Русский язык "Способы обозначения звука [Й] на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Леготина Светлана Алексеевна

Данный конспект представляет собой второй из двух часов по теме согласный звук [Й] по программе "Школа России"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_y.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

урока по русскому языку

Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Леготина Светлана Алексеевна

Место проведения урока:

Школа № __ , класс 2 «  »

Дата проведения урока:__________          

Начало урока

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Родионовна

Допуск к проведению урока:


Тема урока: «Способы обозначения звука [Й] на письме»

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: познакомить учащихся с особенностями и написанием буквы Й.

Технологии, методы, приёмы:

Беседа, работа по цепочке

Основные понятия, термины:

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Личностные:

  1. проявляют положительное отношение к языковой деятельности;
  2. проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

  1. умеют определять тему рока и формулировать цель учебной деятельности; (регул.)
  2. умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий; (регул.)
  3. умеют ориентироваться на страницах учебника; (позн.)
  4. умеют работать с информацией, представленной в виде текста; (позн.)
  5. участвуют в учебном диалоге; (коммун.)
  1. умеют взаимодействовать в парах. (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. парная

Ресурсы:

  1. учебники
  2. мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся  в учебную деятельность

Задачи:

Проявляют мотивацию к учебной деятельности. (личн)

Умеют взаимодействовать в парах. (коммун.)

- Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Алексеевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Для начала давайте проверим вашу готовность к уроку. Все учебные принадлежности лежат с краю стола.

Проверяют

А сейчас давайте настроимся на работу, закройте глаза, сделайте глубоко вдохните, представьте что-то приятное, представьте хорошие оценки, еще раз глубокий вдох, выдох, откройте глаза. Начинаем урок.

Выполняют

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

С каким согласным звуком вы познакомились на прошлом уроке?

[Й´]

Охарактеризуйте звук

Мягкий непарный, звонкий непарный

Давайте откроем памятку на странице 131, проверим все ли мы правильно сказали.

Всегда мягкий, звонкий непарный.

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Сегодня с вами мы будем продолжать его изучать. Как думаете что именно мы сегодня будем делать?

Выполнять упражнения, узнаем о звуке что-то новое, повторим то что уже сделали

Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Ребята, а как можно обозначить звук й на письме?

И краткой. Е, ё, я, ю

Давайте откроем учебник на странице 116, и посмотрим на самый верх прочитаем рубрику «Страничка для любознательных» (Попросить______________________)

Читают

— Почему звук [Й] называют невидимкой? (Ответы детей.) Найдите ответ в прочитанном тексте

Потому что он прячется в других буквах

— Где прячется невидимка?

В буквах Е, Ё, Ю, Я.

Значит какими буквами его еще можно обозначить?

Е, Е, Ю, Я, и

Знаете ли вы как называются такие буквы?

Затруднение

Такие буквы называют йотированными гласными. Продолжаем...

— Где легко обнаружить звук й?

В конце слова и перед согласными.

- Давайте посмотри на слово ели. Посмотрите как оно записано в квадратных скобках. Знаете ли вы как называется данная запись? Данная запись называется транскрипция. Из каких звуков состоит это слово? Где находится звук Й?

Почему буква е имеет два звука, докажите.

 Что обозначает запятая?

Давайте еще раз произнесем слово. Как мы слышим первую букву?

ЙЭЛИ

Й(м)Э

Произносят, слышно два звука

Мягкость

Два звука ЙЭ

- Подберите другие слова, где звук й спрятался в гласных буквах в начале слова.

Подсказка: Слова которые начинаются с букв Е, Ё, Я, Ю.

Еда, Юмор.

А вы знаете в каких еще случаях в этих буквах прячется звук Й?

Предполагают

После разделительного мягкого и твердого знака: Вьюга, Въезд, Льёт, Муравьи, Воробьи

После гласных: Маяк, Моя, Веер, Веет, Поём.

Попробуйте привести свои примеры на каждое правило.

Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Сейчас мы с вами будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

Не мешать другим, работать сообща...

Вам раздали карточки, слова на них нужно разделить на четыре столбика,

На какие группы мы можем разделить?

На разделительный твердый и мягкий знак, начало слова, после гласных и сама Й

Выполняют

Давайте проверим.

Какие слова вошли в первый столбик? Запиши на доске

Льёт, въезд

Какие во второй? Запиши пожалуйста

Яблоко, енот

Что выписали в третий столбик? Выходи

Копает, моё

И в последний? Иди запиши.

Мойка, рой

Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Для выполнения следующего упражнения нам нужно вспомнить правила переноса. Давайте назовем, кто какие правила помнит?

Не переносить одну букву

Теперь давайте посмотрим на упражнение 186.  Прочитайте первое слово

Хозяй-ка

Дается один из вариантов переноса. Как еще можно перенести это слово

Хо-зяйка

Теперь давайте по очереди, читаем слово и говорим как еще его можно перенести.

Слу-шай-те, иг-рай-те, чи-тай-те, здрав-ствуй-те, по-жа-луй-ста, ска-мей-ка, уро-жай-ный, трам-вай-ный

Физминутка

Поднимает руки класс -это раз

Повернулась голова -это два.

Руки вниз, вперёд смотри -это три

Руки в сторону пошире развернули на четыре.

С силой их к груди прижать -это пять.

Всем присесть и тихо сесть.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

Теперь посмотрите на упражнение 187. прочитайте слова.

Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

Майонез- соус, приготовленный из растительного масла, яичного желтка, горчицы, уксуса 

Фойе - Главное помещение в общественном здании, предназначенное для пребывания посетителей во время ожидания.

Фейерверк - декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.

Йошкар-Ола - город в России, столица Республики Марий Эл

1. Нью-Йорк- город а США

Майор- Офицерское звание или чин рангом выше капитана и ниже подполковника, а также лицо, носящее это звание или имеющее этот чин

Йод - химический элемент, минерал, который содержится в ряде пищевых продуктов.

Йогурт - молочный продукт, изготовляемый путём сквашивания

Давайте посмотрим на рубрику «обрати внимание» Прочитай пожалуйста

Откуда к нам пришли эти слова. Найдите док-во в тексте.

Читают

Что надо сделать с написанием йо и йе в этих словах

Запомнить

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Вам раздали карточки, на них слово записано в транскрипции. Вам нужно записать их правильно.

Давайте посмотри пример выполнения.

[й`ама] рядом записываем слово

Давайте проверим, читаем слово и говорим какое правило использовали.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Что вспомнили о звуке (Й |?

— Чему на уроке научились?

- Какие буквы могут иметь звук й? В каких случаях?

- Назовите характеристику звука й

Ребята, посмотрите на слайд. Что это?

Чемодан

Что из того что мы прошли на уроке, вы бы взяли в свой дальнейший путь? Какие знания положите в этот чемоданчик? Спасибо до свидания!

Ответы детей

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковой анализ слов и упражнение в обозначении звуков. Повторение правил письма.

 закрепление умения выполнять звуковой анализ, записывать слова значками звуков и читать звуковые записи; пред-         тавление  о рифме,  рифмование с...

Конспект урока русского языка "Обозначение звука [й] на письме при помощи ъ и ь знаков.

Этот конспект поможет учителям провести урок по системе "Гармония" во 2 классе....

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Работа с текстом."

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами.Работа с текстом.  Цели: 1) Совершенствовать умение учеников обозначать мягкость согласного гласными и мягким...

Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Презентация "Обозначение звука а на письме. Буква Я"

Обозначение звука а на письме.  Буква Я...