Что такое синонимы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)
| |
Тема | Что такое синонимы? |
Педагогическая цель | Познакомить с термином синоним; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи; |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся различать оттенки значений синонимов; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
Личностные результаты | Стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций). Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения. Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Основные понятия и термины | Синоним, словарь. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. |
Образовательные ресурсы | Учебник В.П. Канакина, Русский язык 2 класс 1 часть; м/м презентация. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Виды работ | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности сотрудничеству. | Приветствие | - Здравствуйте! | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя, друг друга. |
Эмоциональный настрой.
| - Начнем урок с хорошего настроения: я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. | Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Эмоционально настраиваются на урок.
| |
Проверка готовности к уроку. | - Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе? - На ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и ручка. | Организовывает проверку рабочего места. | Проверяют готовность к уроку. | |
II. Минутка чистописания
Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма. | Пальчиковая гимнастика.
| - Проведем пальчиковую гимнастику: Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют) Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики, начиная с большого.) И большую поварёшку Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Ковшик тоже развалился Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Так мы маме помогали. | Осуществляет подготовку руки к работе, развивает мелкую моторику. | Повторяют движения за учителем. |
Оформление рабочей страницы в тетради. | - А теперь отступите 2 строчки от домашней работы и запишите: число и «классная работа». | Контролирует оформление рабочей стр. тетради | Оформляют тетрадь | |
Упражнения в написании букв, слов.
| - Начнём мы наш урок с минутки чистописания. - Посмотрите на доску.В написании каких буквосочетаний мы будем сегодня упражняться? Яя яв яз - Обратите внимание на начертание букв и как пишутся строчные и заглавные буквы? -На первой рабочей строки напишите буквосочетание Яядо конца строчки. - На второй строке до половины напишите буквосочетание яв, а потом на этой же строчке продолжите писать буквосочетание яздо конца строчки. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
Орфографический и синтаксический разбор предложения. | Сл.1 -На слайде вы ведете предложение. Запишите предложение на следующей рабочей строке с комментированием. Пугливый заяц спрятался в кустах. - Найдите грамматическую основу предложения(в предложении говорится о зайце, значит «заяц» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. ) - Что говорится о зайце? (О зайце говорится, что он спрятался. Спрятался- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом) | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку. | Составляют предложение, находят грамматическую основу, составляют словосочетания. | |
Словарная работа (знакомство с новым словом) | -На следующей строке напишите слово Словарь с заглавной буквы, поставьте двоеточие. -Я буду читать вам слово, а ваша задача – записать словарное слово в тетрадь с комментированием. 1.дороʹга-(слове «дорога», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»); 2. лопаʹта-(в слове «лопата», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»); 3. яʹгода- (в слове «ягода», ударение падает на первый слог, во втором слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «о»; 4. берёʹза- (в слове «берёза», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «е»). Сл.1 - Что бы узнать какое будет новое словарное слова послушайте загадку.
