Нарушение письма. Причины. Предпосылки. Проявления.
консультация по русскому языку

Тихонова Татьяна Григорьевна

Частичное нарушение процесса письма. 

Какие признаки должны насторожить родителей в устной и письменной речи учащихся?
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_pisma._prichiny._proyavleniya.docx133.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тихонова Т.Г.

учитель-логопед

НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА: ПРИЧИНЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОЯВЛЕНИЯ.

Характеристика дисграфии

Дисграфия (от греч.: "dys" – отрицание и "grapho" – писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко -слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Какие признаки должны насторожить родителей

в устной и письменной речи учащихся?

• пропуск букв и слогов, их перестановки

• добавление букв и слогов

• искажение графического образа букв

• смешение парных согласных (замена Б на П и наоборот)

 • ошибочное написание гласной в ударной позиции

    (вАлосы вместо вОлосы)

• стойкие ошибки, которые не исчезают в процессе обучения

Предпосылки появления дисграфии в дошкольном возрасте.

Поскольку дисграфия обычно тянется из дошкольного возраста, то можно выделить следующие параметры, на которые необходимо обратить внимание: Затруднено формирование навыков самообслуживания (не хочет самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.). К старшему дошкольному возрасту не определена ведущая рука, затруднено понимание схемы тела, что влечет за собой нарушение ориентации как в действительности, так и на листе бумаги. Речь детей дошкольного возраста невнятная, нечеткая, наблюдаются дефекты произношения, скупость словарного запаса, нарушение произношения слов со сложной слоговой структурой, затруднен пересказ и заучивание стихов. Своеобразие игровой деятельности: отсутствие развернутого сюжета, однообразие игр и предпочитаемых игрушек, предпочтение одиночных игр коллективным, отсутствие использования предметов-заместителей. Недоразвитие мелкой моторики, слабая координированность действий, отказ от выполнения мелкого труда, неполный объем движений.

Проявления дисграфии в процессе школьного обучения

Характерным проявлением артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников является то, что в структуру нарушения входит совокупность неполноценных компонентов речи. Это превращает дисграфию в системное нарушение, которое требует более длительной и глубокой коррекции. Компания из 16 человек может арендовать средневековый замок в Испании за $25 Самые популярных места города Акко: Мечеть Ахмеда Аль-Джаззара Сделала голографические часы для декора комнаты: получилось очень стильно Мама превратила пластиковые шарики в декор. Вышло не хуже, чем в магазине Детям сложно запомнить буквы, а следовательно, происходят их замены и смешения. Например, детям трудно дифференцировать при письме букву Р и Ь, З и Э. Также у детей вызывает затруднения перевод звука в букву и наоборот, перевод печатной буквы в письменную. Кроме того, из-за недостатков звуко-буквенного анализа и синтеза дети пропускают гласные в словах, не обозначают границы предложения (заглавные буквы и точки), пишут слова слитно. Дисграфикам характерна замедленная скорость письма, быстрая утомляемость и неумение придерживаться требуемого размера букв (микро- и макрография). При дисграфии у младших школьников также затруднено своевременное закрепление операций процесса письма, отсутствует взаимосвязь между элементарными психическими процессами и высшими психическими функциями, обеспечивающими письмо. Кроме языковой недостаточности, у таких школьников имеется недостаточность динамического праксиса, слухо-моторной и оптико-моторной координации, что мешает автоматизации графо-моторного навыка. Следует также отметить, что дисграфия у детей проявляется на фоне низкой работоспособности и слабой саморегуляции в деятельности.

Артикуляторно - акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие - глухие, свистящие - шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»)

Причины дисграфии

Причинами развития у ребенка дисграфии могут быть следующие факторы:

  • Задержка в созревании и развитии определенных систем организма, необходимых для усвоения письменной речи, вследствие неблагоприятных факторов, которые в разные периоды имели влияние на развитие ребенка.
  • Патология беременности и родов (токсикоз, инфекционные заболевания матери, нефропатии, диабет, гипотериоз, алкоголизм матери, резус-конфликт, недоношенность, стремительные или затяжные роды, акушерские осложнения в виде гипоксии плода, асфиксии и т. д.).
  • Патологическая наследственность (трудности обучения у родителей, психические заболевания).
  • Черепно-мозговые травмы головы, соматическая ослабленность, вирусные и бактериальные нейроинфекции и частые инфекционные заболевания в постнатальный период.
  • Неправильное речевое окружение, двуязычие, ограниченность речевых контактов.
  • Затруднена латерализация (процесс, посредством которого различные функции связываются с одной или другой половиной головного мозга): у таких детей до конца не установилось ведущее полушарие, что, в свою очередь, может привести к нарушениям речевого развития.
  • Нейродинамические нарушения ВПФ, функциональная недостаточность высших форм их регуляции (минимальная мозговая дисфункция (ММД), задержка психического развития (ЗПР), олигофрения, детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения слуха).
  • Недостаточность ряда психических процессов: памяти, внимания, зрительно-пространственного гнозиса, операциональных компонентов письма.

Проявления дисграфии

Основными симптомами, указывающими на наличие дисграфии, являются стойкие специфические ошибки (не связанные с использованием орфографических правил). Их появление не связано с нарушениями умственного или сенсорного развития или пробелами в освоении школьной программы. Такие ошибки необходимо четко дифференцировать с теми, которые допускают дети во время изучения новой темы. Основными критериями отграничения ошибок патологичных от непатологичных являются: стойкость, способность укоренятся и усугубляться, если отсутствует коррекционная работа над ними.

Виды дисграфии

Источники:

  1. https://fb.ru/article/386737/
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины нарушения письма

Возможно, ваш ребенок учится в на­чальной школе и уже не первый год пыта­ется справиться с непонятными ошибками в тетрадях и при чтении... А может быть, вы учитель, и каждый раз, беря в руки тетради н...

Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников.

Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся младших школьников. Это нарушение ведет к серьезным проблемам в овладении учениками грамотой на н...

Причины нарушения письма у младших школьников

В данной статье Вы получите ответ на вопрос: " Почему дисграфические ошибки стали появляться в тетрадках  детей так часто?"...

Агрессия детей- ее причины и проявления

Презентация и краткое описание Трененга по теме: "Агрессия детей- ее причины и проявления"...

Тревожность, ее причины и проявления.

Психологические причины тревожности ребенка. Модели родительского поведения формирующие тревожность у ребенка....

Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.»

В докладе рассказывается о причинах нарушения письма и чтения, а также о приемах работы, направленных на преодоление ошибок....