Конспект урока русского языка на тему: Состав слова. Разбор слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Овчинникова Виктория Сергеевна

"Состав слова. Разбор слова" 3 класс, ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Рус.язык                                                                                                     Учитель:

Класс: 2                                                                                                                          Дата:                                                                                          

Школа:

Кабинет:

Тема: «Состав слова. Разбор слова по составу.»

Цели деятельности учителя:

  • учить выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
  •  формировать умение пользоваться обратным словарем;
  • закреплять умение объяснять значение слова с разными приставками, суффиксами.

Планируемые результаты:

предметные: научатся самостоятельно выполнять словообразовательный анализ; определять значение новых слов, образованных с помощью приставок.

личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Необходимое оборудование и материалы: Рус. язык: 2 класс, 3 часть, печатная рабочая тетрадь 2 класс, 2 часть: система уроков по учебнику Н. А. Чураковой. Презентация, листы, карточки, мультимедийный проектор, тесты.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Организационный момент

Словесный: ответы на вопросы

2 мин

 Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Виктория Сергеевна. Пожалуйста, садитесь!

Приветствуют учителя.

Л.: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

II.

Мотивационный

Практический.: каллиграфическое упражнение

Словес: ответы на вопросы

Практический:

Словесный: ответы на вопросы.

Практический:

Словарная работа.

10 мин

Минутка чистописания.

- Чтобы узнать, какую букву мы будем с вами писать, вам необходимо отгадать загадку.

Загадка:

«Рак - речной усатый рак.

Учится он кое-как.

Не бери с него пример,

А запомни букву...»

Правильно ребята, сегодня мы будем писать с вами букву «Р».

- Что вы можете сказать о букве «Р»?
- Звук «Р»

- Что мы можем сказать о звуке «Р»?

- [р] - согласный, звонкий, твердый, мягкий.
- Молодцы!
- Теперь прописываем  пол строки соединение заглавной и строчной буквы «Рр».
- Следующие пол строки прописываем букву «р» в соединение с элементами на скорость.
- Пишем красиво и аккуратно!
- Следующую строчку мы пишем полностью слоги имеющие букву «Р» , такие как:
«ро» «ур» «ар», и чередуем слоги.
- Молодцы ребята!
- Как вы думаете, почему мы с вами прописали именно эту букву?( Не случайно мы с вами прописали букву «Р», сейчас мы познакомимся с новыми словарными словами, в словах есть эта буква.

Словарная работа.

- Наши новые словарные слова:
«Урожай»,
«Родина»,
«Народ».
- Прочитайте слово «урожай» про себя.

- По слогам.
- Обычно.
- Хором.

- Работа со словарём. Как вы думаете, что значит слово «урожай»?

- «Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов. Высокий, хороший сбор таких растений.»

- в слове «урОжай» мы ставим ударение в третьем слоге на букву «а», подчеркиваем букву «О» и запоминаем написание слова.

-Записываем слово в словарь.
-Слово «Родина».

-Прочитайте слово про себя.

- По слогам.

- Обычно.

- Хором.

-Молодцы!

- Работа со словарем, что значит слово «Родина»?

- «Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. Место рождения, происхождения.»

- В слове « Родина», мы ставим ударение в первом слоге, на букву «О», и запоминаем, что это слово мы всегда пишем с заглавной буквы.

-Записываем слово. Словарные слова записываем в столбик.

- Поработаем со словом «народ».

-Прочитайте слово про себя.

- По слогам.

- Обычно.

- Хором.

- Значение слова «народ»?

- «Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность.»

-Молодцы!

- В слове «нАрод», мы ставим ударение во втором слоге, на букву «о».

- Какие слова близкие по своему значению? (Все слова близкие по своему значению, потому что они объединяют людей).

-А что общего в этих словах («род»).

- Открываем печатную тетрадь на стр.41, прописываем слова на строчках по два раза, проговаривая про себя.
-Пишем красиво и аккуратно!

-Какой вывод мы можем сделать?

(Они близкие по значению, имеют корень –род, рож. И это словарные слова, которые нужно запомнить).

-Упр. 54 в печатной рабочей тетради. Читаем первую часть задания про себя.
-Что нужно сделать?
- нужно вставить первое словарное слово, подчеркнуть в нём букву, написание которой надо запомнить.

-Читаем предложение: « Хлеба…, так зима холодна. (примета)»
- Какое словарное слово мы вставим? (урожай).
-Выписываем, выделяем орфограммы.
- Какую букву, написание которой надо запомнить подчеркнем?
- Букву «о». Потому что это словарное слово, безударная гласная в корне слова.

