"Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"
статья по русскому языку на тему

Талзи Елена Николаевна

Разработка методической темы "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка при работе над сочинением"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка методической темы:

«Развитие  связной  письменной  речи  на  уроках  русского  языка  при  работе  над  сочинением»  

 

Оглавление

1.    Введение………………………………………………………………3 – 5

2.   Теоретическая  часть………………………………………………….6 – 10

3.   Практическая  часть…………………………………………………..11 - 21

4.   Заключение…………………………………………………………….    22

5.   Литература……………………………………………………………..    23

1.  Введение.

Проблема  развития  речи  младших  школьников  является  одной  из  самых  актуальных  в  современной  методике  русского  языка  в  начальных  классах.

   Важнейшим  условием  развития  речи  детей  является  потребность  в  высказывании,  повышение  речевой  мотивации,  желание  выразить  свои  мысли  и  чувства.  Это  требует  определённой  организации  коммуникативно-деятельностного  подхода  к  обучению.

  Вторым  условием  является  наличие  содержательной  основы  для  высказывания,  когда  ребёнок  не  только  хочет  говорить,  но  и  может  о  чём-то  сказать.  Для  этого  необходимо  проводить  работу  по  расширению  и  уточнению  представлений  детей  об  окружающем  мире  как  непосредственно,  с  помощью  наблюдений,  так  и  опосредованно,  с  помощью  книг,  картин,  рассказов  других  людей.

   Развитие  речи  детей  затруднено  без  овладения  ими  определённой  формой  речевого  высказывания,  разнообразными  средствами  его  построения.  Реализации  этого  требования  способствует  усвоение  моделей  различных  текстов  и  осознанное  их  использование  для  создания  речевых  сообщений.

   Необходимым  условием  развития  речи  детей  является  освоение  ими  языковых  средств,  необходимых  для  создания  конкретного  текста,  выработка  у  них  умения  отбирать  и  использовать  эти  средства  в  зависимости  от  ситуации  общения.    

  Основная  задача  работы  по  развитию  связной  речи  состоит  в  том,  чтобы  научить  детей  свободно  и  правильно  выражать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме.  Конкретное  решение  этой  задачи  осуществляется  путём  формирования  у  учащихся  речевых  умений,  которые  позволяют  воспринимать  высказывание,  передавать  его  содержание  и  создавать  своё  собственное.  Общим  при  этом  является  то,  что  и  при  восприятии,  и  при  передаче  содержания,  и  при  создании  своего  высказывания  действия  учащихся  направлены  на  текст,  на  такие  его  стороны,  как  содержание,  построение  и  речевое  оформление.  

    Соответственно  в  комплекс  умений,  формируемых  у  учащихся  при  обучении  связной  речи,  входят  умения,  обеспечивающие  владение  данными  сторонами  текста:

  1. Информационно-содержательные,  включающие  умения  получить  информацию  для  высказывания,  раскрыть  тему  и  главную  мысль  в  изложении  и  сочинении.
  2. Структурно-композиционные,  предполагающие  умения  правильно  строить  текст:  умение  выделять  части  в  тексте,  умение  связно  и  последовательно  излагать  материал,  умение  формулировать  вводную  и  заключительную  части  текста  и  др.
  3. Умения,  связанные  с  использованием  языковых  средств,  соответствующих  целям  высказывания,  его  типу  и  стилю.
  4. Умения  редактировать  текст  с  целью  совершенствования  его  содержания,  структуры  и  речевого  оформления.

   Все  речевые  умения  тесно  между  собой  связаны.  

Важная  особенность  этой  взаимосвязи  заключается  в  том,  что  в  творческий  процесс  включаются  мышление  и  эмоции  читателя  или  слушателя.

   Дисграфия  (нарушение  письма)  составляет  значительный  процент  среди  других  нарушений,  встречающихся  у  учащихся  с  задержкой  психического  развития.  Она  является  серьёзным  препятствием  в  овладении  учениками  грамотой  на  начальных  этапах  обучения,  а  на  более  поздних – в  усвоении  грамматики  родного  языка.(3)

   Многие  считают  дисграфические  ошибки  нелепыми,  вызванными  личностными  качествами  учеников:  неумением  слушать  объяснение  учителя,  невнимательностью  при  письме,  небрежным  отношением  к  работе  и  т.п.  На  самом  деле  в  основе  подобных  ошибок  лежат  более  серьёзные  причины:  несформированность  фонетико-грамматической  сторон  речи.  Так,  например,  пропуски  гласных  и  согласных  букв,  перестановка  букв  в  словах,  выпадение  слогов,  появление  лишних  букв  или  слогов,  недописывание  букв  или  слогов  обусловлены  несформированностью  фонематического  восприятия  и  связанного  с  ним  анализа  и  синтеза  слова.(3)  

   Несформированность  фонематического  слуха  приводит  к  тому,  что  учащиеся  не  различают  фонем  родного  языка.  На  письме  это  выражается  в  виде  их  смешения  и  замены  букв,  а  также  неумение  правильно  применять  при  письме  некоторые  грамматические  правила.  Так,  например,  некоторые  ученики  не  чувствуют  ударную  гласную  и  поэтому  затрудняются  в  определении  безударной  и  в  подборе  проверочного  слова,  допускают  ошибки  в  подборе  проверочного  слова  на  оглушение  согласных.  Даже  подобрав  правильно  проверочное  слово,  ребёнок  допускает  ошибку.  Знание  правил  им  не  помогает.  Много  ошибок  в  написании  предлогов,  приставок  и  союзов.

