Урок русского языка по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
Тема: «Сложные слова»
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Сложные слова»
Класс: 4
Тип урока:
Цель: Закрепление навыка написания сложных слов с соединительными гласными о и е, развитие речи обучающихся при образовании сложных слов
Задачи:
-ознакомить учащихся с представлением о значении сложных слов;
-обогащать словарный запас учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Методы: словесный, практический
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник русского языка УМК «Перспектива», 1 часть
Этапы | Цель | Дея-ть учителя | Дея-ть учеников | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | Мотивация к учебной деятельности | Долгожданный дан звонок Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Садятся на свои места | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном месте | Формирование представления о полученных знаниях | -Открываем тетради, записываем число, классная работа Орфографическая минутка Колесо, автомобиль, , библиотека, квартира, орех, вокзал, путешествие, восток, , магазин, вагон -А теперь я попрошу вас поменяться тетрадями и выполнить проверку | Ученики выполняют задание в тетради и выполняют взаимопроверку | Познавательные: умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог |
Этап выявления места и причины затруднения | Ознакомлением с сложными словами | -У нас доске есть три столбика с однокоренными словами. Я попрошу выйти трех человек к доске и выделить корень 1 Лес, лесной, полесье, лесоруб, подлесок, 2 Выход, походка, выходил, ходовой, пароход 3 Вода, водный, водовоз, водичка, подводный -Ребята, как вы определили корень? -Какие слова образованы при помощи приставок? -Какие слова образованы при помощи суффиксов? -Найдите в каждой группе лишнее слово -Как вы думаете, как называются эти слова? -Как вы думаете почему они так называются? -У меня на доске висят несколько определений слова «сложный». Прочитайте их -Сколько значений имеет это слово? -Назовите первое значение -Какое второе значение? -Какое значение подходит к словам, состоящих из двух корней? -А теперь попробуем разобраться в происхождении слова «сложный». На доске висят карточки, на которых записаны корни слов и соединительные гласные. Вам нужно составить слова -Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов? | Выходят к доске и выделяют корень -Нашли слово, от которого образовались слова -Лесоруб, пароход, водовоз -Сложные Читают -Это многозначное слово. Оно имеет два значения -Сложный состоящий из нескольких частей -Трудный, запутанный -Первое значение Паровоз, пылесос, книголюб, носорог, мореход -Соединительная | Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме. | ||||
Самоопределение к деятельности | -Сформулируйте тему и цель нашего урока | Вспомнить, какие слова называются сложными, поупражняться в образовании сложных слов и их правописании | ||
Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации | Изучение нового материала | -Открываем страницу 109 в учебнике, упражнение 192 -Читаем упражнение -Делаем вместе, читаем слово, выделяем корень, называем соединительную гласную -Какие соединительные пишут в сложных словах? -Прочитайте правило в рубрике «Узелки на память» -Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? -Почему? -Читаем упражнение номер 193 -Вам нужно самостоятельно выполнить задание в тетради. На это задание вам дается 6 минут Проверка (какие новые слова?) Вывод | Ученики читают задание Читают правило -Да -Потому что, в сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге Выполняют задание | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | ||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Закрепление изученного материала | -А теперь я предлагаю вам отгадать несколько загадок. Готовы? 1. На полу крошка-слон, На колесиках он, Гладит хоботом ковер, Будет гладить до тех пор, Пока всю пыль не втянет И чистым пол не станет (Пылесос) 2.Его работа- В глубине, на самом дне. Его работа- В темноте и тишине. Но кто же он? Ответь-ка на вопрос (Водолаз) 3.Дым пускает над водой Домик с белою трубой. Он пыхтит почти как чайник, Капитан на нем начальник. (Пароход) 4. Во дворе на нем катался, На одной ноге держался. Мчался я, закрыв глаза. Только…где же тормоза? …Я б еще кататься рад, Но… сломался…(самокат) 5. Для него родимый дом- Это наш аэродром. Он проделал долгий путь, Чтоб немного отдохнуть. А когда он отдохнет, Вновь отправится в полет (Самолет) Вопрос о словах | -Да Ученики отгадывают загадки | |
Этап рефлексии | Стимуляция потребности в самовоспитании | -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие слова называются сложными? -Почему они так называются? -Как образуются сложные слова? | Ученики отвечают на вопросы | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
урок русского языка 2класс "Однокоренные слова, корень слова."
презентация к уроку....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....