"Работаем с фразеологизмами".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Занятие по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Конспект занятия по внеурочной деятельности.
«Работаем с фразеологизмами».
Подготовила и провела
учитель высшей квалификационной категории
Сорокина Н.В.
28.02.2020
Тип занятия: комбинированный
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Цели:
- познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- воспитывать любовь к слову и к родному языку;
- совершенствовать навыки связной речи учащихся;
- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Дидактическое и методическое оснащение занятия:
-словари: толковый, фразеологический;
- презентация.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Определение темы и постановка целей урока
- Введение нового материала.
- Работа со словарём
- Закрепление материала
- Фразеологическая викторина.
- Подведение итогов занятия.
Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы.
В конце занятия
учащиеся должны знать:
• определение фразеологических оборотов;
• основные источники появления фразеологизмов;
• значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
учащиеся должны уметь:
• объяснять значение устойчивых оборотов речи;
• пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.
- Находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.
Ход занятия
I.Организационный момент.(слайд1)
- Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сядьте ровно, красиво. Сегодня у нас урок занимательного русского языка. С темой мы определимся немного позже, а сейчас…
II. Самоопределение к деятельности
- Скажите, пожалуйста, что говорят вам ваши мамы, папы, бабушки, когда провожают вас в школу?
-Давайте прочитаем, как провожала мама курица своего сыночка в школу. (слайд 2)
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
- Чем интересно это стихотворение?
-Что значит ни пуха, ни пера?
-У меня для вас есть ещё такие необычные выражения (слайд 3)
-Кто знает, как называются такие выражения? (Такие выражения называются фразеологизмы). Тема нашего занятия так и звучит: «Фразеологизмы»
-Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 4) - Зачем нам нужно употреблять фразеологизмы в речи? К этому вопросу мы вернёмся позже.
III. Работа над новой темой
1. -Кто знает, что такое фразеологизм?
-Если мы не знаем значение слова, что нужно делать? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре и т.д.)
-Давайте посмотрим значение слова фразеологизм в толковом словаре.
Фразеологизмы - словосочетания с самостоятельным значением, , которые нельзя разделить.
-А вот что говорят о себе сами фразеологизмы: (слайд5)
-Вот некоторые из них: (слайды 6 – 11). Наверняка, вы с такими выражениями уже встречались. Вообще, если вы захотите узнать или выучить как можно больше фразеологизмов, узнать значения непонятных некоторых, нужно обратиться к словарю. Посмотрите, какие существуют фразеологические словари для детей.(слайд 12). Учитель показывает фразеологический словарь. Читает 1-2 фразеологизма.
-Сейчас откройте стр. 19. Найдите задание 2. Прочитайте что нужно сделать. Разгадайте криптограмму. (слайд 14, 15) (индивид. работа) (3 минуты). О чем или о ком говорят «сирота казанская»? сейчас мы и поработаем с фразеологическим словарем. Такой словарь есть в нашей библиотеке. Найдите и прочитайте значение фразеологизма «сирота казанская». Историю его происхождения.
Следующее задание 3. Что нужно сделать? Какой фразеологизм у вас получился? Что он обозначает? Как вы думаете, какова история его происхождения? (Во времена парусного флота судну необходим был попутный ветер, надувающий паруса и направляющий судно вперед.)
Физминутка «Кораблик»
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что нам чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)
Ищем камушки в песке(наклоны)
И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки)
-Работаем в паре. Задание 4. Стр.20 .Отметь карандашом правильное значение фразеологизма. Придумайте предложение с фразеологизмом, который вам понравился больше всего.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
поют кто в лес …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши…(вянут).
Игра Что это? (слайд 15)
А) Его вешают, приходя в уныние,
Его суют всюду (нос).(Какие фразеологизмы могут быть отгадкой? Повесить нос, всюду совать свой нос)
Б) Не ладоши, а ими хлопают,
Если что-то не понимают
Не цветы, а вянут (уши). (хлопать ушами, уши вянут)
В) Его советуют искать в поле,
На него бросают слова и деньги,
Кто их не ценит (ветер). (ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер)
-Придумайте предложение, используя фразеологизм «совать всюду свой нос», «уши вянут», «бросать слова на ветер».
Поработаем в группах. Разделитесь на группы.
Задание: вы должны определить какой фразеологизм нарисовал художник, и написать этот фразеологизм письменными красивыми буквами под картинкой. На работу 4 минуты.
Сели все по своим местам.
-Один человек попробовал разделить фразеологизм на отдельные слова. Вот, что у него получилось. Слайд 17. Давайте попробуем восстановить фразеологизмы.
Рез. Слайд 18
-Зачем же нужны в речи фразеологизмы? Послушайте рассказ, может он вам поможет ответить на этот вопрос.
- - Вова не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Вова стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Вова стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Вовы молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Вова заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа улыбнулся и сказал:
- Какая живая, интересная у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
-Какие фразеологизмы вы услышали в речи бабушки?
-Так для чего нам нужны фразеологизмы? ( Они делают нашу речь более живой, интересной, эмоциональной).
IV. Рефлексия
-Наше занятие подходит к концу.
-Продолжите, пожалуйста, любую из фраз, которые вы видите на экране. (слайд 19)
V. Итог занятия
-Как вы поняли, что такое фразеологизмы?
-Зачем они нужны в нашей речи?
И последнее хочется рассказать о происхождении фразеологизма «Ни пуха, ни пера». Это выражение досталось нам от охотников. Под пером подразумевали птицу, под пухом – зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже – во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота – знатная!
Если желаете человеку добра, говорите лучше ему в напутствие: «С Богом!»
Желаю вам всего самого хорошего, доброго и светлого! ( слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с фразеологизмами на уроках русского языка
Здесь рассматриваются вопросы о происхождении фразеологизмов и как работать с ними на уроках русского языка...

Работа над фразеологизмами в начальной школе
В начальной школе мало внимания уделяется работе над фразеологизмами, а встречаются они очень часто как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения: при изучении раздела «Устное нар...

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе
Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе....
Развитие нравственных и эстетических чувств на уроках русского языка при работе с фразеологизмами
В языке существуют часто употребляемые устойчивые сочетания слов. Устойчивые сочетания слов называют идиомами (в переводе с греческого idioma – своеобразное выражение) или фразеологизмами, или ф...

Речевое развитие младших школьников при работе над фразеологизмами
. Интересные задания и игры по фразеологии могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка, при подготовке учащихся к олимпиадам, работе с одаренными детьми, во внеклассно...

Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"
Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей речи....