   Отставание  в  развитии  лексико-грамматической  стороны  речи  приводит  к  аграмматизму.  На  письме  это  выражается  в  виде  неправильного  согласования  и  управления  различных  частей  речи.  Учащиеся  не  умеют  согласовывать  прилагательные  с  существительными  в  роде,  числе  и  падеже  и  существительные  с  числительными  в  числе,  неправильно  выбирают  падежные  формы  существительных  в  словосочетаниях  глагол+существительное.  Дети  не  чувствуют  интонационной  и  смысловой  законченности  предложения,  поэтому  не  могут  правильно  на  письме  обозначить  границу  предложения,  как  следствие,  не  применяют  правило  постановки  точки  в  конце  предложения  и  написания  заглавной  буквы  в  начале.

   Бедность  словарного  запаса,  неумение  выразить  свою  мысль  в  виде  распространённого  предложения,  непонимание  причинно-следственных  связей  приводят  к  тому,  что  учащиеся  на  более  поздних  этапах  обучения  не  умеют  писать  изложения  и  сочинения.(8)

 

 2.  Теоретическая  часть.

    В  нашей  школе  обучаются  дети  с  задержкой  психического  развития.  У  всех  детей – общее  недоразвитие  речи.  ОНР – это  одно  из  центральных  направлений  коррекционно – развивающего  направления.  Воспитание  речевой  культуры,  любви  к  родному  слову,  формирование  познавательной  и  эмоционально – волевой  сферы – неотъемлемые  части  языкового  образования,  саморазвития  и  социализации  ребёнка.  У  детей  данной  категории  прежде  всего  необходимо  развивать  познавательную  деятельность  в  сфере  овладения  языком  и  речью.

  Важно  также  эмоциональное  развитие  детей  с  ОНР,  формирование  у  них  научного  мировоззрения  на  основе  интереса  к  родному  слову,  стремления  познавать  окружающий  мир.  Выполнение  задач  коррекционно – развивающего  обучения  связано  с  воспитанием  таких  качеств  личности,  как  трудолюбие,  любознательность,  целеустремлённость.(5)

   Одним  из  важнейших  показателей  уровня  культуры  человека,  его  мышления,  интеллекта  является  его  речь.  Человек  всю  свою  жизнь  совершенствует  речь,  овладевает  богатствами  языка.  В  раннем  детстве  у  него  возникает  потребность  в  общении,  которую  он  удовлетворяет  посредством  простейших  элементов  речи.  Потребность  выражать  свои  мысли  с  возрастом  расширяется,  разнообразится.

  Совершенствование  речевой  деятельности  учащихся  предполагает  формирование  четырёх  обобщённых  умений:

А)  ориентироваться  в  ситуации  общения,  в  том  числе  осознать  коммуникативную  задачу;

Б)  планировать  содержание  сообщения;

В)  формулировать  собственные  мысли  и  понимать  чужие;

Г)  осуществлять  контроль  за  своей  речью,  восприятием  её  собеседником,  а  также  за  пониманием  речи  партнёра.(3)  

   Для  решения  указанных  задач  нужна  планомерная  работа  по  развитию  речи.  В  этой  работе  выделяются  три  направления:

-  работа  над  словом;

-  работа  над  словосочетанием  и  предложением;

-  работа  над  связной  речью.

  Кроме  того,  в  объём  понятия  «развитие  речи»  включается  произносительная  работа- дикция,  орфоэпия,  выразительность.

   Эти  три  направления  работы  развиваются  параллельно,  хотя  и  находятся  в  подчинительных  отношениях:  словарная работа  даёт  материал  для  предложения;  первое  и  второе  подготавливают  связную  речь.  В  свою  очередь,  связные  рассказы  и  сочинения  служат  средством  обогащения  словаря  и  т.д.

  Систематичность  в  развитии  речи  обеспечивается  четырьмя  условиями:

  1. последовательностью  упражнений;
  2. перспективностью  упражнений;
  3. разнообразием  упражнений;
  4. взаимосвязью  упражнений.

  В  современной  школе  развитие  речи  учащихся  рассматривается  как  главная  задача  обучения  родному  языку.  Это  значит,  что  элементы  развития  речи  вплетаются  в  канву  каждого  урока  и  во  внеклассные  мероприятия.

   На  уроках  окружающего мира  часто  используются  устные  сочинения,  т.е.  ответы  на  вопросы  полным  предложением.

   Например,  по  теме  «Деревья  и  кустарники»  можно  провести  следующую  беседу:

   1)  Какие  деревья  сажают  в  саду?

   2)  Какие  ягодные  кусты  сажают  в  саду?

   3)  Когда  особенно  красив  сад?  Почему?

   4)  Когда  снимают  с  деревьев  плоды?

   5)  Кто  вредит  деревьям?

   6)  Как  надо  бороться  с  вредителями?

   Также  можно  использовать  описания  с  помощью  прилагательных  какого – либо  животного  или  явления;  составить  загадки,  используя  описание,  по  которому  можно  узнать  загадываемое.  

