Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Коваленко Галина Юрьевна

Урок систематизации знаний. 

Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Однородные члены предложения».

Задачи: Обучающие: - формировать у учащихся знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;

- создать условия для отработки умений выделять однородные члены в предложениях;

- обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил об однородных членах

предложений;

- проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки - выделение

однородных членов в предложениях, определение связи между однородными членами и

постановку знаков препинания.

Развивающие: - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания при однородных

членах предложения; 

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

- совершенствовать умения применять знания на практике.

Воспитательные: - способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

- содействовать развитию интереса к изучению русского языка;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Коваленко Галина Юрьевна

Место работы

МБОУ «НОШ №5»

Должность

Учитель начальных классов

Класс

4

Тема

«Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов»

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цель

Обобщение знаний учащихся по теме «Однородные члены предложения»

Задачи

Обучающие: - формировать у учащихся знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;

- создать условия для отработки умений выделять однородные члены в предложениях;

- обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил об однородных членах

предложений;

- проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки - выделение

однородных членов в предложениях, определение связи между однородными членами и

постановку знаков препинания.

Развивающие: - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания при однородных

членах предложения;  

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

- совершенствовать умения применять знания на практике.

Воспитательные: - способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

- содействовать развитию интереса к изучению русского языка;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения

Формы деятельности

Индивидуальная, фронтальная, парная

Информацонно-методические

Русский язык. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Л. Ф. Климанова, Т.

В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2020

Этапы урока

Формы и

методы

работы

Деятельность учителя

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование

УУД

I. Орг.

момент

Цель –

активизация

учащихся

Фронтальная.

Словесный.

Слово

учителя.

Организационный момент.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно

А теперь все тихонько сели, открываем тетради и записываем

число, классная работа.  

Не забываем правила посадки при письме.

Проводить

инструктаж,

настраивать детей

на работу.

Формулировать

правила

поведения на

уроке и

аргументировать

их.

Личностные

УУД:

формировать

целеустремленность и

жизненный

оптимизм,

готовность к

преодолению

трудностей

II.

Актуализация

знаний.

Цель –  

Упражняться в умении

находить

однородные

члены

предложения;

-развивать

орфографическую зоркость;

- обогащать

словарный

запас,

развивать речь

Индивидуальная, парная.

Практический.

Письмо.

1. Чистописание.

Каллиграфическая минутка.

-Открыли тетради, записали число, классная работа.

Я предлагаю вам выполнить вот такую минутку чистописания

(на доске буквы о, д, н, р, ы, е)

-Зачем нужна минутка чистописания?

(Чтобы научиться красиво, аккуратно, под правильным наклоном писать)

-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали и

скажите, какое слово можно из этих букв сложить?

(однородные)

-Правильно, молодцы!

-Что можно сказать про это слово? Какое оно? (сложное).  

-Докажите. (Оно состоит из двух слов: один и родной)

-Молодцы! Запишите его и разберите по составу

Словарная работа

 Яблоко, инженер, аллея, огород, трактор, коллекция, город,

Москва.

-Составьте предложение со словом яблоко. Предложение

должно быть с однородными членами.

Запишите предложение.

В саду растут яблоки, груши, сливы.

Разобрать предложение по членам предложения  

(В саду растут яблоки, груши, сливы.)

- Что можно сказать о подлежащем? (однородные подлежащие)

2. Формулирование темы урока и целеполагание.

- Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.)

- А для чего нам надо знать однородные члены (Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания)

- Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели (слайд № 4)

- Упражняться, в чем? (в умении находить однородные члены предложения);

-развивать, что? (орфографическую зоркость);

- обогащать что? (словарный запас, развивать речь).

Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете, что нам

необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё

раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться».

Организовать

фронтальную

работу по

нахождению

орфограмм в

разных частях

слова,

создать условия

для повторения

признаков

однородных

членов

предложения,

включить

учащихся  

в обсуждение

проблемных

вопросов.

