подобрать материал для сочинений. Источники для детских сочинений могут быть различные: прочитанный рассказ, картина, кинофильм, живые наблюдения и впечатления учащихся, их воспоминания. Развитие у детей наблюдательности должно идти постоянно, а не только в процессе подготовки к сочинениям на определенные темы. Для этого учитель ведет с учащимися наблюдения за погодой и явлениями природы, за сменой времен года и сменой дня и ночи и др.

Что значит подготовиться к сочинениям по наблюдениям? Это значит, прежде всего, оживить в памяти свои знания о предмете, явлении, событии, воспроизвести свои непосредственные впечатления о том, что видел, слышал, делал. Если этих впечатлении окажется недостаточно, их следует подкрепить, повторить наблюдения, пополнив знания о предметах и явлениях. Готовясь к сочинению, ученику необходимо разработать в своих представлениях, мыслях, чувствах, сделать ясными те из них, которые потеряли свою живость в сознании, вспомнить отдельные детали, события, которое станет главным предметом изображения в сочинении. Плохо, если дети пишут сочинение по наблюдениям не о том, что видели сами, а о том, что вычитали из того или иного рассказа, статьи или стихотворения. Детей надо учить тому, чтобы они яснее, точнее изображали те события, предмета и явления, которые они наблюдали, причем, по возможности, своими словами.

М.С.Соловейчик /11,71/ считает, что создание, речевых ситуаций и ведение всей работы с учетом особенностей стиля речи и предполагаемого типа речи - первые два условия совершенствования обучения сочинениям. Третье условие, позволяющее приблизить школьные сочинения к реальной речевой практике и тем самым усовершенствовать работу над ним, выявление необходимости данной работы для повседневной жизни. Вышеуказанным методистом выделены следующие этапы подготовки и проведения письменных связных высказываний:

  1. Предварительная подготовка,
  2. Создание речевой ситуации.
  3. Организация наблюдений и непосредственная подготовка;
  4. Написание работы.
  5. Самопроверка,
  6. Анализ написанных работ.

Рассмотрим их более подробно / 12,284/.

Предварительная подготовка, цель которой - создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, окружающего мира, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель их готовит к творческой работе. Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. Этот этап по характеру неоднороден. Здесь и обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждения интереса к работе, желания активно включаться в нее, и организация наблюдений  на специальной экскурсии, и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.

Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы болезнью допустить орфографическую ошибку. Используется в практике установка: «Пользуйтесь только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовленную работу и препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положения и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Предоставление ребенку права при написании собственного текста пропускать сомнительные буквы он при этом вместо буквы может ставить точку или буквенную дробь /а/о/, а на поля - вопросительный знак, позволяет раскрепостить ученика и сделать сочинение подлинно творческой работой. Осуществление самоконтроля, то есть проверка написанного, сочетается с целевыми установками. Слушая товарища, постарайтесь оценить: все ли необходимое он сказал, доказал ли свои мысли, последовательно ли он их излагал, правильно ли формулировал. Необходимо предупреждать неэтичность действий детей. Чтобы самопроверка была успешной, ученик должен знать, во-первых, цель и содержание проверки, то есть зачем и что именно он контролирует, во-вторых, последовательность тех операций, которые следует выполнять, в-третьих, способы внесения исправлений.

Полезно рекомендовать детям несколько прочтений своего текста. Каждое из прочтений выполняется с отдельной целевой установкой:

а/ оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить, раскрыть, свою мысль и решить поставленную задачу поделиться, убедить, объяснить я т.п., нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

б/ решить, удачно ли сформулированы все мысли верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений.

в/ определить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста - заключить их в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст в соответствующем месте поставить значок, потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста - воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим - зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется каким-то условным знаком, например «звездочкой». Понятно, что обязательные условия поправки - аккуратность. (Приложение № 3)

Проверка ученических сочинений отличается от ежедневной проверки письменных работ. Учитель обращает внимание как на орфографические и пунктуационные ошибки, так и на разного рода логико-стилистические недочеты учащихся. Вместе с этим учитель отмечает для себя хорошие стороны в работах учащихся.

В сочинениях учащихся начальных классов мы встречаем недочеты:

  1. Касающиеся содержания сочинения несоответствие содержания работы ее теме, как она отражена в заглавии сочинения.
  2. Нарушение в области построения сочинения композиционные недочеты.
  3. Неправильная связь между отдельными частями целого рассказа, отсутствие такой связи.
  4. Неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи.
  5. Неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении.
  6. Лексические недочеты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений.

При оценке учитываются все недочеты. При исправлении орфографических ошибок, возможно, учитель, на поля выносит номер орфограммы, соответствующий памятке работы над ошибками. Анализ вместе с учащимся уже написанных сочинений после их проверки учителем также является средством обучения связной речи. Работа над ошибками должна выполняться на следующем уроке русского языка Ее необходимо начинать с чтения наиболее удачных работ, их анализа. Далее приводятся примеры неудачно подобранных слов, словосочетаний, предложений без указания авторов, выясняются ошибки и совместно устраняются. Класс выясняет, действительно ли ученики научились сочинять. После коллективного анализа дети приступают к самостоятельной работе. Задача учителя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи. В итоге должна прозвучать оценка уровня развития речи всего класса, подчёркиваются успехи тех, кто действительно их заслужил. На следующем уроке дается анализ работы над ошибками, выделяются наиболее удачные работы. Таким образом, мы показали, что сочинение является результатом развития письменной речи.

Успешному изучению материала по теме: «Речь устная и письменная и её значение» способствуют занимательные материалы «Букваря». При изучении правил общения и речевого этикета на уроке и в школе можно в торжественной обстановке вручить ученикам памятки. (Приложение № 4) Формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонетического слуха учащихся, работа над интонацией, темпом, тембром и силой голоса не заканчивает на уроках письма. (10, 14)

Работе по совершенствованию звукопроизношения и развитию фонематического слуха, культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи способствуют занимательные материалы «Прописей».

Многозначные слова, антонимы, синонимы, группировка слов по разным основаниям широко в них представлены.

Систематически проходит работа по составлению предложений, их распространению и усечению, работа над интонацией и логическим ударением.

Особый интерес у ребят вызывает озаглавливание текстов, пересказ, коллективное и индивидуальное составление рассказов из жизненного опыта, по прочитанному, по серии сюжетных картин и т.д.