   В  работе  по  развитию  речи  выделяют, как  правило,  следующие  направления: работа  над  звуковой  стороной  речи,  словарная  работа  

(обогащение,  уточнение  и  активизация  словарного  запаса),  работа  над  предложениями  и  словосочетаниями  в  плане  развития  речи,  развитие  связной  речи.

   Связная  речь  характеризуется  смысловой,  структурной  и  языковой  связью  частей.  Основной  единицей  связной  речи  является  текст.  Во  многих  современных  отечественных  психолингвистических  исследованиях  текст  рассматривается  как  результат  речевой  деятельности,  форма  выражения  смыслообразований  разной  степени  сложности  и  значимости.  В  качестве  основных  признаков  текста  выделяются  такие,  как  смысловая  цельность  (целостность),  связность  и  членимость.

   Цельность  текста  заключается  в  его  смысловом,  тематическом  единстве.  Цельность  тексту  придают  тема  (единый  предмет  речи)  и  основная  мысль.

   Что  касается  связности,  то  простая  сумма  грамматически  связанных  правильных  предложений  не  образуют  ещё  связного  текста.  По  словам  В.И. Капинос,  основу  структурной  организации  текста  составляют  отношения  коммуникативной  преемственности  между  предложениями.  В  предложении  выделяются  две  части:  тема,  где  повторяется  относительно  известная  из  предыдущих  предложений  информация,  и  рема,  где  содержится  новая  информация,  развивающая  высказывание.(8)

   Членимость  текста  предусматривает  понимание  текста  как  совокупность  двух  или  нескольких  предложений,  связанных  по  смыслу.  Проявлением  данной  характеристики  является  возможность  деления  текста  на  логически  законченные  части,  выделение  в  них  главного,  составление  плана.  Этот  признак  тесно  связан  с  типом  текста,  жанром  речевого  высказывания,  стилем  речи,  поскольку  структурные  части  везде  сочетаются  различным  образом.

   Из  таких  особенностей  текста,  как  членимость  и  связность,  вытекает  следующая  закономерность  построения  и  понимания  речевого  высказывания:  смысл  текста  зависит  не  столько  от  содержания  отдельных  частей,  сколько  от  их  монтажной  взаимосвязи,  заставляющей  читателя,  слушателя,  зрителя  идти  путём,  определённым  автором.    

Речевая  практика  детей  на  уроке  осуществляется  с  помощью  системы  упражнений.  Они  классифицируются  с  учётом  характера  формируемых  умений  (произносительные,  лексические,  стилистические,  синтаксические,  текстовые).  По  ведущему  типу  деятельности  выделяют  аналитические  (структурные,  смысловые,  эмоционально – смысловые,  языковой,  стилистический  анализ  текста)  и  аналитико – синтетические  упражнения  (конструктивные,  лингвистический  эксперимент  и  др.)  Степень  сложности  заданий  и  уровень  познавательной  активности  учеников  в  ходе  их  выполнения  позволяют  выделить  упражнения  по  образцу,  по  заданным  элементам  текста  (теме,  опорным  словам,  началу,  элементам  сюжета,  плану  и  др.)  и  творческие  (сочинение,  словесное  и  графическое  иллюстрирования,  задания  на  переработку,  дополнение,  распространение,  сокращение  текста  и  т. п.).  Поэтому  уроки  по  развитию  связной  речи  должны  стать  для  детей  данной  категории  не  только  предметом  изучения,  но  и  средством  образования  по  всему  циклу  предметов  начальной  школы.

  Полноценное  усвоение  ребёнком  с  ОНР  программных  требований  возможно  при  параллельном  языковом  образовании  и  его  речевом  развитии  (коррекции  и  компенсации  имеющихся  недостатков).При  данном  подходе  коррекционного  воздействия  возрастает  доля  усваиваемых  детьми  с  ОНР  теоретических  знаний  и  практических  умений  в  сфере  родной  речи.(5)  

   Сочинение – это  творческая  работа.  Оно  требует  самостоятельности  школьника,  активности,  увлечённости,  внесения  чего – то  своего,  личного  в  текст.  Сочинения  служат  эффективным  средством  воспитания.  Они  возбуждают  эмоции,  приучают  детей  осмысливать  и  оценивать  виденное  и  пережитое,  развивают  наблюдательность,  учат  находить  причинно – следственные  связи,  сопоставлять  и  сравнивать,  делать  выводы.  В  сочинении  для  ученика  обретают  смысл  орфография,  все  изучаемые  грамматические  понятия.

  Сочинения  различаются  по  источникам  материала,  по  степени  самостоятельности,  по  способам  подготовки,  по  жанру  и  языку.

   По  источникам  материала  выделяются  сочинения:

-  по  личным  наблюдениям  (о  пережитом,  виденном,  слышанном  самими  учениками);

-  по  книжному  материалу,  картине,  фильму,  спектаклю;

-  по  различным  источникам  одновременно.

  По  степени  самостоятельности  различаются  сочинения  коллективные  и  индивидуальные.  По  жанрам  связные  тексты  делятся  на  повествования,  описания,  рассуждения  и  сочинения  смешанного  типа  (повествования  с  элементами  описания  или  рассуждения).

  По  языку  сочинения  разделяются  на  эмоционально – образные  и  деловые.