Работать с

информацией,  

 

участвовать в

обсуждении

проблемных

вопросов,

формулировать

собственное

мнение и

аргументировать

его.

Познавательны

е:

- выдвижение

гипотез, их

обсуждение,

доказательства;

Регулятивные:

- составление

плана и

последовательно

сти действий  

Личностные:

 - развитие

познавательных

интересов

учебных

мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и

четко излагать

свое мнение,

выстраивать

речевые

конструкции.

III.

Обобщение и систематизация знаний

Цель – 1.

Обеспечить

формирование

целостной

системы ведущих знаний

уч-ся

2.Обеспечить

формирование у

школьников

обобщенных

понятий.

Фронтальная.

Словесный. Беседа.

Систематизация знаний

- Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения

 По ходу работы у нас будет  практическая работа.

Составьте свой кластер по образцу

Ромашка вопросов

- 1,2,3. Однородные члены предложения — это. Продолжи определение и перечисли признаки. (Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.)

4.- Какие способы связи существуют между однородными членами предложения? (Бессоюзная связь и союзная связь.)

5.- Какие члены предложения могут являться однородными? (Как главные, так и второстепенные (подлежащее, сказуемое,

определение, дополнение, обстоятельство))

6.- Какие союзы могут связывать однородные члены предложения?

(. Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.)

7.- Чем отличается предложение с однородными членами от  сложного предложения? (Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми,  в предложениях с однородными членами грамматическая основа

одна.

В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь.)

- Молодцы, вы справились с этим заданием и у нас получился

Кластер (памятка) по однородным членам предложения который поможет вам выполнять следующие задания.

Предложения с

Однородными членами

Знаки

препинания при

однородных

членах

предложения.

Находить

предложения и

правильно

ставить знаки

препинания при

однородных

членах

предложения

Вспомнить все

об однородных

членах

предложения

Участвовать в

Обсуждении проблемных

вопросов,

формулировать

собственное

мнение и

аргументировать

его.

Регулятивные

УУД: целеполагание

как постановка

учебной задачи

на основе

соотнесения

того, что уже

известно и

усвоено, и того,

что ещё

неизвестно.

Коммуникатив

ные УУД:

Умение полно и

точно выражать

свои мысли,

умение

общаться,

включающее

умение слушать

собеседника и

строить своё

поведение с

учётом позиции

других

учащихся.

Познавательны

е УУД:

Анализировать

объект с

выделением

существенных

признаков,

умение

сравнивать и

устанавливать

аналогии.

Умение строить

рассуждения.

IV. Стадия

осмысления

Фронтальная.

Словесный.

Беседа,

работа с

текстом.

Стадия осмысления

1. Исследовательская работа по тексту в группах)

- Сейчас мы создадим творческие группы, и вы проведете небольшое исследование.

.- Перед вами отрывок из произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей «Коротышки из Цветочного города». Вы должны его внимательно прочитать, посоветоваться в группе, найти и выписать предложения с однородными членами к предложенным схемам. Подчеркнуть однородные члены предложения.

1 группа — выписывают предложения с однородными сказуемыми

(Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес.)

2 группа — выписывают предложения с однородными подлежащими

(Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.)

3 группа — выписывают предложения с однородными дополнениями

(Из нескольких таких увеличительных стекол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, бинокль и лупу.)

4 группа — выписывают предложения с однородными определениями

(Этот Незнайка носил желтые, канареечные брюки.)

5 группа — выписывают предложения с однородными обстоятельствами (Эти книги лежали у него и на столе, и под

столом, и на кровати, и под кроватью.)

- Обратите особое внимание на количество однородных членов предложения, способ связи. Проверим.

2. Физкультминутка

 Теперь активно продолжаем работу.

Организовать

работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением  

задания.

Осуществлять

взаимный

контроль и

оказывать в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь

(работать в

группе).

Познавательны

е УУД:

формировать

умение

определять

признаки

однородных

членов

предложения;

формировать

умение выделять

однородные

члены в

предложении;

формировать

умение

извлекать

необходимую

информацию из

текста.

Коммуникатив

ные УУД:

работать в

большой группе;

вносить свой

вклад в работу

для достижения

общих

результатов;

активно

участвовать в

обсуждениях,

возникающих на

уроке;

контролировать

свои действия.

V.

Закрепления

изученного

материала.

Цель -

1.Обеспечить

закрепление в

памяти уч-ся

знаний и способов

действий, которые им необходимы

для самостоятельной

работы по

новому

материалу

2.Обеспечить

в ходе

закрепления

повышение

уровня осмысления

изученного

материала,

глубины его

понимания

Фронтальная,

индивидуальная.

Практический

. Упражнение.

Индивидуальная.

Практический

Закрепления изученного материала.

1. Связь однородные члены в предложении

-Какие члены предложения могут быть однородными членами?

(могут быть однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены)

-Списать предложения. Найти и подчеркивать однородные члены предложения, определив, какими членами предложения

они являются. (в группах)

 Алсу, Алиса и Дина любят читать книги.

 Мы на уроке читаем, пишем, считаем.

 У меня есть красная и синяя паста.

-Молодцы!  

-Как связываются однородные члены в предложении?  

(устно)

(связываются интонацией перечисления, тогда между ним и ставится запятая;

если однородные члены связаны союзом и, то запятая не ставится;

перед союзами а, но между однородными членами предложения

ставится запятая)

-Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки.

в парах

 В октябре берёзы, и орешник стали золотыми.

 Опавшая листва кружится ложится на землю.

 Листья осины не желтеют а краснеют.

 День выдался ясный, но холодный.

-Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.

2. Оцените себя в листе самооценки свою работу в группе

по предложенным критериям.

Проверяем умение: Правильно расставлять знаки

препинания в предложения с однородными членами.

- Какие способы связи существуют между однородными членами

предложения?  

- Давайте вспомним алгоритм, как действовать при постановке

знаков препинания.

3. Самостоятельная работа

 Нужно найти ошибки. И списать предложения в исправленном виде.

(самопроверка, с комментированием)

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. Перед вами текст с ошибками.

- Какие ошибки есть в предложениях? Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти однородные члены и подчеркнуть их.  

- Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет. (лишняя запятая)

- В магазине продаются овощи, фрукты ягоды соки. (забыл поставить запятую)

- Листья осины не желтеют а,  краснеют. (запятая ставится не после союза, а перед ним)

- Мы хотели пойти на речку но раздумали. (перед но всегда ставим запятую)

Давайте проверим (устное комментирование с места).

Хорошо, молодцы

Организовать

практическую  

самостоятельную  

работу по

нахождению

однородных

членов  

предложений.

Оценивать

правильность

выполнения

заданий.

 

Участвовать в

обсуждении

проблемных

вопросов,

формулировать

собственное

мнение и

аргументировать

его.

Работать с

информацией,

представленной

в форме слайдов.

Формулировать

собственное

мнение и

аргументировать

его.

Личностные

УУД:

формировать

мотивацию к

обучению и

целенаправленно

й

познавательной

деятельности.

Познавательны

е УУД:

формировать

умение

определять

признаки

однородных

членов

предложения

VI. Итог

урока.

Рефлексия

деятельности.

Цель – подвести итог

проделанной

работе на

уроке.

Оценивание

уч-ся.

Домашнее

задание.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Подведем итоги нашего урока.

Кому было легко, понятно работать по данной теме?

Кто испытывал затруднения?

Я научился …

Я хотел бы …

Оказывается, что …

Откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 73 № 114.

Ценностное

отношение к

деятельности и

её оценка.

Дать оценку

своей

деятельности,

оценить работу

группы.

Регулятивные

УУД:

контролируют и

оценивают свои

действия как по

результату, так и

по способу

действия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по программе "Планета знаний" "Решение общих пунктуационных задач. Однородные члены предложения"

Данный урок разработан по програме "Планета знаний" в 4 классе. Урок отработки знаний и умений при изучении темы "Онородные члены предложения". Используется современная образовательная технология "Раз...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...