Конспект урока русского языка на тему: Состав слова. Разбор слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
"Состав слова. Разбор слова" 3 класс, ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_sostav_slova._razbor_slova_po_sostavu_.doc | 561.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Рус.язык Учитель:
Класс: 2 Дата:
Школа:
Кабинет:
Тема: «Состав слова. Разбор слова по составу.»
Цели деятельности учителя:
- учить выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
- формировать умение пользоваться обратным словарем;
- закреплять умение объяснять значение слова с разными приставками, суффиксами.
Планируемые результаты:
предметные: научатся самостоятельно выполнять словообразовательный анализ; определять значение новых слов, образованных с помощью приставок.
личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Необходимое оборудование и материалы: Рус. язык: 2 класс, 3 часть, печатная рабочая тетрадь 2 класс, 2 часть: система уроков по учебнику Н. А. Чураковой. Презентация, листы, карточки, мультимедийный проектор, тесты.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Организационный момент Словесный: ответы на вопросы | 2 мин | Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Здравствуйте, ребята, сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Виктория Сергеевна. Пожалуйста, садитесь! | Приветствуют учителя. | Л.: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
II. Мотивационный Практический.: каллиграфическое упражнение Словес: ответы на вопросы Практический: Словесный: ответы на вопросы. Практический: Словарная работа. | 10 мин | Минутка чистописания. - Чтобы узнать, какую букву мы будем с вами писать, вам необходимо отгадать загадку. Загадка: «Рак - речной усатый рак. Учится он кое-как. Не бери с него пример, А запомни букву...» Правильно ребята, сегодня мы будем писать с вами букву «Р». - Что вы можете сказать о букве «Р»? - Что мы можем сказать о звуке «Р»? - [р] - согласный, звонкий, твердый, мягкий. Словарная работа. - Наши новые словарные слова: - По слогам. - Работа со словарём. Как вы думаете, что значит слово «урожай»? - «Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов. Высокий, хороший сбор таких растений.» - в слове «урОжай» мы ставим ударение в третьем слоге на букву «а», подчеркиваем букву «О» и запоминаем написание слова. -Записываем слово в словарь. -Прочитайте слово про себя. - По слогам. - Обычно. - Хором. -Молодцы! - Работа со словарем, что значит слово «Родина»? - «Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. Место рождения, происхождения.» - В слове « Родина», мы ставим ударение в первом слоге, на букву «О», и запоминаем, что это слово мы всегда пишем с заглавной буквы. -Записываем слово. Словарные слова записываем в столбик. - Поработаем со словом «народ». -Прочитайте слово про себя. - По слогам. - Обычно. - Хором. - Значение слова «народ»? - «Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность.» -Молодцы! - В слове «нАрод», мы ставим ударение во втором слоге, на букву «о». - Какие слова близкие по своему значению? (Все слова близкие по своему значению, потому что они объединяют людей). -А что общего в этих словах («род»). - Открываем печатную тетрадь на стр.41, прописываем слова на строчках по два раза, проговаривая про себя. -Какой вывод мы можем сделать? (Они близкие по значению, имеют корень –род, рож. И это словарные слова, которые нужно запомнить). -Упр. 54 в печатной рабочей тетради. Читаем первую часть задания про себя. -Читаем предложение: « Хлеба…, так зима холодна. (примета)» - Записываем слово «урожай» подчёркиваем букву «о». - Следующее слово, которое мы выпишем? Слово «холодна». - Какое проверочное слово подберем? Проверочное слово записываем через тире. -Выделите корни в словах. - А из каких ещё частей состоит слово? - А как называется это? - Ребята, а что значит разобрать слово по составу? Т.е определить из каких частей состоит слово. - Посмотрите на слайд, Незнайка разобрал слово «Записка» по составу, но допустил ошибку. Помогите разобраться Незнайке. - Сейчас поработаем в парах, каждой паре выдается листочек и в разброс алгоритм разбора слова по составу. Ваша задача: составить правильный разбор слова по составу. Алгоритм:
- Одна желающая группа выступает со своим алгоритмом. - Молодцы ребята, вы справились с заданием и помогли Незнайке найти ошибку! - Какой вывод можно сделать, исходя из этого задания? (Работать по алгоритму).