  По  темам  сочинения  можно  классифицировать  следующим  образом:  о  природе,  о  труде,  об  истории  и  т.д.

  Сочинения  в  начальных  классах  проводятся  как  обучающие  упражнения;  оценка  за  них  ставится  в  виде  поощрения  (отрицательная  оценка  за  сочинение  не  ставится).  Сочинение  выявляет  практические  языковые  умения  лучше,  чем  любое  другое  упражнение.

  Работа  над  сочинением  начинается  в  I  классе.  Дети  составляют  устные  рассказы.  Дети  составляют  устные  рассказы,  небольшие  по  объёму,  простые  по  содержанию.

  Во  II  классе  сочинения  являются  составной  частью  уроков  русского  языка.  Все  сочинения  выполняются  под  руководством  учителя.  Чтобы  дети  приобрели  необходимые  умения  для  написания  сочинений,  необходима  система  упражнений,  основанная  на  принципе  наращивания  трудностей:

  1. составление  предложений,  объединённых  темой;
  2. восстановление  деформированного  текста;
  3. устные  ответы  на  вопросы,  объединённые  темой;
  4. составление  предложений  по  сюжетным  картинкам;
  5. устные  рассказы  по  прочитанному.

  В  III  классе  сочинения – это  небольшие  сюжетные  рассказы,  в  которые  со  второго  полугодия  вводятся  элементы  описания.

  В  IV  классе  практикуется  выбор  собственных  тем  из  числа  предложенных  учителем.(4)

Работа  по  развитию  связной  письменной  речи  проводилась,  начиная  уже  с  первого  класса.

  Для  того,  чтобы  наиболее  полно  и  точно  выразить  свою  мысль,  ребёнок  должен  иметь  достаточный  лексический  запас,  поэтому  работа  над  устной  речью  начинается  с  расширения  и  совершенствования  словаря.  При  этом  слово  рассматривается  не  только  как  лексическая  единица  языка,  но  и  как  грамматическая  и  синтаксическая  единица  предложения.

   Знакомя  детей  со  словами,  обозначающими  предмет,  действие  и  признак  предмета,  мы  тем  самым  готовим  платформу  для  последующей  работы  над  предложением.

  Работу  над  словом  необходимо  сочетать  с  развитием  образного  мышления,  зрительного  и  слухового  восприятия,  внимания  и  памяти.

  Работа  над  предложением  начинается  с  простого  нераспространённого  предложения.  На  этом  этапе  работы  дети  учатся  чувствовать  синтаксическую  основу  предложения,  т.е.  подлежащее   и  сказуемое.  Таким  образом,  здесь  закладывается  основа  для  успешного  овладения  детьми  навыком  синтаксического  разбора  предложения  на  более  поздних  этапах  обучения  (в  3-м  классе).

  Учащиеся  с  общим  недоразвитием  речи  затрудняются  в  построении  связной  монологической  речи.  При  пересказах  не  умеют  последовательно  и  достаточно  полно  излагать  свои  мысли.  Особенно  ярко  это  проявляется  при  написании  учениками  изложений  и  сочинений.  Несформированность  связной  речи  является  серьёзным  препятствием  для  успешного  овладения  программами  гуманитарных  предметов.(3)

III  Практическая  часть

   В  своей  методической  теме  я  ставила  следующие  цель   и  задачи:

Цель:  развитие   и  коррекция  связной  письменной  речи  учащихся  на  уроках  русского  языка  при  работе  над  сочинением.

Задачи:

1)  Образовательные:  -  развивать  навыки  связной  письменной  речи  

                                      -  учить  написанию  разных  видов  сочинений

                                      -  проверять состояние и повышать орфографическую грамотность

                                      -  учить  сравнивать, обобщать и  различать  языковые  явления

2)  Развивающие:  -  развивать  логическое  мышление, память, восприятие, воображение

3)  Воспитательные:  -  воспитывать любовь  к  родному  языку

                                     -  воспитывать  аккуратность, любовь  к  природе  и  бережное  отношение к  ней

                       

Была  разработана  система  упражнений  по  развитию  связной  письменной    речи:

1  класс

I   Задание:

  1. Назвать  предмет  по  его  действию,  сказать,  на  какой  вопрос  отвечают  эти  слова,  что  они  обозначают:

Мычит …,  мяукает …,  лает …,  кукует …,  чирикает …,  рычит …,  шипит …,  квакает … .

     

2)  Сказать,  кто  как  передвигается:

Корова …,  белка …,  заяц …,  змея …,  человек …,  лягушка … .

 3)  Сказать,  как  кто  подаёт  голос:

лягушка …,  воробей …,  свинья …,  коза …,  собака …,  кошка …,  лошадь … .

-  На  какие  вопросы  отвечают  названные  слова?  Что  они  обозначают?

II  Задание:  прослушать  рассказ,  ответить  на  вопросы,  нарисовать  слона,  рассказать,  какой  был  слон.

  Слон  был  огромный,  в  тяжёлых  складках.  Ноги  толстые,  как  столбы.  Хвост  длинный.  Голова  большая,  шишковатая.  Уши  большие,  как  лопухи,  и  вися  вниз.  Глаза  совсем  крошечные,  но  умные  и  добрые.

Вопросы:  -  Какой  был  слон?

