Конспект урока. Русский язык 2 класс. Как сочетаются слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Алимпиева Ирина Александровна

Конспект урока. Русский язык 2 класс. Как сочетаются слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sochetayutsya_slova_-_2_klass.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык (2 класс)

КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК. КАК СОЧЕТАЮТСЯ СЛОВА.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Наблюдать за сочетаемостью слов.

2. Анализировать лексическое значение слов.

3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать  выводы, умозаключения

Воспитывающие:

Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.                                    

  1. Организационный момент.

- Открыли тетради. Проверили свою посадку.

- Записываем число. Классная работа.

      2. Постановка учебной задачи.

- Откройте учебники на с.14 (Урок 83).

- Прочитайте раздел и тему урока. (как устроен наш язык. Как сочетаются слова)

- Какие слова новые, непонятные?

- Какая работа предстоит нам на уроке? На какие вопросы будем искать ответы?

(Будем узнавать секреты нашего языка;

Узнаем, что значит сочетаемость слов;

Какие слова могут сочетаться;

Всегда ли слова сочетаются;

Где можно применить этот секрет слов)

  1. Планирование работы.

- Какие рубрики помогут найти ответы на наши вопросы?

(«Давай подумаем», подсказка, работа в паре, «Тайны языка», трудное задание, из истории языка)

  1. Реализация плана.

  1. Актуализация имеющихся знаний

- С какой рубрики начинается урок?

- Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему они иногда так говорят? («Давай подумаем», с.14)

- Почему КУСАРИКИ, МОКРЕСС, КОЛОТОК, УЛИЦИОНЕР?

(Кусать, мокрый, колотить, стоит на улице)

- Что такое КОМПРЕСС? Где можно посмотреть значение этого слова? (с.162)

- Почему появляются подобные слова?

ВЫВОД: Подобные слова появляются из-за того, что значение слова соединяется с близким (понятным) для ребёнка действием, признаком или предметом.

- Можно ли такие слова назвать настоящими? Почему?

- Что помогло нам объяснить значение этих слов?

- Продолжаем учиться объяснять слова.

- Упр.1, с.15. (Выполняется фронтально)

- Читаем задание. Из каких частей состоят слова, как они образовались?

( Подснежник – то, что растёт под снегом.

Подсвечник – то, что ставят под свечу.

Подберёзовик – гриб, который растёт под берёзой.

Подосиновик – гриб, который растёт под осиной.

Ельник – еловый лес.

Голубика – лесная ягода голубого цвета.

Сороконожка – гусеница, у которой сорок ног.)

- Каким способом образовались эти слова?

- Запишите 2 любых предложения в тетрадь.

- Что помогло в этом упражнении объяснить лексическое значение слов?

(Состав слова, способ образования слов)

ВЫВОД: -Зачем нужно понимать и уметь объяснять значение слов?

(Чтобы правильно говорить, чтобы тебя понимали, чтобы помочь кому-нибудь понять неизвестное слово)

-Упр.2 с.15 (Работа в парах)

- Продолжаем работу. Это упражнение поможет вам увидеть ещё одну возможность применения этого умения.

- Читаем задание. Как будем его выполнять? (в парах)

- Первое предложение разберём вместе. Запишем его:

( Мой папа знает греческий язык.)

- Какое словосочетание можно составить со словом ГРЕЦКИЙ?

- Работаем в парах. 1-ый ряд – 2 предложение;

                                  2-ой ряд – 3 предложение;

                                  3-ий ряд – 4 предложение.

- Проверяем. Какие словосочетания можно составить с оставшимися словами?

ВЫВОД: - Всегда ли сочетаются друг с другом?

(Вариант выбора слова зависит от его лексического значения)

- Прочитаем рубрику «Давай подумаем» с.16.

-Почему так нельзя сказать? (Слова разные по значению)

  1. Усвоение новых знаний.

- Рубрика «Тайны языка», с.16.

-Читаем.

-Какой секрет мы узнали? Где он нам может пригодиться?

  1. Закрепление.

- Упр.3 с.16 (Трудное задание – фронтально).

-Давайте попробуем все вместе применить полученное знание и выполнить трудное задание.

-- 1-ая часть устно. Выберите из скобок подходящие слова. Объясните свой выбор.

(включить телевизор, душистый цветок, пушистый свитер, еловая ветка)

- 2-ая часть письменно. С лишними слова составим и запишем сочетания слов.

(зажечь (развести) костёр, свечу;

душевный человек;

пушной зверь;

ёлочная игрушка)

ВЫВОД: - Всегда ли сочетаются слова друг с другом?

  1. Словарная работа.

- С.16 – словарное слово: отец. Запишем. Что надо в нём запомнить.

- Подберите родственные слова. Запишите. Выделим корень.

( отец, отчество, отцовский, отечество, отеческий, отцовство)

  1. Рефлексия.

- Какой секрет русского языка мы узнали сегодня на уроке?

- Как его можно использовать в речи?

- Что было интересно на уроке? Трудно?

  1. Домашнее задание.

- Упр.4 с.17, Из истории слова – устно.

  1. Оценивание. Проверка тетрадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...