Хоть неплохо я одета, Бьет озноб меня всегда. И весной, и жарким летам Вся дрожу, как в холода. Ответ: осина -Что такое осина? -Осина или по-другому называют тополь дрожащий- вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. - Произнесите слово «осина» орфоэпически? (Асина) - Произнести слово орфоэпически, значит говорим слово как слышим. Сл.2 - Посмотрите на слайд, как будет писаться это словарное слово. - Произнесите это слово по слогам. (О-си-на) - На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог, на гласную букву «и») - Можем ли мы проверить гласную букву «о» в первом слоге? (нет, эту букву необходимо запомнить) - Составе предложение с новым словом. (дети составляют предложения) Сл.3 -Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте предложение которое там записано. Хрупка осина колышется на ветру -Запишите это предложение с комментированием. - Найдите грамматическую основу предложения (в предложении говорится об осине, значит «осина» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. ) - Что говорится об осине? (Об осине говорится, что она колышется. Колышется- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом). Вывод: в слове осина ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением. -Внимательно посмотрите, как я запишу данное слово и самостоятельно запишите слово в тетрадь подчеркните орфограмму, поставьте ударение. | Знакомит учащихся с новым словарным словом, проводит лексическую работу, знакомит с написанием данного слова. | Определяют лексическое значение слова, устанавливают разницу в произношении и написании, выделяют под руководством учителя букву, которую необходимо запомнить. Записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение. | |
III. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока, постановка проблемы. | Сл.4 - Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно посмотреть на доску и прочитать предложение. (Самолёт стремительно поднялся в воздух.) -Какое слово употреблено здесь в переносном значении?(стремительно) -Каким словом можно заменить слово стремительно? (быстро, мгновенно) -Что общего у этих слов? (слова с близким значением). - А кто знает, как называются эти слова?(ответы детей) -Эти слова называются синонимы. | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к формулированию темы и задач урока. | Читают предложение на слайде, подбирают слова, отвечают на вопросы учителя |
Определение темы и задач урока. | - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (синонимах) - Сегодня на уроке мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкиелексические значения, научимся находить их в тексте. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.
| Работа по теме урока | - Откройте учебник на стр. 52-ой, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?) - Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы-это слова близкие по значению) -Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях. | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
| Отвечают на вопросы учителя |
Работа с учебником (стр. 52 № 66) (под руководством учителя)
| - Ребята, посмотрите на упр. 66 на стр. 52. - Прочитайте про себя четверостишие. (учащиеся читают про себя) - Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже. (родник, ключ) -Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному) -А вы знаете что такое родник или ключ? (ответы детей) -Родник или ключ- это источник, текущий из глубины земли. - Спишите. Подчеркните слова, которые близкие по значению. - Вывод:слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые называются синонимы.
| Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание | |
Работа с правилом | - Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 52-ей. - Прочитайте правило вслух. (читает один ученик) - Какие слова называются синонимы? (слова, которые произносятся по –разному, а по смыслу одинаковые) - Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык) -Приведите примеры слов- синонимов. (храбрый и смелый; работать и трудится) | Формулирует учебную задачу; просит прочитать правило про себя, вслух; задает вопросы по содержанию правила.
| Читают правило, отвечают на вопросы по его содержанию; приводят примеры.
| |
Работа со словарем | -В нашем учебнике есть словарь синонимов. -Откройте учебник на стр. 141. Давайте его рассмотрим. -Давайте с помощью словаря попробуйте подобрать синонимы. -Я называю слова, а вы ищете в словаре и называете синонимы. -Врач (доктор) -Дорога (путь) -Жёлтый (золотой) -Лётчик (пилот) -Работа(труд) | Дает понятие о словаре синонимах, ставит учебную задачу рассмотреть словарь учебника. | Рассматривают словарь учебника. | |
Физминутка | - Ребята, а теперь встаньте из-за парт, немного отдохнем. - Мы потопаем ногами, (шагают на месте) Мы похлопаем руками, (хлопки руками) Покиваем головой, (кивают головой) Верх посмотрим над собой. (смотрят вверх) Руки вверх мы поднимаем, (поднимают руки вверх) А теперь их опускаем. (резко опускают руки вниз) Кулачки сейчас сожмем (сжимают и разжимают кулачки перед собой) И опять писать начнем. - Присаживайтесь, продолжим работать. | Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. | Повторяют движения за учителем. | |