                  -  Какие  ноги  у  слона?

                   -  Какой  хвост?

                   -  Какая  голова  у слона?

                   -  Какие  уши?

                   -  Какие  глаза?

(Ученики  называют  только  слова,  обозначающие  признаки.)

III  Задание:  к  словам – действиям  подобрать  слова  предметы.

                                                     Осень.

Моросит … .  Жухнет … .  Желтеют … .  Пронизывает … .  Наступает … .

                                                   

Зима.

Ударили … .  Бушует … .  Замёрзли … .  Метут … .

2  класс

Тема:  Восстановление  деформированного  текста    Л.Н. Толстой  «Кошка  и  птичка»

Ход  занятия

На  доске:

                                                                                       Танина  мама.

Мама  работает  на  фабрике.                      Мать  Тани – ткачиха.                

В  озере  живёт  щука.  Кошки                    Она  работает  на  фабрике.

Ловят  мышей.                                               Там  делают  ткани.

I  Организационный  момент.

II  Постановка  учебной  задачи.

-  Прочитайте  то,  что  записано  на  доске.  Чем  отличаются  предложения,  записанные  слева  и  справа?

-  Научимся  сегодня  отличать  текст  от  группы  предложений.

III  Сравнение  текста  и  группы  предложений.

-  Прочитайте  текст.

-  Как  он  называется?  Почему  он  так  называется?

-  Мы  ответили  на  вопрос,  о  ком  этот  текст.  А  теперь  ответьте  на  вопрос,  о  чём  этот  рассказ?

-  Прочитайте  то,  что  записано  слева.  Что  это  такое?  Можно  ли  к  ним  подобрать  заголовок?  Почему?

-  Почему  не  получился  рассказ?

-  Докажите,  что  справа  записан  текст.

IV  Работа  с  деформированным  текстом  (предложения  записаны  на  отдельных  полосках  бумаги).

                   Спала  кошка  на  крыше.

                   Села  подле  кошки  птичка.

                   Не  сиди  близко,  птичка,  кошки  хитры

-  Что  записано  на  каждой  полоске?  Кто  догадался,  какое  задание  нужно  будет  выполнить?

-  О  ком  будет  говориться  в  этом  рассказе?

-  Найдите  предложение,  с  которого  можно  начать  рассказ.

-  Что  произошло  дальше?  Найдите  предложение,  в  котором  об  этом  сказано.

-  Какое  последнее  предложение?  Прочитайте  выразительно.  Что  нужно  передать  голосом?

-  Почему  автор  предупреждает  птичку  об  опасности?  Как  об  этом  сказано?

-  К  какому  слову  мы  привыкли?

-  Автор  этим  словом  подчёркивает  опасность.

-  Прочитайте  весь  рассказ.  Какое  слово  нам  редко  встречается?

-  Кто  понимает  это  слово?

-  Откуда  взяли  это  слово?

-  Чего  нет  в  нашем  рассказе?

-  Как  можно  озаглавить  рассказ?

V  Запись  текста.

-  С  чего  начнёте  писать?

-  Как  начнёте  писать  текст?

-  В  каком  предложении  встретятся  знаки  препинания,  кроме  точки?

VI  Проверка.

-  Как  проверить?

VII  Итог  занятия

Тема:  Восстановление  деформированного  текста  по  серии  картинок  с  творческими  дополнениями  «Верный  друг»

Ход  занятия

I  Организационный  момент.

II  Свободные  рассказы  по  картинкам

-  Составьте  рассказ  по  картинкам.  Дайте  ему  название.

III  Ознакомление  с  текстом.  Постановка  учебной  задачи.

-  Прочитайте  текст.  Что  заметили?

-  Какое  задание  нужно  выполнить?

-  Что  поможет  установить  порядок  предложений?

-  Как  будете  работать?

IV  Составление  рассказа.

-  Найдите  и  прочитайте  предложения  к  первой  картинке.  Сколько  их?

-  О  чём  ещё  нужно  сказать?  (Собака  Шарик  сидела  на  берегу)

-  Почему  об  этом  нужно  обязательно  сказать?

-  Прочитайте  предложения  ко  2, 3, 4  картинкам.

-  Почему  использовано  слово  «бросилась»?

-  Какие  слова  описывают  действия  Шарика?

-  Какое  предложение  можно  добавить?  Посмотрите  заголовок.

V  Деление  текста  на  части  по  готовому  плану.

-  Сколько  частей  в  нашем  рассказе?

-  На  доске  записаны  заголовки  к  каждой  части.  Что  получилось?

-  На  доске:

 

                                                  План

  1. Костя  ловит  рыбу.                                    сидел  на  берегу
  2. Костя  стал  тонуть.
  3. Шарик  спас  Костю.    

-  Все  ли  главные  моменты  названы  в  плане?

-  Составьте  вводную  часть  рассказа.

-  Составьте  основную  часть,  заключительную.

VI  Запись  текста.

-  Как  будем  работать,  чтобы  не  забыть  выделить  части?

VII  Итог  занятия.  

 Задание  «Составь  рассказ»  (расположить  предложения  так,  чтобы  вышел  связный  рассказ)

1)  Там  жила  злая  змея.

      По  дороге  он  встретил  лису.

      Лиса  была  сердита  и  голодна.

