Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Школа России" по теме "Текст и предложение"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Цуканова Е.А.

МОУ «СОШ №1»

г. Валуйки

 Белгородской области

 

Тема: Текст и предложение

(1 класс)

Цели: дать представление о тексте и предложении;  познакомитъ с функцией предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из тек­ста; оформлять предложения на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Кошка спит на крыльце. Светит весеннее солнышко.   •

Наступила весна. Бегут ручьи.

В пенале лежат ручки. На деревьях набухли почки.

— Прочитайте. Сравните записи справа и слева. Что обще­го? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Аргументируйте свои ответы.

— Что можно сказать о предложениях справа? (Связаны по смыслу.)

— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте тему. Чему мы бу­дем учиться?

— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений

или текст? Почему? И в этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

— Назовите тему урока.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 10).

— Прочитайте.

— О каком времени года идёт речь? Докажите.

— Что можно сказать об этих предложениях? (Все предло­жения связаны по смыслу.)

— Что это значит? (Это текст.}

— Выберите заголовок к тексту.

— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)

— Что такое красная строка?

Материал для учителя

Красная строка

Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предло­жения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный рань­ше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Приду­майте сами.

— Назовите весенние месяцы.

2. Словарная работа

— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о ка­ком месяце идёт речь.

Рыхлый снег темнеет в...,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене. (Март.)

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (Апрель.) '

Распустился ландыш в...,

В самый праздник — в первый день.

... цветами провожая. Распускается сирень. (Май.)

— Кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)

—Постарайтесь запомнить, как  пишутся весенние месяца.

3. Работа  по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 10,

— Из чего состоит речь?

— Что можно сказать о предложениях в тексте?

— Чем ещё отличается текст от группы предложений?

Текст можно озаглавить.) Упр. 2 (с. П).

— Прочитайте задание. Подумайте, как определить коли­чество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.

— Как мы отделяем одно предложение от другого при чте­нии?

— На письме?

— Рассмотрите рисунок ещё раз, Выберите из текста пред­ложение, которым можно подписать этот рисунок. Запишите его в тетрадь.

IV. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем —

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

 Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять.

 Теперь спинки держим ровно —

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

V. Продолжение работы по теме урока

 Работа по учебнику Упр. 3 (с. 11).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

— Составляют ли эти слова предложение? Почему?

 

— Составьте из этих слов предложение.

— Какими словами можно дополнить это предложение (Ответы детей.)

— Запишите предложение.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что можно сказать о словах в предложении?

— Чем отличается предложение от группы слов? 

VI.Рефлексия

— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итога урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем отличается текст от группы предложений?

— Из чего состоит предложение? А текст?

— Чем отличаются отдельные слова от предложения?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А.

МОУ «СОШ №1»

г. Валуйки

 Белгородской области

Тема: Текст и предложение

(1 класс)

Цели: дать представление о тексте и предложении;  познакомитъ с функцией предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Кошка спит на крыльце. Светит весеннее солнышко.   •

Наступила весна. Бегут ручьи.

В пенале лежат ручки. На деревьях набухли почки.

— Прочитайте. Сравните записи справа и слева. Что общего? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Аргументируйте свои ответы.

— Что можно сказать о предложениях справа? (Связаны по смыслу.)

— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте тему. Чему мы будем учиться?

— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений

или текст? Почему? И в этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

— Назовите тему урока.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 10).

— Прочитайте.

— О каком времени года идёт речь? Докажите.

— Что можно сказать об этих предложениях? (Все предложения связаны по смыслу.)

— Что это значит? (Это текст.}

— Выберите заголовок к тексту.

— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)

— Что такое красная строка?

Материал для учителя

Красная строка

Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Придумайте сами.

— Назовите весенние месяцы.

2. Словарная работа

— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о каком месяце идёт речь.

Рыхлый снег темнеет в...,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене. (Март.)

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (Апрель.) '

Распустился ландыш в...,

В самый праздник — в первый день.

... цветами провожая. Распускается сирень. (Май.)

— Кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)

—Постарайтесь запомнить, как  пишутся весенние месяца.

3. Работа  по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 10,

— Из чего состоит речь?

— Что можно сказать о предложениях в тексте?

— Чем ещё отличается текст от группы предложений?

Текст можно озаглавить.) Упр. 2 (с. П).

— Прочитайте задание. Подумайте, как определить количество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.

— Как мы отделяем одно предложение от другого при чтении?

— На письме?

— Рассмотрите рисунок ещё раз, Выберите из текста предложение, которым можно подписать этот рисунок. Запишите его в тетрадь.

IV. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем —

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

 Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять.

 Теперь спинки держим ровно —

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

V. Продолжение работы по теме урока

 Работа по учебнику Упр. 3 (с. 11).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

— Составляют ли эти слова предложение? Почему?

 

— Составьте из этих слов предложение.

— Какими словами можно дополнить это предложение (Ответы детей.)

— Запишите предложение.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что можно сказать о словах в предложении?

— Чем отличается предложение от группы слов? 

VI.Рефлексия

— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итога урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем отличается текст от группы предложений?

— Из чего состоит предложение? А текст?

— Чем отличаются отдельные слова от предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО СЛОВАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».

Урок русского языка по УМК «Школа 2100».  Тема урока: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО    СЛОВАМИ,  ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».Тип урока: урок комплексн...

Методическая разработка урока по русскому языку "Предложения бывают и сложными"

Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония" 4класс. Презентация.Проблемный урок....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...