«Состав слова. Разбор слова по составу». | Слушать учителя. Отгадывать загадку. Прописывать каллиграфически букву «р». Прописывать букву «р» с элементами. Прописывать букву «р» в слоге. Знакомство и запоминание словарного слова. Выполнять грамматическое и орфографическое упражнение. Работать в парах. Размышлять. Составлять. Разбирать слово по составу, опираясь на алгоритм. Размышляют. Отвечают на вопросы учителя. | П.: осмысленно читают текст. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. Р: принимают и сохраняют уч задачу Р.: принимать и сохранять учебную задачу. П: строят речевое высказывание Л: контролируют свои действия, соотнося с действиями одноклассников. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 5 мин
| - Тема сегодняшнего урока: «Состав слова. Разбор слова по составу». - Чему мы сегодня с вами научимся? Цель: разбирать слова по составу. - А что для этого, нам нужно помнить? -Нам нужно помнить алгоритм разбора слова по составу. -Молодцы! -Давайте разберем слово «холодна» по составу, полагаясь на алгоритм. 1. оконч.- а 2. осн.-холодн 3.кор.-холод 4.суф.- н 5.прист.-нету. | Отвечают на вопросы. Слушают.
| П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
IV. Решение частных задач (первичное закрепление, повторение пройденного материала) Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: грамматическое упражнение. Физ. минутка | 15 мин 3 мин | -Открываем учебники на стр.78. Упр. 83. - Читаем задание по частям. Читаем первую часть задания про себя. - Что нам нужно сделать? - Открыть Обратный словарь на – ь, на – ть. Найти слова, родственные слову «возить». Открываем Обратные словари, ищем родственные слова, слову «возить». - Назовите их.( развозить, перевозить). Докажите. -Молодцы! - Читаем вторую часть упражнения, про себя. Что нужно сделать? - Выбрать какие из родственных слов ты употребишь в следующих случаях, читаем первое предложение: «Деду Морозу предстояло __возить подарки по домам». - Какое слово мы употребим в этом случаем? Слово « Развозить». Почему?. - Читаем второе предложение: « Пришлось ___возить ёлку на другую сторону реки». - Какое слово мы употребим в этом случае? Слово «перевозить», почему? - Правильно, молодцы. Читаем задание под иллюстрацией. Что нужно сделать? - Выполнить упражнение письменно. Родственные слова- названия действий разбери по составу. - Выполняем упражнение письменно. Разбираем по составу слово: «Развозить» и «Перевозить». - Приступаем к заданию. Два человека работают у доски. Помним об алгоритме. - Проверяем слово: «развозить», как разобрали по составу? - 1. Окон. – нулевое. 2. основ. – развозить. 3. кор.- воз. 4. суф. – два суф-са. – и, и –ть. 5. прис. – раз. - все согласны? Поднимите руки. У кого возникли, какие- либо затруднения? - Проверяем слово: «перевозить». - 1. окон. – нулевое. 2. основ.- перевозить. 3. кор. – воз. 4. суф. – и, и –ть. 5. прис. – пере. - Какой вывод мы можем сделать исходя из этого упражнения? (С помощью обратного словаря можно найти родственные слова. И при разборе слова по составу, помнить про алгоритм.) - Молодцы ребята! -А теперь немного разомнёмся и отдохнём! Встаём на физминутку. Видео-материал -Молодцы! Присаживайтесь, продолжаем работать дальше. | Читать вслух и про себя. Предполагать. Отвечать на вопросы. Размышлять. Доказывать свою точку зрения. Подбирать слова. Отвечать на вопросы. Выполнять грамматическое и орфографическое упражнение. Выполнять задание по вариантам. Разбирать слова по составу. Выполнять двигательные упражнения | П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П: строят рассужд Р: планируют свое действие в соответствии с задачей |