Дружно происходит заучивание небольших стихотворений по выбору детей.

В целом построение учебного материала обосновано жизненной необходимостью, т. к. действительно нужно учиться писать телеграммы, записки, загадки, поздравления, письма, инструкции, рецепты и этюды (13, 110).

Правое и левое полушария головного мозга в отношении осуществляемых функций не являются симметричными. Они «ведают» противоположными половинами тела. Центры речи расположены в левом полушарии (правое полушарие в этом смысле «немое» и «глухое»). Речь – настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи: речедвигательный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить, слухоречевой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и понимать чужую речь, и зрительно-речевой центр, или центр чтения и понимания письменной речи. Следовательно, при работе по развитию речи необходимо выявить доминантное полушарие каждого ученика. (Приложение №7)

Дальнейшее исследование рассматриваемой проблемы предполагает расширение комплекса заданий, обогащение их новыми содержанием, познавательной вариантностью.

Вопросы на выделение существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности для устного или письменного выполнения (Приложение №5) способствуют развитию речи учащихся с различным уровнем подготовки. Упражнения в обобщении (Приложение №6) целесообразно использовать систематически. Итогом работы явилась разработка комплекса специальных заданий, направленных на развитие речи учащихся (Приложение №8). В процессе работы дети учатся грамотно излагать свои мысли. Работа интересна, захватывающа, не притупляет интереса детей и способствует лучшему освоению материала.

 Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи:

 "Волшебные кляксы". Цель: развитие воображения и речи.

Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.

"Сочиняем сказку".

Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.

 " Наблюдатель"

"По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал" Это цитата из размышлений Шерлока Холмса.

Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов: записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др. Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.

На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Одновременно школьники учатся различать разряды слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонения и спряжения) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях.

Учеников необходимо постепенно приучать пользоваться толковым и орфографическим словарями. С первых дней обучения дети заводят самодельные тетради-словари, где ведется словарно-орфографическая работа, к данным словам придумывают предложения и записывают их в тетрадь, рисуют картинку к слову. Такая работа способствует прочному усвоению и обогащению словарного запаса учащихся.

Виды творческих работ на уроках русского языка.

 1.Творческое списывание:

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся. Тема урока: «Слитное и раздельное написание не с глаголами». Задание: Вставь пропущенные глаголы с не.

Футбольная команда в полном сборе. До начала матча осталось три минуты, а вратаря нет. «Что же с ним случилось?»- ... игроки. «Сорвать решающий матч!»-... капитан. «А может, Игорь заболел. Ему всю неделю ...»,- сказал Олег, (недоумевают, негодует, нездоровится)

Тема урока: «Диалог».

Задание: Восстанови пропущенные реплики.

- Да, на юге.

- В Крыму.

- Конечно, видел! Купался в нем!

- Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.

Тема урока: «Число имен существительных».

Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму

одного числа.

В продовольственном магазине.

На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир,........ Во

Втором отделе можно купить макароны, ... , ... .В третьем отделе вам любезно предложат

различные кондитерские изделия: конфеты,... , ... .

Тема урока: «Спряжение глагола. Лицо, число»

Задание: Закончи предложения. Вставь пропущенные окончания.

Много слыш... и вид... в лесу внимательный охотник. Он слыш..., как ..., ... . Он вид..., как ..., ... . «Охотник слыш... , как лес дыш...»,-говор... русская пословица.

Тема урока: « Слово как самостоятельная часть речи. Морфология»

Задание: Определи, слова какой части речи пропущены. Объясни роль имен прилагательных в

тексте. Допиши 2-3 предложения о том, что будет сниться ежику в его лесных снах.

В ... дни готовит ... логово. Ночью и днем таскает в ... нору под ... пнем ... листочки и ... мох-стелет ... постель.

Придет ... зима, накроет его нору ... сугроб. Тепло ежу под ... одеялом. До солнышка проспит зверек. И будут сниться ему лесные ....

2.Редактирование текста.

З.Распространение рассказа.

Этот вид работы учит распространять текст на основе его зрительного восприятия. Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения».

Задание: Распространи текст.

Утро. Лето в разгаре. Поляна в березовом лесу. Буйно цветут травы. Четыре косца встали в ряд и взмахнули косами.

1. Знакомство с текстом.

2. Детальное рассмотрение картины А.Пластова «Косцы».

3. Знакомство с худ. произведениями, в которых описывается тяжелый, но бодрящий труд косцов (К.Ваншенкин. «Покос в лесу», отрывок из романа Л.Толстого «Анна Каренина» «Косцы»)

4. Распространение рассказа на основе художественных текстов.
4,Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими. Тема урока « Что обозначает имя прилагательное».

Задание: Опиши какое-нибудь животное также интересно, используя для этого имена прилагательные.

Огромный жук был словно в латах - истинный воин. Усы его напоминали стальные плети, состоящие из жестких подвижных булавообразных звеньев; один из сегментов груди был щедро утыкан по краям острыми шипами; клещи-это два широких острых серпа.

Говорят, что когда он летит, слышен издалека, и зрелище очень эффектное,  летящий с глухим жужжанием крест.

5.Осложненное списывание.

Тема урока: «Когда слова употребляются в переносном значении».

Задание: Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении. В огороде у дорожки Стоит солнышко на ... . Только желтые лучи У него не ... .

Вывод: Название одного предмета перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме. Это метафора. На метафоре построены почти все загадки.

Тема урока: «Сложное предложение».

Задание: Объедини простые предложения в сложные, используя данные в скобках союзы.

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы. (Потому что) Снежинки не плотно ложатся друг на друга.

5. Терминологический диктант.

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов.

Тема урока: «Лексическое значение слов».

1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном
творчестве (филология).

б.Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Тема урока: «Употребление слов в прямом и переносном значении» Задание:

1. Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.

2.0 ком так говорят?

Белая ворона звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый правая рука

Желторотый птенец язык без костей
Собаку съел семь пядей во лбу

Тема урока: «Обогащение лексики русского языка».

Задание: Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

Тема урока: «Как пополняется словарный состав языка».

Задание: Восстанови фразеологизмы:

Купить ... в мешке

Пустить ... в огород

Делить шкуру неубитого ...

Смотреть как ... на новые ворота

Дуется как ... на крупу

Набито как в бочке ...