- Записываем слово «урожай» подчёркиваем букву «о».
- Читаем вторую часть упражнения .
- Что нужно сделать во второй части?
- Нужно выписать слова, в которых выделены буквы гласных. Рядом напишите проверочное слово».
- Какое первое слово, мы выпишем? (Зима)
- Какое проверочное слово подберем?
- Проверочное слово «зимы», слово записываем через тире, поставим ударение на первый слог, букву «и», подчеркнем букву «и».

- Следующее слово, которое мы выпишем? Слово «холодна».

- Какое проверочное слово подберем? Проверочное слово записываем через тире.
- Слово «холод», а ещё? Слово «холодный». В слове «холод» поставим ударение на первый слог, букву «о», подчеркнем её. В слове «холодный», поставим ударение на второй слог, ну букву «о», подчеркнем её.

-Выделите корни в словах.

- А из каких ещё частей состоит слово?

- А как называется это?
-Молодцы!

- Ребята, а что значит разобрать слово по составу?

Т.е определить из каких частей состоит слово.

- Посмотрите на слайд, Незнайка разобрал слово «Записка» по составу, но допустил ошибку. Помогите разобраться Незнайке.

- Сейчас поработаем в парах, каждой паре выдается листочек и в разброс алгоритм разбора слова по составу. Ваша задача: составить правильный разбор слова по составу.

Алгоритм:

  1. окончание –а.
  2. основа-записк.
  3. корень (подобрав родственное слово)-пис.
  4. суффикс-к.
  5. приставка-за.

- Одна желающая группа выступает со своим алгоритмом.
- Кто не согласен с ребятами, поднимите руку.

- Молодцы ребята, вы справились с заданием и помогли Незнайке найти ошибку!

- Какой вывод можно сделать, исходя из этого задания? (Работать по алгоритму).


- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

«Состав слова. Разбор слова по составу».

Слушать учителя.

Отгадывать загадку.

Прописывать каллиграфически  букву «р».

Прописывать букву «р» с элементами.

Прописывать букву «р» в слоге.

Знакомство и запоминание словарного слова.

Выполнять грамматическое и орфографическое упражнение.

Работать в парах.

Размышлять.

Составлять.

Разбирать слово по составу, опираясь на алгоритм.

Размышляют.

Отвечают на вопросы учителя.

П.: осмысленно читают текст.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строят речевое высказывание

Л: контролируют свои действия, соотнося с действиями одноклассников.

III.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

5

мин

 

 - Тема сегодняшнего урока: «Состав слова. Разбор слова по составу».

- Чему мы сегодня с вами научимся?

Цель: разбирать слова по составу.

- А что для этого, нам нужно помнить?

-Нам нужно помнить алгоритм разбора слова по составу.

-Молодцы!

-Давайте разберем слово «холодна» по составу, полагаясь на алгоритм.

1. оконч.- а

2. осн.-холодн

3.кор.-холод

4.суф.- н

5.прист.-нету.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

 

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

IV. Решение частных задач

(первичное закрепление, повторение пройденного материала)

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический:

грамматическое  упражнение.

Физ. минутка

15 мин

3 мин

-Открываем учебники на стр.78. Упр. 83.

- Читаем задание по частям. Читаем первую часть задания про себя.

- Что нам нужно сделать?

- Открыть Обратный словарь на – ь, на – ть. Найти слова, родственные слову «возить».

Открываем Обратные словари, ищем родственные слова, слову «возить».

- Назовите их.( развозить, перевозить). Докажите.

-Молодцы!

- Читаем вторую часть упражнения, про себя. Что нужно сделать?

- Выбрать какие из родственных слов ты употребишь в следующих случаях, читаем первое предложение: «Деду Морозу предстояло  __возить подарки по домам».

- Какое слово мы употребим в этом случаем? Слово « Развозить». Почему?.

- Читаем второе предложение: « Пришлось ___возить ёлку на другую сторону реки».

- Какое слово мы употребим в этом случае?  Слово «перевозить», почему?

- Правильно, молодцы. Читаем задание под иллюстрацией. Что нужно сделать?

- Выполнить упражнение письменно. Родственные слова- названия действий разбери по составу.

- Выполняем упражнение письменно. Разбираем по составу слово: «Развозить» и «Перевозить».

- Приступаем к заданию. Два человека работают у доски. Помним об алгоритме.

- Проверяем слово: «развозить», как разобрали по составу?

- 1. Окон. – нулевое.

2. основ. – развозить.

3. кор.- воз.

4. суф. – два суф-са. – и, и –ть.

5.  прис. – раз.

- все согласны? Поднимите руки. У кого возникли, какие- либо затруднения?

- Проверяем слово: «перевозить».

- 1. окон. – нулевое.

2. основ.- перевозить.

3. кор. – воз.

4. суф. – и, и –ть.

5. прис. – пере.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из этого упражнения? (С помощью обратного словаря можно найти родственные слова. И при разборе слова по составу, помнить про алгоритм.)

