Урок русского языка. Имя прилагательное. Краткая форма.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: создать условия для знакомства учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe._kratkaya_forma.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Имя прилагательное. Краткая форма.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.
Задачи:
- познакомить учащихся с краткой формой прилагательных, с образованием форм качественных прилагательных;
- развивать умение распознавать в тексте качественные имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
- развивать умение употреблять в речи имена прилагательные;
- совершенствование речевой культуры учащихся;
- прививать любовь к русскому языку;
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (Ч. 1), мультимедийная презентация, репродукция с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Прозвенел урок,
Начинаем наш урок.
Тихо за парты девочки сели,
Тихо за парты мальчики сели
И на меня все посмотрели.
- Сегодня в гостях у нас новый завуч нашей школы Любовь Владимировна.
- Я очень хочу, чтобы у вас сегодня всё получилось. Желаю вам удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.
- Пожелайте друг другу удачи!
- Откройте ТПО стр. 71 упр.71
- Прочитайте задания.
- Хватит ли ваших знаний, чтобы выполнить все задания? (Не знаем, как образовать краткие формы прилагательных?)
- Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока!
- Наиболее точно она будет звучать так «Имя прилагательное. Краткая форма».
- Цель урока? (Узнать, что такое краткая форма прилагательного).
- Что конкретно вам хотелось бы узнать про краткие прилагательные?
- Узнать, как образуются краткие формы прилагательного?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются?
- Каким членом предложения являются?
5. Что происходит с ударением в кратких формах прилагательного?
- Пусть это будут вопросы, на которые вам сегодня предстоит найти ответы, достигая цель урока!
- Ответим на вопросы, значит, достигнем цель урока!
- Готовы искать ответы на вопросы?
- Где можно найти информацию, отвечая на данные вопросы? (В учебнике, в ТПО, спросить у учителя…..)
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте разомнёмся, проведём орфографическую минутку.
- Вернёмся к нашему упражнению и выполним первое задание.
- Скажите, вы можете его выполнить, не изучая тему урока?
- Каждый самостоятельно вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Сравните ответы с эталоном на доске.
- Поставьте себе отметку согласно критериям:
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - более 4 ошибок
- Поставьте отметку своему соседу за работу под текстом.
- Какое следующее задание? (Найди и подчеркни прилагательные)
- Можете выполнить это задание?
- Посовещайтесь в паре и выполните и это задание.
- Сверьтесь с эталоном.
- Кто выполнил всё верно? Оценивать отметкой не будем, т.к. задание не сложное, но похлопаем обязательно!
- Похлопаем этим парам.
- Итак, с этим заданием вы справились хорошо.
- Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном?
- Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
– Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в ту же форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
– В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями.
- Итак, вы выполнили 2 задания без проблем! Чтобы выполнить последнюю часть задания, в начале урока вы обнаружили, что вам недостаточно знаний.
- Я вам предлагаю самостоятельно найти информацию, с помощью которой вы сможете пополнить свои знания и выполнить последнюю часть задания.
- Готовы?
- На 1 вопрос будет искать ответ 1 группа.
- 2 группа будет искать ответ на вопрос, как правильно поставить ударение в кратких формах прилагательного.
- А 3 группа будет искать дополнительную информацию о кратких формах прилагательного и попробует ответить на оставшиеся сегодняшние вопросы.
- Где будете искать ответы на вопросы?
- Изначально предлагаю воспользоваться учебником. Учебник с. 144- 146!
- Если не сможете найти всю информацию, то можете попросить у меня помощи.
- Изучение новой темы. Работа в группах.
- Не забывайте правила работы в группах.
- На всю работу вам 3-4 минуты.
3 группа. Рассмотрите таблицу. Найдите ответы на вопросы.
Изменяются | Прилагательные | |
полные | краткие | |
по родам | В саду цветёт красивая роза. | Красива роза в саду. |
по числам | В саду цветёт красивая роза. | Красива роза в саду. |
по падежам | Я куплю красивую розу. | — |
Краткие прилагательные называют то главное, что говорится о подлежащем. В современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.
- Прочитайте предложения:
Утром река особенно красива.
На берегу реки росла красивая береза.
– Обратите внимание, каким членом предложения являются имена прилагательные.
- Выступление спикеров
- Закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Итак, делаем вывод, с какой формой прилагательных вы познакомились, работая в группах? (С краткой формой имен прилагательных).
- Итак, давайте обобщим!
- Как вы поняли, что такое краткое прилагательное?
- Краткое прилагательное - это ??? (форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какова?, каков?, каково?, каковы?. Имеет грамматические признаки: род и число. В предложении является сказуемым. При изменении слова по числам и родам ударение часто бывает подвижным).
- Физкультминутка
- Изобразите животных из стихотворения, с которым вы уже знакомы.
У слона высокий рост,
У лисы пушистый хвост,
У козлёнка крепкие рожки,
У цыплёнка тонкие ножки,
У мартышки толстые губы,
А у волка острые зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!
- Чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, выполним тест.
– Правильные варианты ответов поставьте снизу на свободном месте под упражнением через запятую.
Тест
1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются
а) по родам и числам
б) по родам, числам и падежам
2) Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:
а) каков, какова, каково, каковы?
б) какой, какая, какое, какие?
3) В предложении краткие прилагательные являются
а) сказуемым
б) определением
4) От этих прилагательных правильно образована краткая форма
а) умный – умен, умна, умно, умны
б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие
- Проверьте себя! (Правильные ответы: а, а, а, а, а).
- Оцените себя, запишите результат в листе самооценки, согласно критериям.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - более 2 ошибок.
- Кто-то из вас допустил более 2 ошибок?
- Отметки выставлять не будем, каждый устно оцените себя, а если плохой результат, то по возможности до конца урока исправьте ситуацию.
- Можем теперь вернуться к нашему упражнению в ТПО?
- Работать будете самостоятельно. На всю работу вам 5 минут.
- Если всё - таки будет сложно, можете попросить помощи у соседа.
VII.Самостоятельная работа
- Закончили работу? После звонка сдадите мне работы на проверку.
- А сейчас скажите мне, пожалуйста, для чего нужны знания о краткой форме прилагательных?
- Только лишь для того, чтобы выполнить данное упражнение? (Научиться распознавать в тексте краткие имена прилагательные и правильно определить член предложения, точно описать предмет в конкретный момент).
VIII. Закрепление
- Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
– Какое состояние природы изобразил художник? (Темное, пасмурное небо, ветра нет. Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце).
- Прочитайте, как описывают этот пейзаж А. Дитрих и Г. Юрмин.
Пейзаж
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен. (по А. Дитриху, Г. Юрмину)
– Посовещайтесь в паре и назовите предложения с прилагательными в краткой форме.
- Выпишите и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род (если возможно) и число, выделите окончания.
- Для чего мы используем прилагательные в речи? (Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности).
- Как вы думаете, один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? (Слайд)
Прилагательные в полной форме выражают вневременный признак предмета. Например: весёлая девушка (девушка весёлая обычно).
- Прилагательные в краткой форме выражают признак предмета в данный конкретный момент. Например: девушка весела (девушка весела сейчас).
- А как вы думаете, какие прилагательные появились в языке раньше?
- Итог урока
- Давайте подведём итог урока.
- На все вопросы мы ответили? (Да)
X. Домашнее задание.
– Ребята, вы все хорошо работали, но чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома вы выполните упражнение из учебника (с. 145 №115)
XI. Рефлексия.
- Заполните лист самооценки и вложите его в ТПО.
- Оцените соседа.
- Оцени урок в целом!
3 группа. Рассмотрите таблицу. Найдите ответы на вопросы.
Изменяются | Прилагательные | |
полные | краткие | |
по родам | В саду цветёт красивая роза. | Красива роза в саду. |
по числам | В саду цветёт красивая роза. | Красива роза в саду. |
по падежам | Я куплю красивую розу. | — |
Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Краткие прилагательные называют то главное, что говорится о подлежащем. Значит, в современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.
- Прочитайте предложения:
Утром река особенно красива.
На берегу реки росла красивая береза.
– Обратите внимание, каким членом предложения являются имена прилагательные.
Тест
1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются
а) по родам и числам
б) по родам, числам и падежам
2) Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:
а) каков, какова, каково, каковы?
б) какой, какая, какое, какие?
2) В предложении краткие прилагательные являются
а) сказуемым
б) определением
3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма
а) умный – умен, умна, умно, умны
б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие
4) Один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? Подчеркни правильный ответ.
Тест
1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются
а) по родам и числам
б) по родам, числам и падежам
2) Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:
а) каков, какова, каково, каковы?
б) какой, какая, какое, какие?
2) В предложении краткие прилагательные являются
а) сказуемым
б) определением
3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма
а) умный – умен, умна, умно, умны
б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие
4) Один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? Подчеркни правильный ответ.
Тест
1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются
а) по родам и числам
б) по родам, числам и падежам
2) Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:
а) каков, какова, каково, каковы?
б) какой, какая, какое, какие?
2) В предложении краткие прилагательные являются
а) сказуемым
б) определением
3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма
а) умный – умен, умна, умно, умны
б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие
4) Один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? Подчеркни правильный ответ.
Пейзаж
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен. (по А. Дитриху, Г. Юрмину)
– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.
Пейзаж
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен. (по А. Дитриху, Г. Юрмину)
– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.
Пейзаж
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен. (по А. Дитриху, Г. Юрмину)
– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.
Пейзаж
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен. (по А. Дитриху, Г. Юрмину)
– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"
Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные" 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Презентация урока русского языка по теме: "Начальная форма имени прилагательного" 2 класс. ПНШ.
Презентация к уроку русского языка...
Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма прилагательного"
Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма имени прилагательного"...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...