Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок систематизации знаний.
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Однородные члены предложения».
Задачи: Обучающие: - формировать у учащихся знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- создать условия для отработки умений выделять однородные члены в предложениях;
- обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил об однородных членах
предложений;
- проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки - выделение
однородных членов в предложениях, определение связи между однородными членами и
постановку знаков препинания.
Развивающие: - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания при однородных
членах предложения;
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
- совершенствовать умения применять знания на практике.
Воспитательные: - способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
- содействовать развитию интереса к изучению русского языка;
- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsionnoe_i_punktuatsionnoe_oformlenie_odnorodnyh_chlenov.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. | Коваленко Галина Юрьевна |
Место работы | МБОУ «НОШ №5» |
Должность | Учитель начальных классов |
Класс | 4 |
Тема | «Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов» |
Тип урока | Урок систематизации знаний. |
Цель | Обобщение знаний учащихся по теме «Однородные члены предложения» |
Задачи | Обучающие: - формировать у учащихся знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; - создать условия для отработки умений выделять однородные члены в предложениях; - обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил об однородных членах предложений; - проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки - выделение однородных членов в предложениях, определение связи между однородными членами и постановку знаков препинания. Развивающие: - сформировать умения и навыки постановки знаков препинания при однородных членах предложения; - создать условия для развития памяти, внимания, воображения; - содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; - содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность. - совершенствовать умения применять знания на практике. Воспитательные: - способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения; - способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; - содействовать развитию интереса к изучению русского языка; - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения |
Формы деятельности | Индивидуальная, фронтальная, парная |
Информацонно-методические | Русский язык. 4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2020 |
Этапы урока | Формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
I. Орг. момент Цель – активизация учащихся | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Организационный момент. - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно А теперь все тихонько сели, открываем тетради и записываем число, классная работа. Не забываем правила посадки при письме. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Личностные УУД: формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей |
II. Актуализация знаний. Цель – Упражняться в умении находить однородные члены предложения; -развивать орфографическую зоркость; - обогащать словарный запас, развивать речь | Индивидуальная, парная. Практический. Письмо. | 1. Чистописание. Каллиграфическая минутка. -Открыли тетради, записали число, классная работа. Я предлагаю вам выполнить вот такую минутку чистописания (на доске буквы о, д, н, р, ы, е) -Зачем нужна минутка чистописания? (Чтобы научиться красиво, аккуратно, под правильным наклоном писать) -Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали и скажите, какое слово можно из этих букв сложить? (однородные) -Правильно, молодцы! -Что можно сказать про это слово? Какое оно? (сложное). -Докажите. (Оно состоит из двух слов: один и родной) -Молодцы! Запишите его и разберите по составу Словарная работа Яблоко, инженер, аллея, огород, трактор, коллекция, город, Москва. -Составьте предложение со словом яблоко. Предложение должно быть с однородными членами. Запишите предложение. В саду растут яблоки, груши, сливы. Разобрать предложение по членам предложения (В саду растут яблоки, груши, сливы.) - Что можно сказать о подлежащем? (однородные подлежащие) 2. Формулирование темы урока и целеполагание. - Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.) - А для чего нам надо знать однородные члены (Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания) - Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели (слайд № 4) - Упражняться, в чем? (в умении находить однородные члены предложения); -развивать, что? (орфографическую зоркость); - обогащать что? (словарный запас, развивать речь). Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». | Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова, создать условия для повторения признаков однородных членов предложения, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работать с информацией,
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Познавательны е: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательно сти действий Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
III. Обобщение и систематизация знаний Цель – 1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Систематизация знаний - Давайте повторим все, что мы знаем об однородных членах предложения По ходу работы у нас будет практическая работа. Составьте свой кластер по образцу Ромашка вопросов - 1,2,3. Однородные члены предложения — это. Продолжи определение и перечисли признаки. (Однородные члены предложения — это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.) 4.- Какие способы связи существуют между однородными членами предложения? (Бессоюзная связь и союзная связь.) 5.- Какие члены предложения могут являться однородными? (Как главные, так и второстепенные (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)) 6.- Какие союзы могут связывать однородные члены предложения? (. Союзы: а, и, а, но, или, да, либо и т. д.) 7.- Чем отличается предложение с однородными членами от сложного предложения? (Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые отделяются запятыми, в предложениях с однородными членами грамматическая основа одна. В сложном предложении имеется бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь.) - Молодцы, вы справились с этим заданием и у нас получился Кластер (памятка) по однородным членам предложения который поможет вам выполнять следующие задания. | Предложения с Однородными членами Знаки препинания при однородных членах предложения. Находить предложения и правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения Вспомнить все об однородных членах предложения | Участвовать в Обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Коммуникатив ные УУД: Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умение слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других учащихся. Познавательны е УУД: Анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии. Умение строить рассуждения. |
