Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок на тему "Родственные слова, корень слова" ("Собираем родственников")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 2
Тема урока: «Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»).
Цель: - Познакомить обучающихся с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»;
Задачи:
- Сформировать понятие «родственные слова»,
- «Открыть» способ действия по нахождению в слове корня;
- Учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове.
УУД: Познавательные:
делать логические выводы.
Регулятивные:
учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Коммуникативные:
повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения
другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание.
Результаты:
Предметные: умение находить и выделять корень слова; умение демонстрировать правильное использование правила.
Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Вид урока: урок открытия новых знаний.
Дидактические средства: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;
тетрадь-задачник №2 к учебнику; мультимедийный проектор, экран; компьютер; презентация, карточки с заданиями, веера.
Ход урока
Этапы урока | Общие методические указания | Формирование УУД |
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок. Приветствуем всех, кто время нашёл. К нам на урок сегодня пришёл! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него. II. Мотивация. Речевая разминка. Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится! Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса. - У нас сегодня всё получится! Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок. - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с тайнами нашего русского языка. Тему урока вы скажите сами, но чуть позже.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь. _Что вы заметили? - На какую тему все эти слова? Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова? - И это не случайно, ведь красавица-зима уже хозяйничает. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. А Зима сегодня сама пришла к нам в гости. На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг. А их у неё много. - А теперь внимание, задание: Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. - Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ). б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) . - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова. в) Беседа о родственниках. - А кому знакомо слово родственники, кто они такие? - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … ) - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. - Где мы встречались с этим словом? г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. Зимушка – так ласково называют зиму. Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму. Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет). д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание. - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть). - Назовите эту общую часть. (зим- ). - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом). - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень) - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей) Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень -Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний). - С родственными словами мы разобрались. - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова) - Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов). - Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень. г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень» - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) Корень:
- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ). - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова). - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ? ( Общая часть родственных слов )
4 . Понятие об однокоренных словах . - Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах. - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова) - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились. -родственные слова, -корень слова, -однокоренные слова -А теперь посмотрим правило в учебнике на с.7, как там сформулированы эти понятия. - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
Здравствуй Зимушка-зима! - Давайте составим алгоритм нахождения корня в слове. 6. Составление алгоритма нахождения корня в слове. - Какой 1 шаг нужно выполнить? 2 шаг?
7. Упражнения в распознавании однокоренных слов . а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Нарядите ёлочку». - Работать будем по рядам. 1 ряд - - лис- Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд - - мор- Морской, моряк, море, мороз.
3 ряд - - вод – Вода, водичка, водный, водитель. - Проверяем, 1 ряд, все ли слова подошли для украшения? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. ( проверяем работу 2 и 3 рядов ) -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа. - Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение 283 из учебника на странице 7 Проверяем выполненное задание . 8. Тренировочные упражнения. Работа в парах. 1)-Ребята, без чего не бывает зимы? Без снега нет зимы! Будет ли наступившая зима снежной, покажет ваша работа в парах. Потрудитесь дружно – и зима будет дружной: снежной, морозной, настоящей. Перед вами лежит текст. Ваша задача: Найти семью родственных слов, подчеркнуть их, выделить корень. Эту сказку ты прочтешь Серый еж был очень тих, - Проверка. 2) Решила однажды Зима собрать своих родственников. Видятся родные не часто, письма писать разлюбили .Разослала Зима пригласительные открытки. Собрались у Зимы родственники. Зимушка с Зимородком беседуют . Зимовье с Зимним на солнышке греются. Холод на гармошке наигрывает. Даже сам Мороз пожаловал. Вышла мудрая Зима на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужаков приметила. Велела им идти прочь в свои семьи. - Кто же из них чужаки? (Холод,Мороз) И завели Холод с Морозом спор кто из них родственник Зимы? Спорят и не могут договориться. Предлагаю им помочь. Вы согласны, что слова Мороз, Холод, Зима – родственные слова? Как определить родственники они или нет? (выделить корень) А чтобы Мороз и Холод не были одинокими, предлагаю найти им родственников. Распределите слова в два столбика. В первый столбик родственные слова к слову «мороз», во второй столбик к слову «холод». Морозный, холодный, заморозки, морозит, холодильник, захолодало. Обрадовались Мороз и Холод, помирились и полетели по своим делам 9. Проверочное задание-тест. - У вас на партах лежат веера с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики. Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны поднять веер с номером того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3) Все ли слова родные – однокоренные? Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный, песок, Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи. Все проверили слова? Отвечайте тогда!
- Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. 10.Домашнее задание. -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.287, с.10 -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко. 11. Итог урока. -Ребята, наш урок подходит к концу. Кто сможет назвать тему нашего урока? - Что является в слове главным? Какую тайну таит в себе корень? - Что вас удивило на уроке? 12. Рефлексия. - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам нужна помощь Вы считаете, что было трудно на уроке - Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока Наглядность на экране. Слова на экране. Работа в парах, работа в тетр. Проверка. Беседа. Выделение корня слова. Правило. Работа со словарём.(Лексическое значение слова «корень»)
Подведение детей к самостоятельному выводу. Работа с учебником. Физкультминутка. Игра Работа с учебником. Работа в парах, проверка. Тест, использование веера с цифрами. Развитие умения распознавать однокоренные слова. Тема урока. | Мотивация на успешную работу ( личностные УУД) Уметь оформлять свои мысли (коммуникативные УУД). Умение работать в паре, сотрудничество (коммуникативные УУД) Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД) Установка на здоровый образ жизни (личностные УУД) Умение работать по предложенному алгоритму (регулятивные УУД) Слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей (коммуникативные УУД) Самостоятельное формулирование темы урока (личностные УУД) Умение оценивать результать (регулятивные УУД) Самооценка своей деятельности. ( личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...