V. Закрепление изученного материала Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал | Упражнение 67 на стр. 53 (устно под руководством учителя)
| - На стр. 53-ей учебника, прочитайте каждую строчку и ответь на вопрос. -Каким научным словом можно назвать слово каждой группы? (слова- синонимы) -Объясните, как вы понимаете выделенные слова? (Родина-место где человек родился; мир- отсутствие войны; ловкий- обладает физической сноровкой; разговаривать- общаться с кем-либо) -Какие из данных слов вы часто слышите в речи? (ответы детей) -Ребята, давайте устно составим предложение используя данные слова. (Нет ничего дороже Родины. Дружбу не купишь ни за какие деньги. И т.д.) Вывод: помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
Упражнение 68 стр. 53 (под руководством учителя) | -Ребята, найдите в учебнике упр. 68. - Прочитайте каждую пару слов. -Является ли каждые пары синонимами? (Да) -Почему? (эти слова разные по написанию, но близкие по значению) -Ребята, давайте составим предложение с данными словами. (Мороз рисует на окнах красивые узоры.У спортсменов ежедневно проходят тренировки они бегают, прыгают. Маша купила в магазине больной красный шарф.) -Давайте запишем одно предложение у себя в тетради. Олеся надела большой красный бант, а Полина заплела себе в косу маленький алый бантик. - Найдём грамматическую основу предложения. (в предложении говорится о Олесеи Полине, значит Олесяи Полина -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным.) - Что говорится о Олесе? (О Олесеговорится, что она надела. Надела- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом) -Что говорится о Полине? (О Полине говорится, что она заплела. Заплела- это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом.) Вывод:синонимы-это слова близкие по значению, но разные по написание и произношению. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Отвечают на вопросы, формулируют выводы | |
VI. Итог урока Цель: подведение итогов учебного занятия; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся . | Обобщающая беседа. | -Какой новый термин узнали на уроке? (синонимы) -Какие слова называют синонимами? (разные по написание и близкие по смыслу) -Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (речь становится более точной и эмоциональной) | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Отвечают на вопросы, формулируют выводы |
Д/З. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 53 упр. 69 -Вам необходимо прочитать стихотворение, найти слова синонимы, списать и подчеркнуть их.
| Записывает домашнее задание на доске.Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание. | |
Рефлексия | - Были ли вам трудно на уроке? -Что нового узнали на уроке? - Какое упражнение вызвало затруднение? -Оценки за урок получают……… - Вы все сегодня хорошо работали, спасибо за урок, до свидания! | Проводит рефлексию деятельности. | Соотносят самооценку с оценкой учителя. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_2kl._chto_takoe_sinonimy.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 «Б» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Что такое синонимы? |
Педагогическая цель | Познакомить с термином синоним; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи; |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся различать оттенки значений синонимов; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
Личностные результаты | Стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций). Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения. Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Основные понятия и термины | Синоним, словарь. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. |
Образовательные ресурсы | Учебник В.П. Канакина, Русский язык 2 класс 1 часть; м/м презентация. |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Виды работ | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности сотрудничеству. | Приветствие | - Здравствуйте! | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя, друг друга. |
Эмоциональный настрой. | - Начнем урок с хорошего настроения: я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. | Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Эмоционально настраиваются на урок. | |
Проверка готовности к уроку. | - Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе? - На ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и ручка. | Организовывает проверку рабочего места. | Проверяют готовность к уроку. | |
II. Минутка чистописания Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма. | Пальчиковая гимнастика. | - Проведем пальчиковую гимнастику: Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют) Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики, начиная с большого.) И большую поварёшку Мы посуду перемыли (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Ковшик тоже развалился Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Так мы маме помогали. | Осуществляет подготовку руки к работе, развивает мелкую моторику. | Повторяют движения за учителем. |
Оформление рабочей страницы в тетради. | - А теперь отступите 2 строчки от домашней работы и запишите: число и «классная работа». | Контролирует оформление рабочей стр. тетради | Оформляют тетрадь | |
Упражнения в написании букв, слов. | - Начнём мы наш урок с минутки чистописания. - Посмотрите на доску.В написании каких буквосочетаний мы будем сегодня упражняться? Яя яв яз - Обратите внимание на начертание букв и как пишутся строчные и заглавные буквы? -На первой рабочей строки напишите буквосочетание Яядо конца строчки. - На второй строке до половины напишите буквосочетание яв, а потом на этой же строчке продолжите писать буквосочетание яздо конца строчки. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
Орфографический и синтаксический разбор предложения. | Сл.1 -На слайде вы ведете предложение. Запишите предложение на следующей рабочей строке с комментированием. Пугливый заяц спрятался в кустах. - Найдите грамматическую основу предложения(в предложении говорится о зайце, значит «заяц» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. ) - Что говорится о зайце? (О зайце говорится, что он спрятался. Спрятался- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом) | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку. | Составляют предложение, находят грамматическую основу, составляют словосочетания. | |
Словарная работа (знакомство с новым словом) | -На следующей строке напишите слово Словарь с заглавной буквы, поставьте двоеточие. -Я буду читать вам слово, а ваша задача – записать словарное слово в тетрадь с комментированием. 1.дороʹга-(слове «дорога», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»); 2. лопаʹта-(в слове «лопата», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»); 3. яʹгода- (в слове «ягода», ударение падает на первый слог, во втором слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «о»; 4. берёʹза- (в слове «берёза», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «е»). Сл.1 - Что бы узнать какое будет новое словарное слова послушайте загадку. Хоть неплохо я одета, Бьет озноб меня всегда. И весной, и жарким летам Вся дрожу, как в холода. Ответ: осина -Что такое осина? -Осина или по-другому называют тополь дрожащий- вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. - Произнесите слово «осина» орфоэпически? (Асина) - Произнести слово орфоэпически, значит говорим слово как слышим. Сл.2 - Посмотрите на слайд, как будет писаться это словарное слово. - Произнесите это слово по слогам. (О-си-на) - На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог, на гласную букву «и») - Можем ли мы проверить гласную букву «о» в первом слоге? (нет, эту букву необходимо запомнить) - Составе предложение с новым словом. (дети составляют предложения) Сл.3 -Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте предложение которое там записано. Хрупка осина колышется на ветру -Запишите это предложение с комментированием. - Найдите грамматическую основу предложения (в предложении говорится об осине, значит «осина» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. ) - Что говорится об осине? (Об осине говорится, что она колышется. Колышется- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом). Вывод: в слове осина ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением. -Внимательно посмотрите, как я запишу данное слово и самостоятельно запишите слово в тетрадь подчеркните орфограмму, поставьте ударение. | Знакомит учащихся с новым словарным словом, проводит лексическую работу, знакомит с написанием данного слова. | Определяют лексическое значение слова, устанавливают разницу в произношении и написании, выделяют под руководством учителя букву, которую необходимо запомнить. Записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение. | |
III. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока, постановка проблемы. | Сл.4 - Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно посмотреть на доску и прочитать предложение. (Самолёт стремительно поднялся в воздух.) -Какое слово употреблено здесь в переносном значении?(стремительно) -Каким словом можно заменить слово стремительно? (быстро, мгновенно) -Что общего у этих слов? (слова с близким значением). - А кто знает, как называются эти слова?(ответы детей) -Эти слова называются синонимы. | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к формулированию темы и задач урока. | Читают предложение на слайде, подбирают слова, отвечают на вопросы учителя |
Определение темы и задач урока. | - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (синонимах) - Сегодня на уроке мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкиелексические значения, научимся находить их в тексте. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | Работа по теме урока | - Откройте учебник на стр. 52-ой, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?) - Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы-это слова близкие по значению) -Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях. | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Отвечают на вопросы учителя |
Работа с учебником (стр. 52 № 66) (под руководством учителя) | - Ребята, посмотрите на упр. 66 на стр. 52. - Прочитайте про себя четверостишие. (учащиеся читают про себя) - Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже. (родник, ключ) -Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному) -А вы знаете что такое родник или ключ? (ответы детей) -Родник или ключ- это источник, текущий из глубины земли. - Спишите. Подчеркните слова, которые близкие по значению. - Вывод:слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые называются синонимы. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу. | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание | |
Работа с правилом | - Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 52-ей. - Прочитайте правило вслух. (читает один ученик) - Какие слова называются синонимы? (слова, которые произносятся по –разному, а по смыслу одинаковые) - Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык) -Приведите примеры слов- синонимов. (храбрый и смелый; работать и трудится) | Формулирует учебную задачу; просит прочитать правило про себя, вслух; задает вопросы по содержанию правила. | Читают правило, отвечают на вопросы по его содержанию; приводят примеры. | |
Работа со словарем | -В нашем учебнике есть словарь синонимов. -Откройте учебник на стр. 141. Давайте его рассмотрим. -Давайте с помощью словаря попробуйте подобрать синонимы. -Я называю слова, а вы ищете в словаре и называете синонимы. -Врач (доктор) -Дорога (путь) -Жёлтый (золотой) -Лётчик (пилот) -Работа(труд) | Дает понятие о словаре синонимах, ставит учебную задачу рассмотреть словарь учебника. | Рассматривают словарь учебника. | |
Физминутка | - Ребята, а теперь встаньте из-за парт, немного отдохнем. - Мы потопаем ногами, (шагают на месте) Мы похлопаем руками, (хлопки руками) Покиваем головой, (кивают головой) Верх посмотрим над собой. (смотрят вверх) Руки вверх мы поднимаем, (поднимают руки вверх) А теперь их опускаем. (резко опускают руки вниз) Кулачки сейчас сожмем (сжимают и разжимают кулачки перед собой) И опять писать начнем. - Присаживайтесь, продолжим работать. | Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. | Повторяют движения за учителем. | |
V. Закрепление изученного материала Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал | Упражнение 67 на стр. 53 (устно под руководством учителя) | - На стр. 53-ей учебника, прочитайте каждую строчку и ответь на вопрос. -Каким научным словом можно назвать слово каждой группы? (слова- синонимы) -Объясните, как вы понимаете выделенные слова? (Родина-место где человек родился; мир- отсутствие войны; ловкий- обладает физической сноровкой; разговаривать- общаться с кем-либо) -Какие из данных слов вы часто слышите в речи? (ответы детей) -Ребята, давайте устно составим предложение используя данные слова. (Нет ничего дороже Родины. Дружбу не купишь ни за какие деньги. И т.д.) Вывод: помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
Упражнение 68 стр. 53 (под руководством учителя) | -Ребята, найдите в учебнике упр. 68. - Прочитайте каждую пару слов. -Является ли каждые пары синонимами? (Да) -Почему? (эти слова разные по написанию, но близкие по значению) -Ребята, давайте составим предложение с данными словами. (Мороз рисует на окнах красивые узоры.У спортсменов ежедневно проходят тренировки они бегают, прыгают. Маша купила в магазине больной красный шарф.) -Давайте запишем одно предложение у себя в тетради. Олеся надела большой красный бант, а Полина заплела себе в косу маленький алый бантик. - Найдём грамматическую основу предложения. (в предложении говорится о Олесеи Полине, значит Олесяи Полина -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным.) - Что говорится о Олесе? (О Олесеговорится, что она надела. Надела- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом) -Что говорится о Полине? (О Полине говорится, что она заплела. Заплела- это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом.) Вывод:синонимы-это слова близкие по значению, но разные по написание и произношению. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Отвечают на вопросы, формулируют выводы | |
VI. Итог урока Цель: подведение итогов учебного занятия; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся . | Обобщающая беседа. | -Какой новый термин узнали на уроке? (синонимы) -Какие слова называют синонимами? (разные по написание и близкие по смыслу) -Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (речь становится более точной и эмоциональной) | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Отвечают на вопросы, формулируют выводы |
Д/З. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 53 упр. 69 -Вам необходимо прочитать стихотворение, найти слова синонимы, списать и подчеркнуть их. | Записывает домашнее задание на доске.Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание. | |
Рефлексия | - Были ли вам трудно на уроке? -Что нового узнали на уроке? - Какое упражнение вызвало затруднение? -Оценки за урок получают……… - Вы все сегодня хорошо работали, спасибо за урок, до свидания! | Проводит рефлексию деятельности. | Соотносят самооценку с оценкой учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....