Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и урок русского языка сегодня проведу у вас я.
- Давайте с вами настроимся на работу. Для этого поднимите руки вверх и хорошенечко потянитесь. Отлично, а сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
- Замечательно! Занимайте свои места.
- Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие. Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы
На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать. Первая остановка и первое задание. | 1. Показывают готовность к уроку.
2. Показывают готовность к уроку | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа, беседа, упражнение | 1.Проверяют знания учеников - Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Не забываем, что мы следим за посадкой и положением тетради.
- Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая орфограммы, и указывая ударение.
- Поменялись тетрадями, проверяем слова своего соседа по образцу.
Если нет ошибок, на полях поставили карандашом «+», если есть ошибки – «-». - Возвращаем тетради своему товарищу.
- Ребята, какую задачу мы с вами сейчас выполнили?
- Сейчас мы с вами выполним ещё одно задание по рядам. Посмотрите на доску, вам необходимо определить род, склонение, падеж и число слов:
1 ряд – выучил алфавит 2 ряд – направление на запад 3 ряд – рядом с осиной
- Итак, ребята, проверяем. Один ученик от ряда объясняет, остальные проверяют у себя в тетради
- Для чего мы с вами выполнили это задание?
| 1.Слушают учителя
2.Выполняют задание
- Вспомнили словарные слова, провели минутку чистописания.
Алфавит – м.р., 2 скл, в.п., ед. ч. На запад – м.р., 2 скл, в.п., ед. ч. Осиной – ж.р., 1 скл, т.п., ед. ч. - Вспомнили, как определять склонение, падеж у имен существительных
| П: знать понятия «приставка», «окончание», «основа слова», «окончание»; М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Презентация, учебник, тетрадь |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
| Фронтальная работа, беседа, упражнение | 1.Формулирует совместно с учениками тему урока - Давайте постараемся определить тему нашего сегодняшнего урока. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?
- Взгляните на доску. Выберите из ряда слов лишнее:
Разбросать, сбить, расколоть. Какое слово лишнее? Почему?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
2.Формулирует цель урока - Какую мы с вами цель можем поставить?
- Давайте вспомним с вами правило, что такое приставка? И в каких случаях пишется приставка РАЗ- и приставка РАС-
| 1.Формулируют тему с учителем
Сбить Потому что приставка С- не изменяется, независимо от того, какая согласная последующая
- Уметь правильно писать приставки
- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки со словами пишутся вместе.
- Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных
| П: Уметь составлять план работы; знать определения по теме; уметь ставить цель и задачи урока; | Презентация, учебник, тетрадь |
|
|
| - Давайте с вами выполним упражнение. Найдите 14 упражнение в учебнике. Кто первый скажет страницу?
- Аня, прочитай, пожалуйста, задание.
- Хорошо, спасибо. Выполняем по цепочке, третий ряд, записывает словосочетания на доске вслух
- Какую задачу выполнили, работая над этим упражнением?
- Для чего мы с вами выполнили данное упражнение?
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Поиграем в игру: если называется слово с приставкой РАЗ-, то вы выполняете наклоны в стороны, если РАС- присаживаетесь. Разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться.
|
2.Выполняют упражнение
- Выделили приставки, подчеркнули букву согласного, с которого начинается корень
- Закрепили правило написание приставок
|
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа, беседа, упражнение | 1.Проводит самостоятельную работу. - А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Вам необходимо вставить букву, чтобы получилась правильная приставка.
Во…пламенять, Во...главить, Во…обновить, Ра…ломать, Ра…топтать, Бе…шумный, Бе…шумный, Бе…ошибочный, Во…кликнуть, Во…гореться
- Проведем самопроверку: если совпадает с образцом, то ставим плюс на полях карандашом. Если нет, то, соответственно, минус.
- Давайте с вами подведем итог: от чего зависит выбор з или с в приставке?
| 1.Выполняют самостоятельную работу
2.Самопроверка
- Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
| П: знать правило написания приставок на -з, -с, М: уметь проводить самоанализ; Л: осознавать личностный смысл учения. | Презентация, тетрадь |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа, беседа | - Ребята, давайте посмотрим на 17 упражнение. Прочитай, пожалуйста.
- Давайте с вами посмотрим на слова 1 и 3 столбиков. Какому правилу подчиняется написание приставок слов в 1 и 3 столбиках?
- Хорошо, молодцы.
- А чем интересно написание слов 2 столбика? Какие приставки используются в этих словах? Почему?
- Давайте теперь сформулируем правило для слов 1 и 2 столбиков.
- Чем интересно написание 4 столбика?
- Давайте посмотрим на последнюю строчку в учебнике на странице 23. Что там написано?
- Итак, по цепочке 1 и 2 ряд. К доске выходят первые два ученика с первого ряда, записывают 1 и 2 столбик и первые два ученика второго ряда, записывают 3 и 4 столбик. А остальные у себя в тетради.
| 1.Отвечают на вопросы учителя
- Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
- Приставка, оканчивающаяся на З пишется в словах, корни которых начинаются с гласных.
- Приставки РАЗ-, ИЗ-, БЕЗ- пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.
- Приставки З- не бывает. Приставка С- всегда пишется в слове, независимо от того, с какого согласного начинается корень. (Слова исключения: здесь, здание, здоровье)
2.Выполняют упражнения
| П: знать правило написания приставок на -з, -с, М: уметь проводить самоанализ; Л: осознавать личностный смысл учения. | Презентация, тетрадь, учебник |
|
|
| - Я предлагаю вам выполнить ещё одно задание. У вас на столе лежат карточки и таблица. Вы должны распределить слова и заполнить предложенную таблицу. Работа будет происходить в парах.
Перед звонкими согласными и гласным | Перед глухими согласными |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бессердечный (Глух.) Разбежаться (Звонк.) Бесполезный (Глух.) Испечь (Глух.) Разбросать (Звонк.) Израсходовать (Звонк.) Рассказать (Звонк.) Разукрасить (Гласн.) Безуспешно (Гласн.) Рассыпать (Глух.) Бесшумный (Глух.) Измерить (Звонк.)
- Итак, ребята, объясните написание букв З-, С- в приставках.
|
- Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
|
|
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Беседа | 1.Повторяют цель урока, что нового узнали. - Ребята, напомните цель нашего урока.
- Как вы думаете, мы с вами достигли цели? Что мы сегодня повторили, для чего нужно знать эту тему?
- Давайте повторим правило приставок РАЗ- и РАС-
2.Организует самооценивание. - Ребята, скажите мне, какое задание показалось для вас сложным? Какое легким?
- Те дети, которые отвечали у доски, тоже ставят себе плюс, если всё без ошибок выполняли и при этом всё проговаривали. Если молча писали, забывали выделять приставку или с напоминаем выделяли, то это минус
- Встаньте те дети, у кого три плюса за урок, эти ребята получают отметку отлично
- Встаньте у кого два плюса, это хорошая работа на уроке.
- У кого один плюс, ребята, старайтесь.
| 1.Отвечают на вопросы учителя - Уметь правильно писать приставки, закрепление правильного письма приставок
- Да, мы повторили, что такое приставка, правила написания приставок. Эту тему нужно знать для правильного написания слов
- Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных
2.Проводят самооценку - Для меня было сложно сформулировать правило/ для меня было все легко
| П: знать правило написания приставок на -з, -с, М: уметь проводить самоанализ; Л: осознавать личностный смысл учения. | Презентация |