IV. Стадия осмысления | Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с текстом. | Стадия осмысления 1. Исследовательская работа по тексту в группах) - Сейчас мы создадим творческие группы, и вы проведете небольшое исследование. .- Перед вами отрывок из произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей «Коротышки из Цветочного города». Вы должны его внимательно прочитать, посоветоваться в группе, найти и выписать предложения с однородными членами к предложенным схемам. Подчеркнуть однородные члены предложения. 1 группа — выписывают предложения с однородными сказуемыми (Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес.) 2 группа — выписывают предложения с однородными подлежащими (Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.) 3 группа — выписывают предложения с однородными дополнениями (Из нескольких таких увеличительных стекол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, бинокль и лупу.) 4 группа — выписывают предложения с однородными определениями (Этот Незнайка носил желтые, канареечные брюки.) 5 группа — выписывают предложения с однородными обстоятельствами (Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью.) - Обратите особое внимание на количество однородных членов предложения, способ связи. Проверим. 2. Физкультминутка Теперь активно продолжаем работу. | Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). | Познавательны е УУД: формировать умение определять признаки однородных членов предложения; формировать умение выделять однородные члены в предложении; формировать умение извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникатив ные УУД: работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия. |
V. Закрепления изученного материала. Цель - 1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Фронтальная, индивидуальная. Практический . Упражнение. Индивидуальная. Практический | Закрепления изученного материала. 1. Связь однородные члены в предложении -Какие члены предложения могут быть однородными членами? (могут быть однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены) -Списать предложения. Найти и подчеркивать однородные члены предложения, определив, какими членами предложения они являются. (в группах) Алсу, Алиса и Дина любят читать книги. Мы на уроке читаем, пишем, считаем. У меня есть красная и синяя паста. -Молодцы! -Как связываются однородные члены в предложении? (устно) (связываются интонацией перечисления, тогда между ним и ставится запятая; если однородные члены связаны союзом и, то запятая не ставится; перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая) -Списать. Найти однородные члены. Подчеркнуть. Как они связаны? Найти ошибки. в парах В октябре берёзы, и орешник стали золотыми. Опавшая листва кружится ложится на землю. Листья осины не желтеют а краснеют. День выдался ясный, но холодный. -Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием. 2. Оцените себя в листе самооценки свою работу в группе по предложенным критериям. Проверяем умение: Правильно расставлять знаки препинания в предложения с однородными членами. - Какие способы связи существуют между однородными членами предложения? - Давайте вспомним алгоритм, как действовать при постановке знаков препинания. | |||
3. Самостоятельная работа Нужно найти ошибки. И списать предложения в исправленном виде. (самопроверка, с комментированием) -Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно. Перед вами текст с ошибками. - Какие ошибки есть в предложениях? Необходимо списать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти однородные члены и подчеркнуть их. - Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет. (лишняя запятая) - В магазине продаются овощи, фрукты ягоды соки. (забыл поставить запятую) - Листья осины не желтеют а, краснеют. (запятая ставится не после союза, а перед ним) - Мы хотели пойти на речку но раздумали. (перед но всегда ставим запятую) Давайте проверим (устное комментирование с места). Хорошо, молодцы | Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению однородных членов предложений. | Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать с информацией, представленной в форме слайдов. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленно й познавательной деятельности. Познавательны е УУД: формировать умение определять признаки однородных членов предложения | ||
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Оценивание уч-ся. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Подведем итоги нашего урока. Кому было легко, понятно работать по данной теме? Кто испытывал затруднения? Я научился … Я хотел бы … Оказывается, что … Откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 73 № 114. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка. | Дать оценку своей деятельности, оценить работу группы. | Регулятивные УУД: контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
Урок руского языка Т.Г.Рамзаева, 4 класс...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...
СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по программе "Планета знаний" "Решение общих пунктуационных задач. Однородные члены предложения"
Данный урок разработан по програме "Планета знаний" в 4 классе. Урок отработки знаний и умений при изучении темы "Онородные члены предложения". Используется современная образовательная технология "Раз...
сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)
Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...
Тема Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения.
Технологическая карта урока русского языка....