     У  кролика  дрогнуло  сердце.

      Он  бросился  к  пещере.

      Маленький  кролик  бежал  домой.

2)  Волк  их  поймал.

Два  ягнёнка  отошли  от  стада.

 Волк  посоветовал  им  не  слушать  мать.

 Овцы  дружно  ходили  около  леса.

      Старая  овца  забеспокоилась,  позвала  их.

      За  стадом  наблюдал  волк.

      Глупые  ягнята  стали  бегать  по  всему  полю.

      Они  далеко  ушли  от  стада.

3)   Они  строили  снежную  горку  во  дворе.  

      Мальчики  полили  её  водой.

      К  вечеру  горка  была  готова.

      Снег  сгребали  под  крышу  сарая.

      Весь  день  трудились  ребята.

3  класс

Тема:  Сочинение – описание  предмета.  «Моя  любимая  игрушка»

Задание: принести  на  урок  любимую  игрушку.

Ход  занятия

I  Организационный  момент

II    Наблюдения  над  особенностями  описательного  текста.

На  доске:

Мой  мяч.

  Мне  подарили  мяч.  Большой  резиновый  мяч.  Одна  половина  у  него  синяя,  другая - красная,  а  посредине  жёлтая  полоса.  Мяч  упругий  и  замечательно  прыгает.  Играть  с  ним – одно  удовольствие!

-  О  чём  узнали  из  этого  текста?

-  Можно  ли  представить  себе  мяч,  который  описывается  в  тексте?

-  На  какой  вопрос  отвечает  этот  текст?  (Какой  мяч?)

-  Такой  текст  называется  описанием.

-  Какие  признаки,  названные  в  тексте,  помогают  представить  мяч?

-  Докажите,  что  автору  нравится  эта  игрушка.

-  Какая  главная  мысль  этого  текста?

-  Приходилось  ли  нам  с  вами  использовать  в  своих  сочинениях  описания?

-  Для  чего  нужны  описания?

III  Постановка  учебной  задачи.

-  Как  вы  думаете,  почему  я  попросила  принести  на  урок  вашу  любимую  игрушку?

-  Сегодня  будем  учиться  описывать  игрушку.

IV  Обсуждение  темы  и  основной  мысли  сочинения.

-  Что  значит  описать  игрушку?  На  какой  вопрос  вы  должны  ответить  в  своём  сочинении?  (Какая  игрушка?  Как  она  выглядит?)

-  По  вашему  описанию  должно  быть  легко  представить  себе  игрушку.  А  что  ещё  должно  быть  понятно  из  вашего  описания?  (Игрушка  любимая.  Очень  люблю  с  ней  играть.)

-  Что  мы  сейчас  определили?  (Основную  мысль)

V  Обсуждение  структуры  текста.

-  Как  начать  сочинение?  О  чём  можно  сказать  во  вводной  части?

-  О  чём  будет  основная  часть?

-  Как  закончить  сочинение?

VI  Орфографическая  подготовка.

-  Сегодня  каждый  будет  писать  о  своей  игрушке,  поэтому  трудные  для  написания  слова  вы  должны  выделить  сами.  Пропустите  при  письме  букву  в  слове,  в  котором  сомневаетесь.  Во  время  проверки  спросите  у  учителя  или  найдите  слово  в  словаре.

VII  Запись  текста.

VIII  Проверка.

-  Проверьте,  можно  ли  по  вашему  описанию  представить  игрушку.

-  Проверь,  удалось  ли  передать  своё  отношение  к  игрушке.

-  Проверьте,  грамотно  ли  написано  сочинение.

IX  Итог  занятия.

Тема:  Сочинение  по  серии  картинок.

Цели:  Развивать  умение  последовательно  строить  своё  высказывание,  озаглавливать  текст.

Ход  урока:

I  Организационный  момент.

II  Знакомство  с  содержанием  картинок.

-  Сколько  картинок?

-  Что  изображено  на  первой  картинке?  На  второй?

III  Обсуждение  структуры  рассказа,  его  заголовка.

-  Из  скольких  частей  состоит  рассказ?

-  О  чём  составили  рассказ?

-  Как  его  можно  озаглавить?

IV  Составление  рассказа.

Детям  зачитывается  примерный  текст  рассказа:

   Мальчики  играли  в  хоккей  на  траве.  Костя  был  вратарём.  Его  собака  Марта  сидела  около  ворот  и  наблюдала  за  игрой.

   Наступил  самый  решительный  момент.  Собака  кинулась  к  мячу,  схватила  его  и  помчалась  к  воротам.  Костя  не  успел  отнять  у  неё  мяч.

   Так  Марта  забила  гол  в  свои  ворота.

 

V  Лексическая  и  орфографическая  подготовка.

На  доску  записываются  трудные  для  написания  слова,  словосочетания

Хоккей,  мяч,  вратарь,  наблюдала  за  игрой,  решительный  (острый)  момент,  кинулась,  схватила,  помчалась.

VI  Составление  и  запись  текста  учащимися.

VII  Проверка  сочинения.

VII  Итог занятия.

Задание  «Повторение  слов»  (найти  ошибки  и  исправить  их)

  1. Повар  посолил  суп  солью.
  2. В  деревне  жили  старые  старики.
  3. К  весне  зелень  зазеленела.
  4. Валера  спросил  вопрос  у  учителя.
  5. Наступила  холодная  стужа.
  6. Мама  стирала  большую  стирку.