Писать как ... лапой

7.Изложение- миниатюра.

Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста. Тема урока: «Знаки препинания при прямой речи».

Задание: Напиши изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.

Дятел с длинным белым червем в клюве нырнул в круглое отверстие дупла. Я закрыл дырочку ладонью. Но в это время дятел из дупла вдруг как долбанет мою ладонь, что я с криком отдернул руку.

И тут я подумал: «Какой храбрец! Не посмотрел на то, что я раз в двести больше его».

Тема урока: «Второстепенные члены предложения».

Задание: Напишите изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

Условия реализации и внедрения опыта.

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи - это прежде всего развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок. Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений, оценивание которых осуществляется в соответствии с нормами оценок.

Учеников, которые бы любили русский язык в школе, можно пересчитать по пальцам. Это, как правило, дети с врожденным, природным даром грамотности, точнее, даром отличного фонематического слуха. Для них ничего не стоит вставить пропущенную букву, даже не интересуясь существованием правила, определить, сколько «н» в суффиксе причастия, слитно или раздельно нужно писать какое-нибудь жутковатое наречие. Этим детям на уроке легко, потому что они успешны, а успех определяет положительное отношение к предмету. А что же делать остальным, у которых нет таких врожденных способностей, более того, есть врожденные или приобретенные трудности в виде дисграфии, повышенной тревожности, гиперактивности? Как быть с ними, ведь их большинство в наших школах? И вот здесь, на мой взгляд, просто необходимо активное использование на уроках устных приемов работы. Да, русский язык – письменный предмет, но без масштабной устной работы он становится однобоким, массивным и страшным. Поэтому задача учителя, выстраивая устную работу на уроках русского языка, показать предмет с другой стороны, продемонстрировать, что он многомерен, разнообразен и, самое главное, интересен. Повышение интереса у учащихся к русскому языку – одна из наиважнейших задач, которую учитель должен ставить наравне с задачей грамотности. Устная работа поможет ученику посмотреть не только на предмет, но и на себя с другой стороны. Если он был не успешен в письменной работе, то может проявить себя в другой, объективно более легкой, устной, тем более, если учитель сможет зажечь в нем интерес. Ну а как это сделать? Любой грамотный учитель легко ответит на этот вопрос. Конечно, через игру! Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх. И для очень многих детей игра – то связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком. Эффективность устной работы в ее разнообразии. Чем разнообразнее учитель выстраивает работу на уроке, чем больше различных приемов он использует, тем качественнее его урок – истина непреложная. Но главное, разнообразие устных приемов способствует раскрепощению детей. Ребенок, безграмотный и забитый глухими тройками – да и это уже превеликое счастье, - начинает чувствовать себя свободнее. Подчас его комплекс зиждется на непременном условии – надо писать. Так давайте на время уберем данное условие, ведь от этого хуже такому ученику уже не будет. Чтобы он начал писать грамотнее, надо сначала снять с него комплекс. В этом и есть основная задача учителя при устной работе на уроках. На своих уроках я использую несколько устных игр. Суть их сводится к одному раскрепощению детей и повышению их познавательной активности. Расскажу о некоторых из них. Все они универсальны и могут использоваться как в старших классах, так и в начальной школе.

Игра «Вставить букву» по теме «Личные окончания глаголов», 4 класс. Какая буква стоит в окончании: ЕИ?: Увид.шь, застел.шь, побре.шься, догон.шь, прочита.те, расскаж.шь, игра.те, полож.шь, дерга.шь, держ.шься, пролета.шь, завис.те, отреж.шь, выстро.шь, смастер.те, откаж.шь, дыш.те, выигра.шь, измен.шь, потерп.шь, отлом.шь, расскро.шь, пример.те.

Эта игра носит скорее разминочный характер. Рассчитана она на две – три минуты. Детям учитель предлагает слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Данный вид работы позволяет закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, Бер – бир, касс – кос, зар – зор и т.д.) и правописание окончаний глаголов и имен существительных. Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам.

Чтобы с первых дней вызвать у детей интерес к русскому языку и чтению, развивать устную и письменную речь, научить детей как правильно строить предложения и пробудить внимательное отношение к слову, мною был разработан комплекс из 56 упражнений по трем блокам:

  1. Упражнения, формирующие умения слушать и говорить
  2. Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствующие развитию навыка чтения по догадке, умения разгадывать загадки и, развивающие воссоздающее воображение
  3. Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произносить, выразительно говорить

I. Упражнения, формирующие умения слушать и говорить

1. Понаблюдай, как сокращают предложения до 4-х, 3-х, 2-х слов.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.

Зимой часто дуют холодные ветры.

Зимой дуют холодные ветры.

Дуют холодные ветры.

Дуют ветры.

Что изменялось, когда предложение сокращалось?

2. Попробуйте сократить эти предложения.

Летом часто идут проливные дожди.

Утром Вова ел рисовую кашу.

Мимо дома проехала грузовая машина.

Вышитое полотенце Лена подарила своей сестре.

На земле лежит мягкий ковер из хвои.

Гусеницы приносят большой вред нашим огородам.

Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.

3. Попробуйте сократить эти предложения.

Юра  и  Ваня  строили  на  ручье  мельницу колесом.

Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.

Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку.

В глухом лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых.

Кот спит очень чутко.

Светит теплое весеннее солнышко.

Коля и Федя бегали по лугу.

Вчера дул сильный и холодный ветер.

Мой дядя работает на заводе.

4. Попробуйте сократить эти предложения.

Слава заметил на дереве белку.

Мой товарищ поймал двух лещей.

У бочки с водой росли кусты роз.

Под кустиком они увидели синий цветочек.

Утренняя роса покрыла листву на деревьях.

Частые  капли падали на землю и тяжело шлёпали по листьям.

В этом глухом и тёмном лесу живут белки и ежи.

Маленький рысёнок весело бегает и прыгает в густой траве.

В апреле воздух заметно потеплел.

Снова услышим звонкий свист снегирей только в зимнем лесу только в начале зимы.

5. Переставьте слова в предложении. Подумай, что получилось?

Сегодня утром Маша пошла в школу. Маша сегодня утром пошла в школу. Утром сегодня пошла Маша в школу. Пошла Маша сегодня утром в школу. В школу пошла сегодня утром Маша.

6. Переставьте слова в предложении. Подумай, что получилось?

Толстый лед сковал ручей.

Весело пели в лесу птички.

Воробей громко и тревожно зачирикал.

Из молока получают масло и сыр.

Звери и птички рады теплу и весне.

Под старой берёзой Алёша увидел маленького

птенчика.

7. Переставьте слова в предложении. Подумай, что получилось?

Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.

Медведица любит в холодке подремать.

Водяной паук смастерил домик из воздуха.

Гнездо висит на высоте двух метров на ветке можжевельника.

Буйно цветёт над водой водяная кашка.

Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.

Головка у птицы чёрная, а грудка зелёная.

В тундре волки и олени живут рядом.

8. Переставьте слова в предложении. Подумай, что получилось?

Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.

Лучи солнца мягко освещали лесок и озеро.

Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы.

Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.

Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани.

9. Измените одно слово и понаблюдай.

Ученики пришли из школы.

Девочки пришли из школы.

Сыновья пришли из школы.

Озорники пришли из школы.

Дети вышли из школы.

Дети прибежали из школы.

Дети вышли из магазина.

10. Продолжите предложения.

Снег лежал на крыше.

Воробей вылетел из-за забора.

Валя гостила под Москвой.

Теплоход пристал к пристани.

Я медленно шел по тропинке.

Стоит яркий солнечный день.

Пришла долгожданная весна.

В кустах весело пел чиж.

Журчат шумные ручьи.

По дороге шла старушка с ведром воды.

Чарушин написал много интересных книг о родной природе.

Дикие ветки дают кислые мелкие плоды.

С листьев стекали свинцовые капли росы.

Под старой сосной грелась рысь.

В зелёной траве стрекочут кузнечики.

Это пахнут лопнувшие почки на тополе.

11. Продолжите предложения.

Вечером   у   лесной   тропинки   мы   увидели светлячков.

От   веточки   к   веточке   потянулись   золотые паутинки.

С рокотом пролетел над лесом аэроплан.

Майские жуки обгрызают листья.

Жучки проспали всю зиму под корой этого пня.

Утята прыгнули в воду и поплыли.

Малинка   подбежала   к   Насте   и   радостно замычала.

Зимой   караси   уйдут   в   глубокие   ямы   и пролежат до весны.

Его   пугал   страшный   филин   и   ловила, разбойница-рысь.

12. Послушайте, запомните и ответьте всё ли верно. Докажите.

Выпал снег, Алёша вышел загорать.

Мальчики  поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.

Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

В лесу раздавались весёлые трели кукушки.

Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песенку.

Я очень удивился, когда в норе увидел большого жука.

Сегодня ночью я слышал, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали лисы.

Ёжик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.

13. Послушайте, запомните и ответьте всё ли верно. Докажите.

Я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок — на чердаке, а мыши— в старом чемодане.

В парке Лиза видела зайца, пять обезьян, двух медведей, бизона, девять змей и зебру.

Нам стало жаль черепаху и мы отпустили ее в синее море.

Усталый заяц вернулся с ночной охоты.

Мужик взял пилу и пошел в лес рубить

дерево.

У мальчика была температура 36 и 5, поэтому

он метался в бреду.

В каплях дождя шумели солнечные лучики.

Солнце закрыло облако.

Облако закрыло солнце.

Ветер расколол лёд.

Лёд расколол ветер.

14. Послушайте, запомните и ответьте всё ли верно. Докажите.

Холм закрыл лес.

Лес закрыл холм.

Осень сменяет лето.

Молодой клён прикрыл старый дуб.

Старый дуб прикрыл молодой клён.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперёд.

Дорога, по которой  двигался автомобиль, пересекала аэродром.

15. Понаблюдайте, как можно дополнять предложения.

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

Серёжа учит.

Серёжа учит уроки.

Брат Серёжа учит уроки.

Брат Серёжа учит уроки по математике.

Мой брат Серёжа учит уроки по математике.

16. Дополните предложения

Лида читает... Мама сшила... Папа привёз... Птичка прилетела... Мы открыли... Кот мяукал... Весна пришла... Идет дождь... Мышка вышла... Заяц убегал... Дети помогали... Расцвела черёмуха... Я отогнал...

17. Окончите предложения.

Девочка шла по …Мальчик покраснел от стыда …Толя с Васей возвращались... Травка выглянет на свет... Всем нужны хорошие... Летом мы решили...

По пути бабушка мне... Пришла дружная... Звонко закуковала...

У мальчика был любимый... Потом девочка посадила в рыхлую...

А над поляной... В эту зимнюю пору птицам приходится... Медведи любят...

С детства мы любим... Дети встретили в лесу старушку Барбос растянулся на солнце, но... Барбос растянулся на солнце, а... Барбос растянулся на солнце, чтобы... Барбос растянулся на солнце, когда... Барбос растянулся на солнце, хотя... Барбос растянулся на солнце, где...

18. Окончите предложения.

Кошка взобралась на дерево, которое... Кошка взобралась на дерево, чтобы... Кошка взобралась на дерево, когда... Кошка взобралась на дерево, потому что...

Злоумышленники рассчитывали, что...Они бесстрашно ловят зверей и привозят их в … Когда они вошли в автобус, то увидели, что... Сердце у него отчаянно билось, поэтому... Путешественники прошли по заснеженному лесу и очутились на поляне, которая... Я с интересом читал рассказ Осеевой, который...

19. Окончите предложения.

Мы ведь не знаем, где...Если посмотреть в окно, то...Там было так темно, что...

Через  несколько дней  такого лечения  рана стала затягиваться, и...Они очень любили этого пса, потому что... Я хочу, чтобы... Расскажите мне, где... В полях ещё белеет снег, а... Он не знал, как... Она подошла ко мне и... Я знал, что совершил глупый поступок, но... Товарищ тот, кто... Хорошо жить на свете, когда... Где любовь, да совет, там и... При солнышке тепло, при матери...

Добрый сын отцу — радость, а худой — ... Братская любовь крепче...

Встретил с радостью, а провожал с... Умел дело делать, умей и...

20. Задайте вопрос к данному ответу.

Канарейка улетела в окно. Сорока села на дерево. Ребята ходили в лес за грибами. Мама подарила Тане красивое платье. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Ласково светило солнышко. Борис Житков мечтал о дальних походах. Радуются солнцу птицы и звери. Старик тосковал о лебеди и жалел его. Черепаха Тортила подарила ключик Буратино. Гадкий утенок стал красивым белым лебедем. Снежная Королева заколдовала Кая. Дюймовочка спасла ласточку от смерти.

21. Задайте вопрос к данному ответу.

Фея подарила Золушке туфельки из чистейшего хрусталя. Красная Шапочка пошла проведать бабушку. Доктор Айболит поехал в Африку лечить обезьян.

Доктор с друзьями победили злодея Бармалея. Иванушка превратился в козлёночка. Бременские музыканты странствовали по свету. В избушке жили три медведя. Колобок перехитрил зайца.

II. Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствующие развитию навыка чтения по догадке, умения разгадывать загадки и, развивающие воссоздающее воображение

1. Кто это? Что это? отвечай быстро.

Звонкий, быстрый весёлый —

Вкусный, алый, сочный —

Желтые, красные, осенние —

Холодный, белый, пушистый —

Бурый, косолапый, неуклюжий —

Жёлтые, красные, зелёные —

Старательный, послушный, вежливый —

Зелёный, продолговатый, сочный —

Аккуратная, послушная, веселая —

2. Кто это? Что это? отвечай быстро.

Задиристый, драчливый, взъерошенный —

Белое, пушистое, лёгкое —

Маленькая, серенькая, пугливая —

Ветвистая, зелёная, колючая —

Новая, интересная, библиотечная —

Старый, кирпичный, четырехэтажный —

Красное, спелое, сладко —

Чистое, голубое, горное —

Белый, пушистый, лесной —

Пугливая, беленькая, маленькая —

Белоствольная, высокая, стройная —

3. Кто? Что?

рос —

светил —

висел —

зрел—

росла —

-   светила —

висела —

зрела

росло —

-  светило —

висело —

зрело

росли -

- светили —

висели —

зрели

4. Изменяй по порядку.

я бегу

я стою

я играю

я дремлю

ты бежишь

ты...

ты...

ты...

он бежит

он...

он...

он...

мы бежим

мы...

мы...

мы...

вы бежите

вы...

вы...

вы...

они бегут

они...

они...

они...

5.        Изменяйте и дополняйте.

я хожу в магазин        я бегаю...        я пою...

ты ходишь за хлебом        ты бегаешь...        ты...

она ходит по кругу        он                он...

мы ходим друг за другом        мы...        мы...

вы ходите в гости        вы...        вы...

они ходят попусту        они...        они...

6.        О ком или о чем я рассказывается, догадайтесь.

Ученик, школьник, мальчик, дежурный, второклассник, сын, внук, проказник—

Девочка, хохотушка, непоседа, хозяюшка, внучка, дочка, помощница—

Умелец, работник, родитель, мужчина, сын, внук, друг, муж -

Хозяйка, женщина, дочка, жена, внучка, повар, рукодельница, утешительница, любимая—

Приятель, друг, одноклассник, выдумщик, ровесник, товарищ, сосед—

Мечтатель, выдумщик, весельчак, поэт –

7.        О ком или о чем я рассказывается, догадайтесь.

Ждет, встречает, спрашивает, кормит, читает, варит, стирает, штопает, шьет, жарит, хлопочет, напевает, провожает, устает, смеётся, заботится—

Мастерит, чинит, читает, носит, советует, спрашивает, сердится, наказывает, прощает, удивляется, развлекает, работает, покупает, хохочет, заботится—

Прыгает, бегает, учит, поёт, читает, решает, веселится, задумывается, оступается, поправляется, гуляет, играет, моет, купается, плескается, отдыхает, помогает, заботится—

8.        О ком или о чем я рассказывается, догадайтесь.

Ползёт, шипит, извивается, блестит, жалит—

Поёт, летает, хватает, кормит, приносит, заботится—

Варит, солит, мешает, жарит, режет—

Подметает, протирает, моет, вытирает—

Шьёт, метёт, подметает, кроит, режет—

Копает, рыхлит, пропалывает, поливает—

Волнуется, переживает, тревожится—

Гуляет, играет, веселится, разговаривает-

Ходит, жуёт, мычит—

Ходит, ржёт, жуёт—

Ходит, жуёт, блеет—

9.        О ком из литературных героев так можно сказать?

сильный, добрый сильный,

злой разумный,

осмотрительный-хитрый,

осмотрительныйпривлекательный,

коварный привлекательный,

добродушный слабый,

бесстрашный - сильный,

трусливый смелый,

красивая,   приветливая,   привлекательная, добрая, бесстрашная-

красивая, злая, коварная –

III. Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произносить, выразительно говорить

1. Песенки-долгоговорки. Повторите как можно большее количество раз.

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего

Не замечает,

Тот ничего

Не изучает.

Кто ничего

Не изучает,

Тот вечно хнычет

И скучает.

(Если скучно стало, Начинай сначала)

Кто вечно хнычет...

2. Повторите как можно большее количество раз.

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок — в сапожках,

Курочка — в серёжках,

Селезень — в кафтане,

Утка — в сарафане!

Котик в новой свитке,

Кошечка — в накидке,

С перстеньком на лапке...

А собака - - в шапке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

— Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!..

3. Расскажите, не ошибитесь и всем улыбнитесь! Постарайтесь запомнить.

Сто веселых лягушат

На кораблике спешат.

На кораблике спешат

В край весёлых индюшат.

Сто веселых индюшат

На кораблике спешат

На кораблике спешат

В край веселых лягушат.

Вот приплыли лягушата

В край весёлых индюшат.

  • Где же ваши индюшата?

Все в гостях у лягушат.

Вот приплыли индюшата

В край весёлых лягушат.

  • Где же ваши лягушата?
  • Все в гостях у индюшат.

Так уже сто лет подряд

Ожидают, говорят,

Лягушата индюшат,

Индюшата лягушат.

4. Расскажи, не ошибись и всем улыбнись! Постарайся запомнить.

Когда я играю,

я убираю.

Когда убираю,

я в это играю.

Мою, стираю и пыль вытираю—

такую игру я себе выбираю.

5. Расскажи, не ошибись и всем улыбнись! Постарайся запомнить.

Можно всему-всему научиться.

И научиться,

Как не учиться.

Но надо учиться,

Как надо учиться!

Д то неизвестно, что может случиться!

6. Послушайте доскажите чистоговорку.

БА-БУ-БЫ        на дворе стоят столбы

БУ-БЫ-БА        из окна торчит труба

ДО-ДУ-ДА        гудят провода

УЖ-ЖУ-ЖУ        молока дадим ужу

ЖА-ЖА-ЖА        есть иголки у ежа

ЖИ-ЖИ-ЖИ        здесь живут ежи

ЗА-ЗА-ЗА        уходи домой коза

МУ-МУ-МУ        молока кому

МО-МО-МО        едим эскимо

РИ-РИ-РИ        двор убрали раз, два, три

РЫ-РЫ-РЫ        не заметили жары

СА-СА-СА        в лесу бегает...

СО-СО-СО        у Вовы...

ТА-ТА-ТА        у нас дома...

ТЫ-ТЫ-ТЫ        сметану съели всю...

ЧА-ЧА-ЧА        горит в комнате...

ЧУ-ЧУ-ЧУ        молоточком я ...

ША-ША-ША        мама моет...

ТО-ТО-ТО        стали мы играть в...

ОЧ-ОЧ-ОЧ        наступила...

ШУ-ШУ-ШУ        я письмо...

Продолжайте сами.

7. Читайте четко, ясно, весело!

су-су-су        было холодно в лесу

усь-усь-усь        на лугу пасётся гусь

Ба-бу-бы        на дворе стоят столбы

бу-бы-ба        из окна торчит труба

до-ду-да        гудят провода

уж-жу-жу        молока дадим ужу

та-та-та        у нас дома чистота

ты-ты-ты        сметану съели всю коты

ти-ти-ти        съели кашу всю почти

тё-тё-тё        отложи ты шитьё

то-то-то        стали мы играть в лото

ать-ать-ать        мы идёт гулять

ат-ат-ат        берём с собою самокат

жа-жа-жа        есть иголки у ежа

жи-жи-жи        здесь живут ежи

же-же-же        дождь прошел уже

ча-ча-ча        горит в комнате свеча

8. Читайте четко, ясно, весело!

чу-чу-чу        молоточком я стучу

оч-оч-оч        наступила ночь

за-за-за        уходи домой коза

зу-зу-зу        моем Катю мы в тазу

ша-ша-ша        мама моет малыша

шу-шу-шу        я письмо пишу

аш-аш-аш        у Марины карандаш

ма-ма-ма        дома я сама

му-му-му        молока кому

мо-мо-мо        едим эскимо

мы-мы-мы        прочитали мы

ми-ми-ми        поем ноту ми

ща-ща-ща        мы несем домой леща

ащ-ащ-ащ        мы наденем плащ

ри-ри-ри        двор убрали раз, два, три

ры-ры-ры        не заметили жары

са-са-са        в лесу бегает лиса

со-со-со        у Вовы колесо

ос-ос-ос        на поляна много ос.

9. Дополняйте!

ра-ра-ра        начинается

ры-ры-ры        у мальчиков

ро-ро-ро        у нас новое

ру-ру-ру        продолжаем мы

ре-ре-ре        стоит домик на

ри-ри-ри        сидят на ветках

ар-ар-ар        кипит наш

ор-ор-ор        созрел красный

ир-ир-ир        мой папа

арь-арь-арь        на стене висит

ра-ра-ра        у мышки есть

ре-ре-ре        носим воду мы в

ры-ры-ры                

ро-ро-ро                

ру-ру-ру                

ри-ри-ри                

ир-ир-ир                

ар-ар-ар                

ры-ры-ры

10. Составьте рифмованные строки на тему.

 - Чо-чо-чо, чо-чо-чо

  • У меня болит плечо.
  • Чу-чу-чу, чу-чу-чу
  • Нет, к врачу я не хочу.
  • Ча-ча-ча, ча-ча-ча
  • Буду плакать у врача.
  • Чи-чи-чи. чи-чи-чи
  • Помогают нам врачи.
  • Чу-чу-чу, чу-чу-чу

- Ну тогда пойду к врачу.

УСЬ-УСЬ-УСЬ        

На лугу пасётся...

11. Послушайте, доскажите, но не ошибитесь!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только....

Болты, шурупы, шестерёнки

Найдёшь в кармане у....

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только....

При всех померятся силёнкой,

Конечно, любят, лишь....

Боятся темноты трусишки,

Все, как один, они —

Сшила мама для сынишки..., .... и ... .

Утки квакают, а лягушки ....

Что в корзине у Кирюшки..., … и …

12. Читайте и играйте, называя слова на одну букву

Вот сколько на К я умею назвать:

КАСТРЮЛЯ, КОФЕЙНИК, КОРОБКА,

КРОВАТЬ, КОРОВА, КВАРТИРА, КАРТИНА, КОВЁР,

КЛАДОВКА, КАЛИТКА, КОМОД,

КОРИДОР.

  • Ой, хватит! И буква ведь может устать!
  • А вот что на Т ты умеешь назвать?
  • Топор, табуретка, тарелка и ложка...

— Ты кажется, что-то напутал немножко!

—        Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на С назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка... и кошка!

  • А кошка откуда?
  • Залезла в окошко!
  • Спроси лучше кошку — откуда пришла
  • И вся ли посуда на кухне цела...

Загадайте букву — называйте слова, которые начинаются на эту букву: Л — лейка, ложка, лампа... Кто больше?

13. Читайте быстро, легко, не ошибайтесь.

Роза, дым, конь, перо, дыня, пояс, коза, рама, трава, портфель, слон, дрозд, сокол, копьё, рог, топор, пенал, дятел, палатка, телефон, рак, ^лык, трость, дорожка, соловей, кисточка, тетерев, раковина, полянка, дерево, тарелка, дупло, папка, собака, клюв, река, пустыня, камень, рысь, парик, дворец, персик, ромашка, труба, корзина, таракан, скатерть, карета, русалка, снегирь, соня, дубинка, столб, тополь, коньки, решето, топор, сосна, дракон, стол.

14. Читайте слова, которые начинаются на букву Р, Д, К, П, Т, С.

15. Читайте названия животных, растений, названия вещей, которые нужны школьнику.

16. Научитесь читать быстро, весело, четко.

Запомните эти строки и повторяйте, не заглядывая в книгу.

Семь суток сорока старалась спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом соседка синица:

— Стать самой скрипучей сорока

стремится!

17. Научись читать быстро, весело, четко.