Практический: грамматическое упражнение. Словесный: ответы на вопросы. | - « - Сейчас будет трудное задание! – сказала Анишит Йокоповна. – Не огорчайтесь, если сразу не получится его выполнить!». Упр. 84, на стр 78-79. - Читаем первую часть задание про себя. Что нужно сделать? - Вместо обратного словаря мы будем использовать слова с доски. Среди них отыщем слова, наиболее близкие по смыслу, означающие почти одно и то же. А твой сосед по парте пусть отыщет слова, обозначающие противоположные действия. Упражнение выполняем письменно. - Ищем слова наиболее близкие по смыслу. - завозить = привозить; увозить= вывозить. -Противоположные по значению. - завозить=/ увозить; ввозить =/ вывозить. - Молодцы! - Читаем вторую часть упражнения. Что нужно сделать? - Записать лова близкие по значению и противоположные по значению по образцу. - слова близкие по значению? - «Завозить» и «привозить». Как запишем, со знаком «=» - Ещё какие слова близкие по значению? Докажите. -Записываем. - Что значит «Увозить» и «Привозить»? (объяснить в чём разница.) - Слова противоположенные по смыслу, вы пишете самостоятельно. - Теперь проверьте правильно- ли вы выполнили задание, посмотрите, как его выполнила Маша. - Слова противоположные по смыслу. Докажите. - «завозить» и «увозить», как запишем? Со знаком «=/». - Ещё какие противоположенные слова по значению? - «ввозить» и «вывозить». - Как запишем? С каким знаком? «=/». -Что значит «ввозить» и «вывозить»? (Объяснить в чём разница). -Какая часть слова, тут играет большую роль? (приставки). - Правильно, молодцы! | Слушают. Читают про себя и вслух. Размышляют. Предполагают. Отвечают. Анализируют. Выполнять грамматическое и орфографическое упражнение. Проверяют себя. | К: контролируют действия партнера Р: планируют свое действие в соответствии с задачей | |
V. Итог урока, Рефлексия, Домашнее задание Практический. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 10 мин
| - А сейчас мы с вами выполним небольшой тест. Тест: -Что ты знаешь о составе слова? Отметьте ✓.
□ приставка, корень, суффикс, конец; □ приставка, суффикс, примечание; □ приставка, корень, суффикс, окончание.
□ приставка, □ суффикс, □ корень, □ окончание.
□ служит для образования новых слов; □ служит для связи слов в предложении; □ изменят форму слова. - Кто выполнил тест, поднимите руку. - Посмотрите на слайд, на слайде выведены правильные ответы. Берем в руки простой карандаш, если вы ответили правильно, ставим «+», если ответили не верно «-». -У кого все плюсы, поднимите руку. - Молодцы! - У кого есть один минус? Поднимите руку. - Хорошо! Умнички. - Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? - Что научились делать? Какие цели достигли? - Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать слово по составу? - Нужно помнить алгоритм разбора слова по составу. - Молодцы! - На листочке, на котором вы выполняли тест, ниже есть смайлик. - Если вы считаете, что поработали на уроке хорошо, но у вас были маленькие затруднения, закрасьте смайлик в жёлтый цвет. - Если вы недовольны свое деятельностью на уроке, закрасьте смайлик в красный цвет. - Передайте свои тесты с последней парты, на первую. - Ваше домашнее задание, записано на доске. Открываем дневники. Записываем д.з. - Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке, спасибо за урок! До новых встреч! | Работать индивидуально. Думать. Размышлять. Выполнять тест. Проводить самоанализ. Отвечать на вопросы. Оценивать свои достижения. Записывать д.з. Слушать учителя. | Р: планируют свое действие в соответствии с задачей П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; Р: осуществляют итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"
В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."
План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова", 3 класс, учебник Поляковой А.В.
Урок и презентация по теме "Состав слова. Основа слова"...
Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"
Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...