- Молодцы ребята!

-А теперь немного разомнёмся и отдохнём! Встаём на физминутку.

Видео-материал

-Молодцы! Присаживайтесь, продолжаем работать дальше.

Читать вслух и про себя.

Предполагать.

Отвечать на вопросы.

Размышлять.

Доказывать свою точку зрения.

Подбирать слова.

Отвечать на вопросы.

Выполнять грамматическое и орфографическое упражнение.

Выполнять задание по вариантам.

Разбирать слова по составу.

Выполнять двигательные упражнения

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят рассужд

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

Практический:

грамматическое  упражнение.

Словесный: ответы на вопросы.

- « - Сейчас будет трудное задание! – сказала Анишит Йокоповна. – Не огорчайтесь, если сразу не получится его выполнить!».

 Упр. 84, на стр 78-79.

- Читаем первую часть задание про себя. Что нужно сделать?

- Вместо обратного словаря мы будем использовать слова с доски. Среди них отыщем слова, наиболее близкие по смыслу, означающие почти одно и то же. А твой сосед по парте пусть отыщет слова, обозначающие противоположные действия. Упражнение выполняем письменно.

- Ищем слова наиболее близкие по смыслу.

- завозить = привозить; увозить= вывозить.

-Противоположные по значению.

- завозить=/ увозить; ввозить =/ вывозить.

- Молодцы!

- Читаем вторую часть упражнения. Что нужно сделать?

- Записать лова близкие по значению и противоположные по значению по образцу.

- слова близкие по значению?

- «Завозить» и «привозить». Как запишем, со знаком «=»

- Ещё какие слова близкие по значению? Докажите.
- «увозить и «вывозить», как запишем? Со знаком «=».

-Записываем.

- Что значит «Увозить» и «Привозить»? (объяснить в чём разница.)

- Слова противоположенные по смыслу, вы пишете самостоятельно.

- Теперь проверьте правильно- ли вы выполнили задание, посмотрите, как его выполнила Маша.

- Слова противоположные по смыслу. Докажите.

- «завозить» и «увозить», как запишем? Со знаком «=/».

- Ещё какие противоположенные слова по значению?

- «ввозить» и «вывозить».

- Как запишем? С каким знаком? «=/».

-Что значит «ввозить» и «вывозить»? (Объяснить в чём разница).

-Какая часть слова, тут играет большую роль? (приставки).

- Правильно, молодцы!

Слушают.

Читают про себя и вслух.

Размышляют.

Предполагают.

Отвечают.

Анализируют.

Выполнять грамматическое и орфографическое упражнение.

Проверяют себя.

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

V.

Итог урока,

Рефлексия,

Домашнее задание

Практический.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

10

мин

 

- А сейчас мы с вами выполним небольшой тест.
На листочках, нужно прочитать внимательно вопрос, подумать и правильный ответ отметить галочкой.

Тест:

-Что ты знаешь о составе слова? Отметьте .

  1. в составе слова есть значимые части:

□ приставка, корень, суффикс, конец;

□ приставка, суффикс, примечание;

□ приставка, корень, суффикс, окончание.

  1. Основное значение слово передает:

□ приставка, □ суффикс, □ корень, □ окончание.

  1. Окончание:

□ служит для образования новых слов;

□ служит для связи слов в предложении;

□ изменят форму слова.

- Кто выполнил тест, поднимите руку.

- Посмотрите на слайд, на слайде выведены правильные ответы. Берем в руки простой карандаш, если вы ответили правильно, ставим «+», если ответили не верно «-».
-Начинаем проверять свои работы.

-У кого все плюсы, поднимите руку.

- Молодцы!

- У кого есть один минус? Поднимите руку.

- Хорошо! Умнички.
- У кого возникли, какие –либо трудности? В чём?

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Что научились делать? Какие цели достигли?

- Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать слово по составу?

- Нужно помнить алгоритм разбора слова по составу.

- Молодцы!

- На листочке, на котором вы выполняли тест, ниже есть смайлик.
- Если вы считаете, что вы хорошо поработали на уроке закрасьте смайлик в зеленый цвет.

- Если вы считаете, что поработали на уроке хорошо, но у вас были маленькие затруднения, закрасьте смайлик в жёлтый цвет.

- Если вы недовольны свое деятельностью на уроке, закрасьте смайлик в красный цвет.

- Передайте свои тесты с последней парты, на первую.

- Ваше домашнее задание, записано на доске. Открываем дневники. Записываем д.з.

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке, спасибо за урок! До новых встреч!

Работать индивидуально.

Думать.

Размышлять.

Выполнять тест.

Проводить самоанализ.

Отвечать на вопросы.

Оценивать свои достижения.

Записывать д.з.

Слушать учителя.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....

Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"

Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...