Урок русского языка по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чудашкина Наталья Денисовна

ТКУ русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_russkiy_yazyk_1.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

Тема: «Сложные слова»

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Сложные слова»

Класс: 4

Тип урока:

Цель: Закрепление навыка написания сложных слов с соединительными гласными о и е, развитие речи  обучающихся при образовании сложных слов

Задачи:  

-ознакомить  учащихся с представлением о  значении сложных слов;

-обогащать  словарный  запас  учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- воспитать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Методы: словесный, практический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник  русского языка УМК «Перспектива», 1 часть

Этапы

Цель

Дея-ть учителя

Дея-ть учеников

УУД

Этап мотивации к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Садятся на свои места

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном месте

Формирование представления о полученных знаниях

-Открываем тетради, записываем число, классная работа

Орфографическая минутка

Колесо, автомобиль, , библиотека, квартира, орех, вокзал, путешествие, восток, , магазин, вагон

 -А теперь я попрошу вас поменяться тетрадями и выполнить проверку

Ученики выполняют задание в тетради и выполняют взаимопроверку

Познавательные:

умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Ученик умеет вступать в диалог

Этап выявления места и причины затруднения

Ознакомлением с сложными словами

-У нас   доске есть три столбика с однокоренными  словами. Я попрошу выйти трех человек к доске и выделить корень

1 Лес, лесной, полесье, лесоруб, подлесок,

2 Выход, походка, выходил, ходовой, пароход

3 Вода, водный, водовоз, водичка, подводный

-Ребята, как вы определили корень?

-Какие слова образованы при помощи приставок?

-Какие слова образованы при помощи суффиксов?

-Найдите в каждой группе лишнее слово

-Как вы думаете, как называются эти слова?

-Как вы думаете почему они так называются?

-У меня на доске висят несколько определений слова «сложный». Прочитайте их

-Сколько значений имеет это слово?

-Назовите первое значение

-Какое второе значение?

-Какое значение подходит к словам, состоящих из двух корней?

-А теперь попробуем разобраться в происхождении слова «сложный».

На доске висят карточки, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова

-Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов?

Выходят к доске и выделяют корень

-Нашли слово, от которого образовались слова

-Лесоруб, пароход, водовоз

-Сложные

Читают

-Это многозначное слово. Оно имеет два значения

-Сложный состоящий из нескольких частей

-Трудный, запутанный

-Первое значение

Паровоз, пылесос, книголюб, носорог, мореход

-Соединительная

Регулятивные:

учитывать выделенные ориентиры действия в новом

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Самоопределение к деятельности

-Сформулируйте тему и цель нашего урока

Вспомнить, какие слова называются сложными, поупражняться в образовании сложных слов и их правописании

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Изучение нового материала

-Открываем страницу 109 в учебнике, упражнение 192

-Читаем упражнение

-Делаем вместе, читаем слово, выделяем корень, называем соединительную гласную

-Какие соединительные пишут в сложных словах?

-Прочитайте правило в рубрике «Узелки на память»

-Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?

-Почему?

-Читаем упражнение номер 193

-Вам нужно самостоятельно выполнить задание в тетради. На это задание вам дается 6 минут

Проверка  (какие новые слова?)

Вывод

Ученики читают задание

Читают правило

-Да

-Потому что, в сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге

Выполняют задание

Коммуникативные:

Ученик умеет вступать в диалог

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Закрепление изученного материала

-А теперь я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Готовы?

1. На полу крошка-слон,

На колесиках он,

Гладит хоботом ковер,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет (Пылесос)

2.Его работа-

В глубине, на самом дне.

Его работа-

В темноте и тишине.

Но кто же он?

Ответь-ка на вопрос (Водолаз)

3.Дым пускает над водой

Домик с белою трубой.

Он пыхтит почти как чайник,

Капитан на нем начальник. (Пароход)

4. Во дворе на нем катался,

На одной ноге держался.

Мчался я, закрыв глаза.

Только…где же тормоза?

…Я б еще кататься рад,

Но… сломался…(самокат)

5. Для него родимый дом-

Это наш аэродром.

Он проделал долгий путь,

Чтоб немного отдохнуть.

А когда он отдохнет,

Вновь отправится в полет (Самолет)

Вопрос о словах

-Да

Ученики отгадывают загадки

Этап рефлексии

Стимуляция потребности в самовоспитании

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие слова называются сложными?

-Почему они так называются?

-Как образуются сложные слова?

Ученики отвечают на вопросы

Коммуникативные:

Ученик умеет вступать в диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....