4  класс

Задание  «Вставь  слово»

1)  А  жаворонок  всё  пел,  поднимаясь  выше  и  выше.  (Какое?)  …  солнце  осветило  его,  и  теперь  он  уже  казался  с  земли  не  (какой?) …  птичкой,  а  (какой?) …  звёздочкой,  вторым  (каким?) …  солнышком,  рождённым  самой  землёй.                   (По  Г. Скребицкому)

2)  (Какой?) …  ветер  (как?) …  загудел  в  вышине.  Деревья  (что  сделали?) …  .  (Какие?) …  капли  дождя  (как?) …  (что  сделали?) …,  …  по  листьям.  (Что  сделала?) …  молния,  и  гроза  (что  сделала?) …  .  Дождь  полил  (как?) …  .                            (По  И. Тургеневу)

  1. (Какой?) …  в  сентябре  лес – в  нём  рядом  весна  и  осень.  (Какой?) …  лист  и  (какая?) …  травинка.  (Какие?) …  травы  и  (какие?) …  цветы.  (Какой?) …  иней  и  бабочки.  (Какое?) …  солнце  и  (какой?) …  ветер.  Увядание  и  расцвет.  Песни  и  тишина.  Грустно  и  радостно!

                                                              (Н. Сладков)

Задание  «Продолжи»  (придумать  и  записать  продолжение  в  стили  автора)

  1. Вдруг  вынырнула  девчонка  махонькая.  Волосёнки  рыженькие …

  1. Чёрное  небо  пылало  бесчисленными  звёздами.  Что  это  было  за  небо!...                                                                  

3)  На  юге  последние  лучи  солнца  малиновыми  пятнами  горят  на  стволах  деревьев. …                                                                      

4)  Почки  раскрываются,  шоколадные,  с  зелёными  хвостиками,  и  на  каждом  зелёном  клювике  висит  большая  прозрачная  капля. …

Задание  «Найди  значение  слова»  (прочитать  слова  и  показать  стрелочками  верные  значения  этих  слов)

  1. энергичный                                           кто  принимает  деятельное  

                                                                      участие  во  всём                

     активный                                               кто  проявляет  быстроту,

                                                                      живость,  решительность  в  

                                                                      действии

2)  бояться                                                   испытать  страх  неожиданно,  

                                                                     случайно,  человека  может  испу-

                                                                     гать  то,  чего  он  в  обычное  вре-

                                                                     мя  не  боится

     

     опасаться                                               испытывать  небольшой  страх

     пугаться                                                 испытывать  страх

     трусить                                                   думать  о  возможной  угрозе или

                                                                     несчастье

3)  приятель                                               человек,  близкий  по  духу,  по  

                                                                    убеждениям,  на  которого  можно

                                                                    во  всём  положиться

     друг                                                       близкий  знакомый,  с  которым  

                                                                    поддерживают  хорошие  отноше-

                                                                    ния

Задание  «Редактирование  текста»  (заменить  повторяющиеся  слова  синонимами)

1)  Самая  умная  из  моих  собак – это  Жалька.  Жалька  всё  ученье  прошла,  как  будто  её  родители  всему  Жальку  научили.  Жалька  играла  со  льдинкой.  Вдруг  Жальке  что – то  показалось.  И  Жалька  эту  льдинку  не  подбросила,  а  лизнула.  Так  Жалька  поняла,  что  вода  бывает  в  жидком  и  твёрдом  состоянии.  

2)  В  живом  уголке  жил  маленький  зайчик.  Дети  кормили  зайчика  морковкой  и  капусткой.  Сначала  зайчик  боялся  детей,  а  затем  к  детям  привык.  Зайчик  позволял  гладить  свою  пушистую  шёрстку.  Детям  нравилось  ухаживать  за  зайчиком.  

3)  Растёт  в  саду  яблоня.  Ветви  яблоня  раскинула  очень  широко.  Весной  яблоня  цветёт  душистыми  белыми  цветами.  Летом  яблоня  гордится  вкусными  плодами.  Осенью  с  яблони  опадают  листья.  Стоит  зимой  наша  яблоня  вся  в  снегу.  Трудно  яблоне  в  холод  и  мороз.  

Задание  «Раскрой  тему»  (прочитать  сочинения  и  определить,  раскрыта  ли  тема.  Если  нет,  то  раскрыть  её)

  1. Гроза  в  горах.

   Ранним  утром  мы  отправились  в  горы.  Ярко  светило  солнце.  Лёгкие  белые  облака  летели  по  синему  небу.  В  небо  взлетали  жаворонки  и  пели  песни.  Вдруг  небо  потемнело.  Началась  гроза.  Мы  не  испугались.  Скоро  дождь  перестал.  На  обратном  пути  мы  собирали  грибы  и  ягоды.

 

  1. Летний  дождь.

 

  День  был  очень  жаркий.  Лес  был  накалён  от  зноя.  Мы  отдыхали  в  тенистых  чащах  берёз.  Птицы  не  переставали  петь.  Вдруг  посыпались  капли  дождя.  Трава  стала  жадно  поглощать  влагу.

3)   Живой  уголок.  