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок—

Сразу поссорились,

Сразу поссорились,

Сразу поссорились,

Сорок сорок!

18. Научитесь читать быстро, весело, четко.

ЛИСТ — ЛИСТОК — ЛИСТОЧЕК — ЛИСТОПАД ЛИС — ЛИСА — ЛИСЁНОК — ЛИСИЙ — ЛИСИЦА ЛЕНЬ — ЛЕНТЯЙ — ЛЕНТЯЙКА — ЛЕНИВЫЙ ЛЕС — ЛЕСОК — ЛЕСНИК — ЛЕСОПАРК — ЛЕСОВОЗ – ЛЕС –ЛИСТ –ЛИСИЦА – ЛЕНТЯЙ- ЛИСЁНОК – ЛЕСОК - ЛЕНИВЫЙ

19. Попробуйте прочитать спрятанные предложения.

хо

ший

РО

РО

У

ЖАЙ

СВА

ли

и

ШУ

РИ

щи

КА

ох

БЫ

ВКУС

КАК

ло

НО

ХВА

ли

БЯ

ШЕК

ли

РЕ

ТИ

20. Составляйте предложения:

кот крот икра искра сон стон маки маски сова слова парик парник газ глаз сук стул река репка кубок клубок каска краска дуло дупло куб клуб топка тропка пенка пенька щека щепка сор спор сок скок пачка прачка шерсть шесть ботинки ботики мак маяк

21. Попробуйте составить рифмованные строки

мошка   мишка   мышка   кошка   кепка   репка щепка щетка шашка шапка шубка трубка пушка   пешка кашка ромашка

22. Прочитайте, не ошибитесь!

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-топама...

Нет, ги-попо-тото-попама...

Нет, ги-тото-попо-потама...

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоем

Взглянуть на ги.. на бегемота.

Мы чаще так его зовем...

23. Вспомните голоса и движения животных

Заяц прыгает, а ласточка ... Червяк ползёт, а рыба ... Лошадь бегает, а змея ... Гусеница ползёт, а кузнечик ... Корова мычит, а лошадь ... Собака лает, а кошка ... Свинья хрюкает, а овца ... Курица кудахчет, а кукушка .... Лягушка квакает, а мышь ... Сорока стрекочет, а ворона ... Голубь воркует, а воробей ...

Перечитай ещё раз быстро и без ошибок.

24. Читайте быстро. Глядите зорко.

Научись читать весело, чётко!

ум сом    кот   лев     мел    день    рысь        мяч

уж сон     вот    лук     мал    тень    гусь        мил

уг-   сын    тот    лаг.     мол    пень   весь        мел

ух  сор     так    рак     мыл   дом     печь        мял

ёж сыр    ток    жук    мир   том     речь        мал

ум сом сыр лук мал тень гусь мил речь        сор

ух ток рак мол тень весь рысь лак дом

25. Прочтите быстро сначала слова в столбиках, а потом в строчках

гусь

тушь

печь

конь

лед

соль

лук

рысь

тишь

дочь

рань

мёд

бол ь

люк

путь

тюль

речь

даль

дом

толь

лес

пить

моль

течь

соль

шар

тень

лось

бить

боль

мяч

боль

меч

день

лис

26. Читайте медленно, но целыми словами, ставьте правильно ударение

мышка

миска

шарик

внуки

вилка

палка

дятел

грузы

марка

кукла

ветер

школа

норка

корка

голубь

флаги

жарко

жалко

домик

слива

зайка

цапля

тополь

двери

кошка

чашка

корень

груша

чайка

шишка

лагерь

клещи

щётка

ветка

повар

крылья

речка

нитка

молот

сквер

ранка

тыква

парус

свист

Читайте ещё раз, но теперь быстрее. Читайте слова снизу вверх.

Таким образом, мы показали, что благодаря использованию  творческих работ можно добиться успехов в развитии речи детей и повысить интерес к русскому языку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балашов Т.Ю. «Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию» ж. «Начальная школа» № 2, 1996 с.17-18.
  2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М.Педагогика 1991 с.436.

3. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи 3 класс» М.Просвещение 1980 с.22 .

  1. Кустарева В.А. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Педагогика 19.74 357.-.362.
  2. Кустарева В.А., Рождественский Н.С.. «Система письменных упражнений в связной речи» Издательство академии педагогических наук РСФСР 1963 C.I0-20.
  3. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» М АЗЪ. 1993 с.744.
  1. Рыбникова М.А. «Очерки по методике литературного чтения» М.Просвещение 1985 с.237.
  2. Соколова Т.Н. «Школа развития речи» М.Росткнига 2007 с.3
  3. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994 с.71-93.
  4. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение 1993 с.284.
  5. Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век 2007
  6. Ушинский К.Д. «Родное слово» Избранные педагогические сочинения M. 1974 т.2 с.286.

  1. Светловская Н.Н. Когда и почему ребенку читать не хочется? // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / Под ред. М.С.Соловейчик и др. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 412 с.

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

  1. Схема «Развитие речи учащихся»
  2. Схема «Виды сочинений»
  3. Памятка для самостоятельной поверки сочинений
  4. Правила хорошей речи

5. Образцы вопросов на выделение существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности для устного или письменного выполнения.

6. Виды упражнений в обобщении.

7. Приемы выявления доминантного полушария.

8. Планирование работ по развитию речи на уроках русского языка и чтения.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Памятка для самостоятельной проверки сочинения.

Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная
    мысль?
  3. Нет ли. в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  4. Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
    предложения?
  7. Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?

Памятка 2.

  1. Проверь, не пропустил ли ты букву?
  2. Правильно ли написал безударные гласные?
  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

Приложение № 4

Правила хорошей речи

■ На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему.

  • Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?

  • На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая добрым взглядом, кивком головы.

  • Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая одноклассника, не мешая ему принимать решения.

  • Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени: Таня, Петя, у Тани, у Пети... Можно даже прямо обращаться к ученику: «Петя, ты не сказал...», « Таня, ты неверно...»

  • Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извините» или «извините, пожалуйста» и т. п.

Открытие большей части этих правил речевого поведения произойдёт на данном уроке. Понятно, что воплощение их в жизнь потребует долгого времени, Вашего терпения и кропотливого труда.

  • Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству.

  • Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.

  • Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала
    извиниться.
  • Не разговаривать, когда жуёшь.
  • Не кричать, не размахивать руками.

Приложение № 5

Образцы вопросов на выделение существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности для устного или письменного выполнения.

  1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О помидоре? О моркови? О яблоке? О вишне?
  2. Укажите признаки солнца, луны, звезд, лампочки. Назовите их общий признак.
  3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый, высокий, стройный, красивый, сочный, сладкий, ароматный, быстрый, ловкий, проворный.
  4. Про кого или про что можно сказать высокий и про кого про что - низкий, белый, черный, сладкий, горький, умный, глупый, гладкий, шершавый, ловкий, неуклюжий?
  5. Назовите общие признаки весны и осени; вороны и скворца, пшеницы и овса, лошади и собаки, липы и клена, яблони и груши, автобуса и троллейбуса.
  6. Назовите признаки, по которым эти предметы различаются.
  7. Укажите несколько признаков свойств какого-то предмета. Какое из этих свойств самое главное, существенное?
  8. Дети должны понять, что в разных обстоятельствах существенными могут становиться различные свойства предметов.
  9. Как говорят, когда спорят и сердятся, и когда рассказывают что-либо интересное, смешное?

Приложение № 6.

Виды упражнений в обобщении.

  1. Перечисление предметов с последующим обобщением клен, липа, яблоня - деревья.
  2. Предметы подобраны так, что среди них есть конфликтные слова, например: сеялка, сенокосилка, комбайн, плуг, тепловоз, телевизор. Учащиеся выделяют общие признаки названных предметов, мотивируя исключение «лишних», «конфликтных» слов: ни тепловоз, ни телевизор сельскохозяйственными машинами не являются.
  3. Упражнение, подобное первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, назначения. Это описание служит основанием обобщения.
  4. Обобщение по данному видовому понятию. Суть его состоит в том, чтобы учащиеся характеризовали не группу видовых понятий родовым, а определяли родовое понятие по отношению к одному видовому. Желтая акация - кустарник. У нее нет главного ствола, растет из земли сразу же несколько побегов или веток.
  5. Раскрытие объема родового понятия. Грибы: подосиновики, лисички, маслята и т.д..
  6. Двойное обобщение или двухступенчатое, например: Что такое сосна, береза, тополь? Это дерево. Что такое шиповник, орешник, смородина? Это кустарники. Как назвать и то и другое вместе. Это растения. Назовите общие признаки растений? Растения имеют листья, ствол, корни, они цветут, на них бывают семена.

Приложение  №7

Приемы выявления доминантного полушария.

  1. Ребенку предлагается скрестить между собой пальцы обе рук. Учителю необходимо обратить внимание на то, большой палец какой руки находится сверху правой или левой.
  2. Предложить из листа бумаги сделать подзорную трубу, а потом посмотреть в нее. В данном случае видно, к какому глазу приложит ребенок лист правому или левому.
  3. «Поза Наполеона». Необходимо скрестить руки на груди. Следует заметить, какая рука находится сверху по локтю.
  4. «Аплодисменты». Ребенку предлагается похлопать в ладоши. Учитель обращает внимание на то, какая рука сверху более активна.

Далее составляются формулы: ПППЛ или ПППП - доминантное левое полушарие; ЛЛЛП или ЛЛЛЛ - доминантно правое полушарие; ППЛЛ - гармоничное развитие личности.

При получении формулы ППЛЛ мы обратили внимание на другие индивидуальные особенности ребенка.

Приложение № 8

Планирование работ по развитию речи на уроках русского языка и чтения.

I четверть.

Осенние наблюдения.

Отметить время отлета птиц, первые заморозки, золотую весну берез, последние уборочные работы  в поле, на огороде, первые снежинки, отлет водоплавающих птиц, первую порошу, покрытые льдом моря.

Задание распределяются между учащимися. Каждое задание выполняют 2-3 человека и заполняют классный календарь наблюдений.

Первая учебная неделя.

  1. Назвать свои любимые места, уголки природы, объяснить, чем
    они дороги.
  2. Подготовка к сочинению.
  3. Свободные рассказы лете и о летнем отдыхе.
  4. работа над заглавием.
  5. Работа над планом.

Вторая учебная неделя.

  1. Членение сплошного текста на предложения.
  2. Работа над заглавием.
  3. Вспомнить об интересном случае, который произошел летом. Рассказать об этом как можно подробнее.
  4. Работа над построением сочинения.
  5. Работа над планом.

Третья учебная неделя. (Подготовка к сочинению сбор материала, обобщение личных наблюдений за осенними изменениями в природе).

  1. Работа над заглавием.
  2. Систематизация материала по теме «Золотая осень», экскурсии.
  3. Сочинение-миниатюра по материалам наблюдения.

Четвертая учебная неделя.

  1. Домашнее сочинение с классной подготовкой по материалам длительных наблюдений.
  2. Свободные рассказы детей по теме: «Осень в поле» огороде, в саду и т.д..

Октябрь.

Наблюдения. Отметить серое небо; сокращение дня; бисерные дожди, продолжительные и однообразные; холодные сердитые осенние ночи. Отметить первый «пробный» снег.

Пятая учебная неделя.

  1. Работа над материалом по теме «Охрана природы».  
  2. Рассказы детей по личным наблюдениям о поведении птиц осенью.
  3. Работа над описанием.
  4. Составление и запись рассказа по личным впечатлениям на тему
    «Я видел/а листопад».

Шестая учебная неделя.

  1. Составление трех-четырех предложений по наблюдениям.
  2. Сочинение-миниатюра по наблюдениям.            

Седьмая учебная неделя.

  1. Озаглавливание текста.
  2. Редактирование.
  3. Подготовка к сочинению.
  4. Сочинение по экскурсии.

Восьмая учебная неделя.

  1. Работа над предложением.
  2. Рассказы на тему «Как я подружился с птицами».

Девятая учебная неделя.

  1. Редактирование.
  2. Составление и запись небольшого рассказа по личным впечатлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

Развитие устной и письменной речи на уроках математики

Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.Речь существует в двух формах – устной и пись...

"Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"

Разработка методической темы "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"...

«LEGO-конструирование как инструмент языкового восприятия и развития навыков устной и письменной речи в обучении русскому языку в начальной школе»

Всё больше и больше новых предметов стало появляться в школе за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование.Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, уд...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе

Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе

Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформлени...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе

. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформле...