"Животные во фразеологизмах".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Занятие по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_vo_frazeologizmah_2020_3_klass.docx | 188.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Конспект занятия по внеурочной деятельности.
«Животные во фразеологизмах».
Подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Сорокина Н.В.
16.10.2020
Форма проведения: индивидуальная, групповая
Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений.
Задачи:
- Познакомить учащихся со значением понятия «фразеологизм»
- Учить понимать и использовать фразеологизмы в речи
- Определить значение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять интерес к новому материалу
стремиться к приобретению новых знаний
управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные:
Коммуникативные:
уметь слушать собеседника
формулировать собственное мнение и позицию
вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в группах;
Регулятивные:
контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в группах;
уметь проводить рефлексию собственной деятельности
Познавательные:
учить извлекать информацию о фразеологизмах из иллюстраций;
способствовать развитию умения аргументировать
Оборудование и материалы: мультимедиа (компьютер, проектор), наглядный материл (карточки с заданиями, фразеологический словарь.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы обучения | Формируемые УУД |
Организационный этап 7 мин | - Здравствуйте ребята. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. | ||
Актуализация знаний | -Начинаем наше занятие, зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! -Все ли вам было понятно в моем пожелании? -Давайте вместе разберем эти интересные выражения в моем пожелании. -(Имя ученика), что означает выражение «Зарубить себе на носу»? -Все ли согласны с мнением (имя ученика)? -Поднимите руки те, у кого есть другие предположения. (Далее проводится аналогичная работа с другими выражениями) -Что означает выражение «засучив рукава»? -Какое значение имеет выражение «не падайте духом»? -Какое значение имеет выражение «возьмите себя в руки»? -Ребята, может кто-то знает, как называются эти необычные выражения? -Верно. | Ответы детей Запомнить Усердно работать Не унывать в случае неудачи Работать сосредоточенно Фразеологизмы | Личностные: проявлять интерес к новому материалу стремиться к приобретению новых знаний. | |
Основной этап Открытие нового знания 30 мин Постановка темы урока Первичная проверка понимания новых знаний Проверка полученных знаний Физминутка Закрепление имеющихся новых знаний Контроль усвоения новых знаний | -Ребята, сегодня у нас в гостях Баба-Яга (она будет появляться на слайдах) и она хочет испортить нам занятие, чтобы у нее не получилось, давайте будем внимательными и точными в ответах на вопросы и задания. - Вот и первое испытание, которое она нам подготовила. -Взгляните на слайд (1), определение понятия «фразеологизм» рассыпалось, вам необходимо его восстановить. -Давайте проверим, правильно ли мы восстановили. (слайд 2) -Молодцы, ребята, все правильно восстановили и справились с первым испытанием. -Чем мы с вами сейчас занимались? -А зачем мы это делали? -С чем будет связано наше сегодняшнее занятие? -Правильно, а именно мы будет говорить о фразеологизмах, которые связаны с животными и растениями. -Для следующего испытания я поделю вас на 2 команды, делить буду по типу животные-растения (учитель каждому ребенку по очереди говорит животное-растение-животное и т.д). Команда животных присаживается за эту парту (учитель указывает), команда растений за эту (учитель указывает). -Прежде чем начать работать, вспомним правила работы в группах: 1. Не баловаться 2. Не перебивать друг друга. 3. Не отвлекаться и не отвлекать других. 4. Не шуметь и не мешать другим группам 5. Активно работать в группе. -Если, команды готовы к работе сделайте из рук «домик», вот таким образом (учитель показывает). -Я вижу, что все готовы, тогда начинаем. -Каждой команде даны листочки, на которых с одной стороны указаны устойчивые выражения, связанные с животными и растениями, а с другой стороны значения. Вам необходимо сопоставить устойчивое выражение с соответствующим значением. (в процессе проверки показ иллюстраций на слайдах) 1. Как огурчик-о человеке бодром, здоровом (слайд 3) 2. Медвежья услуга-услуга, приносящая вред вместе пользы. (слайд 4) 3.