   Учительница  предложила  сделать  в  классе  живой  уголок.  Мы  очень  обрадовались.  На  перемене  мы  долго  решали,  кто  будет  жить  в  живом  уголке.  Девочки  хотели.  Чтобы  в  живом  уголке  жили  разные  птички,  а  мальчики  хотели  хомяка  или  морскую  свинку.  После  уроков  все  пошли  домой.

Упражнение  «Чей  план  лучше?»  (Детям  дается  одинаковый  текст.  Нужно  озаглавить  его  и  составить  план)

  1.    Овечье  стадо  паслось  далеко  в  горах.  Неожиданно  пастух  потерял  сознание.  Собака,  сторожившая  стадо,  проявила  редкую  сообразительность.  Сначала  она  загнала  овец  в  стойло.  Потом  вернулась  обратно  на  пастбище  и  оттуда  потащила  своего  хозяина  вниз,  к  селению.

      Вскоре  жители  горной  деревушки  увидели,  что  собака  приволокла  потерявшего  сознание  человека  к  порогу  дома.  Они  тотчас  же  послали  за  доктором.  Пастух  был  спасен.

  1.     Одним  из  первых  прилетает  к  нам  скворец.  Красивый,  блестящий,  желтоносый  скворушка  зимует  в  Африке,  а  весной  возвращается  на  родину.  Он  приносит  много  пользы,  поедая  огромное  количество  насекомых  и  их  личинок.

       Маленького  скворца  легко  приручить,  если  внимательно  и  ласково  с  ним  обращаться,  вовремя  и  хорошо  его  кормить.  Он  даже  может  научиться  выговаривать  слова  не  хуже  попугая.  Это,  пожалуй,  самая  веселая,  умная  и  презабавная  птица.

Упражнение  «Кто  продолжит  лучше?»  (На  доске  записано  начало  повествовательного  или  описательного  текста.  Нужно  добавить  к  нему  4 – 5  предложений).

  1. Лесные  жители  готовились  к  зиме…
  2. Красив,  наряден  русский  лес  осенью…
  3. Выпал  снег…
  4. У  меня  есть  собака…
  5. Мы  шли  по  лесной  тропинке…
  6. В  жаркий  день  мы  пошли  купаться  на  речку…
  7. Вечером  мы  играли  в  прятки…

Упражнение  «Кто  лучше  докажет?»

    Нужно  доказать,  что  слово  ШКОЛА – имя  существительное,  ВЕСЕЛЫЕ – имя  прилагательное,  ИГРАТЬ – глагол.  Каждый  должен  оформить  свое  доказательство  в  виде  связного  рассуждения,  опираясь  на  признаки  и  свойства  данного  слова  и  части  речи. 

3.  Заключение.

   Работа  по  развитию  связной  письменной  речи – длительный  процесс,  который  начинается  с  первого  класса.  Эта  работа  проводится  не  только  на  уроках  русского  языка.  Развитие  связной  речи  тесно  связано  с  такими  уроками  как литературное  чтение,  окружающий мир,  история,  внеклассные  мероприятия.  

   Важное  место  в  системе  работы  по  развитию  связной  речи  отводится  урокам  редактирования  текста.  Обучение  совершенствованию  текста  предусматривается,  начиная  с  1-го  класса,  и  предполагает  обучение  редактированию  всех  сторон  текста:  содержания,  структуры  и  речевого  оформления.  Уроки  редактирования  являются  логическим  продолжением  уроков  обучения  изложениям  и  сочинениям  и  ставят  задачу  совершенствования  формируемых  на  них  умений.

   Все  уроки  обучения  связной  речи  входят  как  составная  часть  в  изучение  грамматико – орфографических  тем.  В  то  же  время  формирование  речевых  умений  в  каждом  классе  строится  по  этапам.  Содержание  этапов  определяется  целью  и  задачами  обучения,  направленными  на  формирование  речевых  умений,  исходя  из  которых  выбираются  виды  упражнений  в  связной  речи.

   

4.  Литература.

1.  Антонова  Л.Г.  Развитие  речи. – Ярославль,  1997

2.  Бородич  А.М.  Методика  развития  речи  детей. – М., 1981

     

3.  Ефименкова  Л.Н.  Коррекция  устной  и  письменной  речи  учащихся  начальных  классов. – М.,   Просвещение,  1991

4.  Львов  М.Р.  Методика  развития  речи  младших  школьников. – М., 1985

5.  Прищепова  И.В.  Речевое  развитие  младших  школьников  с  общим  недоразвитием  речи. – СПб, 2005

6.  Сальникова  Т.П.  Методика  преподавания  грамматики,  правописания  и  развития  речи. – М.,2001

7.  Узорова  О.В.,  Нефедова  Е.А.  Практическое  пособие  по  развитию  речи. – ЗАО  «Премьера»  ГИППВ,  2000

8.  Щёголева  Г.С.  Уроки  развития  связной  речи  в  начальной  школе. - СПб,  2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

Работа над развитием связной речи на уроках русского языка

В данной статье предлагаются формы рабрты, которые способствуют развитию связной речи у школьников на уроках русского языка....

Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".

Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе

Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

Владение словом - инструментом общения, мышления — это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе

Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформлени...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка посредством дидактических игр в 3 классе

. Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформле...