Что такое синонимы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ковалишина Е.Н.

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)

 

Тема

Что такое синонимы?

Педагогическая цель

Познакомить с термином синоним; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся различать оттенки значений синонимов; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные результаты

Стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 Регулятивные: стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций).

Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения.

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия и термины

Синоним, словарь.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Образовательные ресурсы

Учебник В.П. Канакина, Русский язык 2 класс 1 часть; м/м презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности сотрудничеству.

Приветствие

- Здравствуйте!

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоциональный настрой.

 

- Начнем урок с хорошего настроения: я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

 

 

 

Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе?

- На ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и ручка.

Организовывает проверку рабочего места.

Проверяют готовность к уроку.

II. Минутка чистописания

 

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма.

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

- Проведем пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют)

Мы посуду перемыли

 (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку 

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

И большую поварёшку

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

(Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Так мы маме помогали.

Осуществляет подготовку руки к работе, развивает мелкую моторику.

Повторяют движения за учителем.

Оформление рабочей страницы в тетради.

- А теперь отступите 2 строчки от домашней работы и запишите: число и «классная работа».

Контролирует оформление рабочей стр. тетради

Оформляют тетрадь

 Упражнения в написании букв, слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску.В написании каких буквосочетаний мы будем сегодня упражняться?

Яя яв яз

- Обратите внимание на начертание букв и как пишутся строчные и заглавные буквы?

-На первой рабочей строки напишите буквосочетание Яядо конца строчки.

- На второй строке до половины напишите буквосочетание яв, а потом на этой же строчке продолжите писать буквосочетание яздо конца строчки.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Орфографический и синтаксический разбор предложения.

Сл.1

-На слайде вы ведете предложение. Запишите предложение на следующей рабочей строке с комментированием.

Пугливый заяц спрятался в кустах.

- Найдите грамматическую основу предложения(в предложении говорится о зайце, значит «заяц» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. )

- Что говорится о зайце? (О зайце говорится, что он спрятался. Спрятался- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку.

Составляют предложение, находят грамматическую основу, составляют словосочетания.

Словарная работа (знакомство с новым словом)

-На следующей строке напишите слово Словарь с заглавной буквы, поставьте двоеточие.

-Я буду читать вам слово, а ваша задача – записать словарное слово в тетрадь с комментированием.

1.дороʹга-(слове «дорога», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»);

2. лопаʹта-(в слове «лопата», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»);

3. яʹгода- (в слове «ягода», ударение падает на первый слог, во втором слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «о»;

4. берёʹза- (в слове «берёза», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «е»).

Сл.1

 - Что бы узнать какое будет новое словарное слова послушайте загадку.

 

Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

Ответ: осина

-Что такое осина?

-Осина или по-другому называют тополь дрожащий- вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.

- Произнесите слово «осина» орфоэпически? (Асина)

- Произнести слово орфоэпически, значит говорим слово как слышим.

Сл.2

- Посмотрите на слайд, как будет писаться это словарное слово.

- Произнесите это слово по слогам. (О-си-на)

- На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог, на гласную букву «и»)

- Можем ли мы проверить гласную букву «о» в первом слоге? (нет, эту букву необходимо запомнить)

- Составе предложение с новым словом. (дети составляют предложения)

Сл.3

-Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте предложение которое там записано.

Хрупка осина колышется на ветру

-Запишите это предложение с комментированием.

- Найдите грамматическую основу предложения (в предложении говорится об осине, значит «осина» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. )

- Что говорится об осине? (Об осине говорится, что она колышется. Колышется- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом).

Вывод: в слове осина ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением.

-Внимательно посмотрите, как я запишу данное слово и самостоятельно запишите слово в тетрадь подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Знакомит учащихся с новым словарным словом, проводит лексическую работу, знакомит с написанием данного слова.

Определяют лексическое значение слова, устанавливают разницу в произношении и написании, выделяют под руководством учителя букву, которую необходимо запомнить. Записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока, постановка проблемы.

Сл.4

- Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно посмотреть на доску и прочитать предложение. (Самолёт стремительно поднялся в воздух.)

-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?(стремительно)

-Каким словом можно заменить слово стремительно? (быстро, мгновенно)

-Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

- А кто знает, как называются эти слова?(ответы детей)

-Эти слова называются синонимы.

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к формулированию темы и задач урока.

Читают предложение на слайде, подбирают слова, отвечают на вопросы учителя

Определение темы и задач урока.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (синонимах)

- Сегодня на уроке мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкиелексические значения, научимся находить их в тексте.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

 

 

 

Работа по теме урока

 - Откройте учебник на стр. 52-ой, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?)

- Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы-это слова близкие по значению)

-Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

 

Отвечают на вопросы учителя

Работа с учебником (стр. 52 № 66) (под руководством учителя)

 

- Ребята, посмотрите на упр. 66 на стр. 52.

- Прочитайте про себя четверостишие. (учащиеся читают про себя)

- Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже. (родник, ключ)

-Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному)

-А вы знаете что такое родник или ключ? (ответы детей)

-Родник или ключ- это источник, текущий из глубины земли.

- Спишите. Подчеркните слова, которые близкие по значению.

- Вывод:слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые называются синонимы.

 

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Работа с правилом

- Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 52-ей.

- Прочитайте правило вслух. (читает один ученик)

- Какие слова называются синонимы? (слова, которые произносятся по –разному, а по смыслу одинаковые)

- Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык) -Приведите примеры слов- синонимов. (храбрый и смелый; работать и трудится)

Формулирует учебную задачу; просит прочитать правило про себя, вслух; задает вопросы по содержанию правила.

 

 

Читают правило, отвечают на вопросы по его содержанию; приводят примеры.

 

 

 

 

Работа со словарем

-В нашем учебнике есть словарь синонимов.

-Откройте учебник на стр. 141. Давайте его рассмотрим.

-Давайте с помощью словаря попробуйте подобрать синонимы.

-Я называю слова, а вы ищете в словаре и называете синонимы.

-Врач (доктор)

-Дорога (путь)

-Жёлтый (золотой)

-Лётчик (пилот)

-Работа(труд)

Дает понятие о словаре синонимах, ставит учебную задачу рассмотреть словарь учебника.

Рассматривают словарь учебника.

Физминутка

- Ребята, а теперь встаньте из-за парт, немного отдохнем.

- Мы потопаем ногами, (шагают на месте)

Мы похлопаем руками, (хлопки руками)

Покиваем головой, (кивают головой)

Верх посмотрим над собой. (смотрят вверх)

Руки вверх мы поднимаем, (поднимают руки вверх)

А теперь их опускаем. (резко опускают руки вниз)

Кулачки сейчас сожмем (сжимают и разжимают кулачки перед собой)

И опять писать начнем.

- Присаживайтесь, продолжим работать.

 Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Повторяют движения за учителем.

V. Закрепление изученного материала

Цель:

систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал

Упражнение 67 на стр. 53 (устно под руководством учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На стр. 53-ей учебника, прочитайте каждую строчку и ответь на вопрос.

-Каким научным словом можно назвать слово каждой группы? (слова- синонимы)

-Объясните, как вы понимаете выделенные слова? (Родина-место где человек родился; мир- отсутствие войны; ловкий- обладает физической сноровкой; разговаривать- общаться с кем-либо)

-Какие из данных слов вы часто слышите в речи? (ответы детей)

-Ребята, давайте устно составим предложение используя данные слова. (Нет ничего дороже Родины. Дружбу не купишь ни за какие деньги.  И т.д.)

Вывод: помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Упражнение 68 стр. 53 (под руководством учителя)

-Ребята, найдите в учебнике упр. 68.

- Прочитайте каждую пару слов.

-Является ли каждые пары синонимами? (Да)

-Почему? (эти слова разные по написанию, но близкие по значению)

-Ребята, давайте составим предложение с данными словами. (Мороз рисует на окнах красивые узоры.У спортсменов ежедневно проходят тренировки они бегают, прыгают. Маша купила в магазине больной красный шарф.)

-Давайте запишем одно предложение у себя в тетради. 

Олеся надела большой красный бант, а Полина заплела себе в косу маленький алый бантик.

- Найдём грамматическую основу предложения. (в предложении говорится о Олесеи Полине, значит Олесяи Полина -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным.)

- Что говорится о Олесе? (О Олесеговорится, что она надела. Надела- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом)

-Что говорится о Полине? (О Полине говорится, что она заплела. Заплела- это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом.)

Вывод:синонимы-это слова близкие по значению, но разные по написание и произношению.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

VI. Итог урока

Цель: подведение итогов учебного занятия; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

.

Обобщающая беседа.

-Какой новый термин узнали на уроке? (синонимы)

-Какие слова называют синонимами? (разные по написание и близкие по смыслу)

-Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (речь становится более точной и эмоциональной)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Д/З.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 53 упр. 69

-Вам необходимо прочитать стихотворение, найти слова синонимы, списать и подчеркнуть их.

 

 

Записывает домашнее задание на доске.Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание.

Рефлексия

- Были ли вам трудно на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

- Какое упражнение вызвало затруднение?

-Оценки за урок получают………

- Вы все сегодня хорошо работали, спасибо за урок, до свидания!

Проводит рефлексию деятельности.

Соотносят самооценку с оценкой учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_2kl._chto_takoe_sinonimy.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «Б» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Что такое синонимы?

Педагогическая цель

Познакомить с термином синоним; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся различать оттенки значений синонимов; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные результаты

Стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 Регулятивные: стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций).

Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения.

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия и термины

Синоним, словарь.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Образовательные ресурсы

Учебник В.П. Канакина, Русский язык 2 класс 1 часть; м/м презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности сотрудничеству.

Приветствие

- Здравствуйте!

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоциональный настрой.

- Начнем урок с хорошего настроения: я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

Проверка готовности к уроку.

- Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе?

- На ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и ручка.

Организовывает проверку рабочего места.

Проверяют готовность к уроку.

II. Минутка чистописания

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма.

Пальчиковая гимнастика.

- Проведем пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют)

Мы посуду перемыли

 (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку 

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

И большую поварёшку

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

(Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Так мы маме помогали.

Осуществляет подготовку руки к работе, развивает мелкую моторику.

Повторяют движения за учителем.

Оформление рабочей страницы в тетради.

- А теперь отступите 2 строчки от домашней работы и запишите: число и «классная работа».

Контролирует оформление рабочей стр. тетради

Оформляют тетрадь

 Упражнения в написании букв, слов.

- Начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску.В написании каких буквосочетаний мы будем сегодня упражняться?

Яя яв яз

- Обратите внимание на начертание букв и как пишутся строчные и заглавные буквы?

-На первой рабочей строки напишите буквосочетание Яядо конца строчки.

- На второй строке до половины напишите буквосочетание яв, а потом на этой же строчке продолжите писать буквосочетание яздо конца строчки.

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Орфографический и синтаксический разбор предложения.

Сл.1

-На слайде вы ведете предложение. Запишите предложение на следующей рабочей строке с комментированием.

Пугливый заяц спрятался в кустах.

- Найдите грамматическую основу предложения(в предложении говорится о зайце, значит «заяц» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. )

- Что говорится о зайце? (О зайце говорится, что он спрятался. Спрятался- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку.

Составляют предложение, находят грамматическую основу, составляют словосочетания.

Словарная работа (знакомство с новым словом)

-На следующей строке напишите слово Словарь с заглавной буквы, поставьте двоеточие.

-Я буду читать вам слово, а ваша задача – записать словарное слово в тетрадь с комментированием.

1.дороʹга-(слове «дорога», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»);

2. лопаʹта-(в слове «лопата», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчеркиваем и запоминаем безударную гласную «о»);

3. яʹгода- (в слове «ягода», ударение падает на первый слог, во втором слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «о»;

4. берёʹза- (в слове «берёза», ударение падает на второй слог, в первом слоге подчёркиваем и запоминаем безударную гласную «е»).

Сл.1

 - Что бы узнать какое будет новое словарное слова послушайте загадку.

Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

Ответ: осина

-Что такое осина?

-Осина или по-другому называют тополь дрожащий- вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.

- Произнесите слово «осина» орфоэпически? (Асина)

- Произнести слово орфоэпически, значит говорим слово как слышим.

Сл.2

- Посмотрите на слайд, как будет писаться это словарное слово.

- Произнесите это слово по слогам. (О-си-на)

- На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог, на гласную букву «и»)

- Можем ли мы проверить гласную букву «о» в первом слоге? (нет, эту букву необходимо запомнить)

- Составе предложение с новым словом. (дети составляют предложения)

Сл.3

-Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте предложение которое там записано.

Хрупка осина колышется на ветру

-Запишите это предложение с комментированием.

- Найдите грамматическую основу предложения (в предложении говорится об осине, значит «осина» -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным. )

- Что говорится об осине? (Об осине говорится, что она колышется. Колышется- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом).

Вывод: в слове осина ударение падает на второй слог, на гласную букву и, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную букву о, непроверяемую ударением.

-Внимательно посмотрите, как я запишу данное слово и самостоятельно запишите слово в тетрадь подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

Знакомит учащихся с новым словарным словом, проводит лексическую работу, знакомит с написанием данного слова.

Определяют лексическое значение слова, устанавливают разницу в произношении и написании, выделяют под руководством учителя букву, которую необходимо запомнить. Записывают слово, подчеркивают орфограмму, ставят ударение.

III. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока, постановка проблемы.

Сл.4

- Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно посмотреть на доску и прочитать предложение. (Самолёт стремительно поднялся в воздух.)

-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?(стремительно)

-Каким словом можно заменить слово стремительно? (быстро, мгновенно)

-Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

- А кто знает, как называются эти слова?(ответы детей)

-Эти слова называются синонимы.

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к формулированию темы и задач урока.

Читают предложение на слайде, подбирают слова, отвечают на вопросы учителя

Определение темы и задач урока.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (синонимах)

- Сегодня на уроке мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкиелексические значения, научимся находить их в тексте.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Работа по теме урока

 - Откройте учебник на стр. 52-ой, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?)

- Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы-это слова близкие по значению)

-Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Отвечают на вопросы учителя

Работа с учебником (стр. 52 № 66) (под руководством учителя)

- Ребята, посмотрите на упр. 66 на стр. 52.

- Прочитайте про себя четверостишие. (учащиеся читают про себя)

- Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже. (родник, ключ)

-Одинаково или по-разному они произносятся? (по-разному)

-А вы знаете что такое родник или ключ? (ответы детей)

-Родник или ключ- это источник, текущий из глубины земли.

- Спишите. Подчеркните слова, которые близкие по значению.

- Вывод:слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые называются синонимы.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Работа с правилом

- Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 52-ей.

- Прочитайте правило вслух. (читает один ученик)

- Какие слова называются синонимы? (слова, которые произносятся по –разному, а по смыслу одинаковые)

- Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык) -Приведите примеры слов- синонимов. (храбрый и смелый; работать и трудится)

Формулирует учебную задачу; просит прочитать правило про себя, вслух; задает вопросы по содержанию правила.

Читают правило, отвечают на вопросы по его содержанию; приводят примеры.

Работа со словарем

-В нашем учебнике есть словарь синонимов.

-Откройте учебник на стр. 141. Давайте его рассмотрим.

-Давайте с помощью словаря попробуйте подобрать синонимы.

-Я называю слова, а вы ищете в словаре и называете синонимы.

-Врач (доктор)

-Дорога (путь)

-Жёлтый (золотой)

-Лётчик (пилот)

-Работа(труд)

Дает понятие о словаре синонимах, ставит учебную задачу рассмотреть словарь учебника.

Рассматривают словарь учебника.

Физминутка

- Ребята, а теперь встаньте из-за парт, немного отдохнем.

- Мы потопаем ногами, (шагают на месте)

Мы похлопаем руками, (хлопки руками)

Покиваем головой, (кивают головой)

Верх посмотрим над собой. (смотрят вверх)

Руки вверх мы поднимаем, (поднимают руки вверх)

А теперь их опускаем. (резко опускают руки вниз)

Кулачки сейчас сожмем (сжимают и разжимают кулачки перед собой)

И опять писать начнем.

- Присаживайтесь, продолжим работать.

 Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Повторяют движения за учителем.

V. Закрепление изученного материала

Цель:

систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал

Упражнение 67 на стр. 53 (устно под руководством учителя)

- На стр. 53-ей учебника, прочитайте каждую строчку и ответь на вопрос.

-Каким научным словом можно назвать слово каждой группы? (слова- синонимы)

-Объясните, как вы понимаете выделенные слова? (Родина-место где человек родился; мир- отсутствие войны; ловкий- обладает физической сноровкой; разговаривать- общаться с кем-либо)

-Какие из данных слов вы часто слышите в речи? (ответы детей)

-Ребята, давайте устно составим предложение используя данные слова. (Нет ничего дороже Родины. Дружбу не купишь ни за какие деньги.  И т.д.)

Вывод: помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Упражнение 68 стр. 53 (под руководством учителя)

-Ребята, найдите в учебнике упр. 68.

- Прочитайте каждую пару слов.

-Является ли каждые пары синонимами? (Да)

-Почему? (эти слова разные по написанию, но близкие по значению)

-Ребята, давайте составим предложение с данными словами. (Мороз рисует на окнах красивые узоры.У спортсменов ежедневно проходят тренировки они бегают, прыгают. Маша купила в магазине больной красный шарф.)

-Давайте запишем одно предложение у себя в тетради.  

Олеся надела большой красный бант, а Полина заплела себе в косу маленький алый бантик.

- Найдём грамматическую основу предложения. (в предложении говорится о Олесеи Полине, значит Олесяи Полина -это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, подлежащее выражено существительным.)

- Что говорится о Олесе? (О Олесеговорится, что она надела. Надела- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом)

-Что говорится о Полине? (О Полине говорится, что она заплела. Заплела- это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, сказуемое выражено глаголом.)

Вывод:синонимы-это слова близкие по значению, но разные по написание и произношению.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

VI. Итог урока

Цель: подведение итогов учебного занятия; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

.

Обобщающая беседа.

-Какой новый термин узнали на уроке? (синонимы)

-Какие слова называют синонимами? (разные по написание и близкие по смыслу)

-Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (речь становится более точной и эмоциональной)

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Д/З.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 53 упр. 69

-Вам необходимо прочитать стихотворение, найти слова синонимы, списать и подчеркнуть их.

Записывает домашнее задание на доске.Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя, записывают в дневниках домашнее задание.

Рефлексия

- Были ли вам трудно на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

- Какое упражнение вызвало затруднение?

-Оценки за урок получают………

- Вы все сегодня хорошо работали, спасибо за урок, до свидания!

Проводит рефлексию деятельности.

Соотносят самооценку с оценкой учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....