Медвежьи объятия -тяжелые и неловкие (слайд 5) 4. Денег куры не клюют- очень много (слайд 6) 5.Ворон считать- проявлять невнимательность (слайд 7) 6. Гусей дразнить-вызывать гнев (слайд 8) 7. На птичьих правах- без законных основаниях (слайд 9) 8. Курам на смех- о чем-то нелепом и глупом (слайд 10) 9. Проще пареной репы- простота чего-либо (слайд 11) 10. Яблоко раздора- повод для вражды и спора (слайд 12) -Каждый участник из команды (учитель сам назначает), будет оглашать ответы, и мы все вместе будем проверять. -Молодцы, ребята, справились и со вторым испытанием. -Ребята, чем мы только что занимались? -Сейчас встаньте из-за парт, проведем физкультминутку: Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх) -Садимся, продолжаем. -Ребята, каждой команде будут даны картинки, вы должны их подписать устойчивыми выражениями, то есть подобрать к ним соответствующий фразеологизм. Давайте для примера разберем первую картинку. (работа с иллюстрацией) -Что изображено на картинке? -Что она делает? -Чем она пишет? -Есть такой фразеологизм «как курица лапой», который означает писать некрасиво, неразборчиво. -Дальше каждая команда работает самостоятельно. На это задание вам дается 7 мин. (как курица лапой) (тянуть быка за рога) (сесть в лужу) (заметать следы) (яблоко от яблоньки) (вбить осиновый кол) (как выжатый лимон) -Давайте послушаем, какие фразеологизмы у нас получились каждый участник из команды (учитель назначает уже других учащихся) по очереди называет фразеологизмы к картинкам. (в случае, если ученики и с той и другой команды неправильно называет фразеологизм, учитель говорит, что их фразеологизм интересный, но правильный вариант будет звучать так…) -Ребята, вы молодцы, прошли испытания Бабы-Яги, но напоследокона вам подготовила творческое испытание. Каждому участнику из команды дается фразеологизм и он должен его изобразить схематически, но, чтобы было понятно, что изображено. Фразеологизмы:
-Поднимите ваши рисунки над головой, я посмотрю, что у вас получилось. -Ребята, вы молодцы, справились и с этим испытанием. | Восстанавливают определение со слайда Проверяют правильность восстановления определения понятия. Восстановили определение понятия «Фразеологизм» -Мы это делали, чтобы вспомнить, что означает это понятие. С фразеологизмами Рассаживаются по командам Вспоминают правила работы в группах Изображают «домик» из рук Работают на листочках Проверяют правильность выполнения Мы сопоставляли фразеологизм и его значение Выполняют физкультминутку Курица Пишет Лапой Подбирают фразеологизмы к картинкам Озвучивают фразеологизмы Выполняют рисунок к фразеологизму Поднимают рисунки над головой | Словесный метод Прием: «Собери определение» Наглядный метод Прием: самостоятельная работа; Словесное рисование | Регулятивные: контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в группах; Коммуникативные: вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в группах; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: способствовать развитию умения аргументировать Познавательные: Учить извлекать информацию о фразеологизмах из иллюстраций; |
Рефлексия 5 мин | -Наше занятие подходит к концу. -Баба-Яга расстроилась, что не смогла испортить нам занятие, ведь мы все выполнили правильно и точно, поэтому она хочет вернуться в сказку, но не может, так как метла ее сломалась. (на доске висит плакат с Бабой-Ягой). -У вас на партах есть изображение метлы , напишите на ней что на занятие было трудным, интересным, неинтересным или фразеологизм, который вам больше всего запомнился. Далее по 2 человека выходят, зачитывают и клеят метлу рядом с Бабой-Ягой. -На этом наше занятие закончилось. (слайд 12) | Регулятивные: Уметь проводить рефлексию собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»
Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....