Урок русского языка в 4 классе "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Моргунова Евгения Юрьевна

Открытый урок по русскому языку проведен в 4 классе по теме «Части речи». В уроке продемонстрированы приемы формирования читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nach.shkola_urok_rus.yazyka.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

УМК: «Школа России»

Тема урока: Части речи

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

Задачи: - закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

- формировать умения различать слова по значению и вопросам;

- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

- формирование умения аргументировать своё мнение.

Оборудование: телевизор, компьютер.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, ценностное отношение к морфологическому разбору слов;

 осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;

 ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

 осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 умение принимать и сохранять цель урока;

 развитие умения работать с информацией;

 развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

 развитие умения использовать различные способы поиска информации;

 развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

 формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

 формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

 формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

 формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД);

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;

 формирование умения высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

 формирование умения провести рефлексию своих действий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 

 знание о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;

 умение применять знания на практике.

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

 овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемное изложение, исследовательский, методы стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, презентация, листы самооценки.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

- Прозвенел звонок

Начинается урок.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.

 А теперь тихонечко все сели

Друг на друга посмотрели

улыбнулись, друзья

Начинать урок  пора

Я желаю вам, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение, чтобы наш урок вам запомнился, чтобы вы помогали друг другу и сделали для себя небольшие открытия.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

II. Актуализация знаний.

Работа над словами с непроверяемым написанием

-Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, чтобы узнать, о чём пойдёт речь. Вам нужно поработать со словарными словами. Необходимо найти словарные слова и записать их в тетрадь.

щачеловекипвберёзасубагажигпрекрасныйоучёрныйпаодиннадцать

- Какие слова вам удалось отыскать?

(человек, берёза, багаж, прекрасный, черный, одиннадцать)

- Что можете сказать о данных словах? Чем они отличаются? На какие группы можно разделить слова?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить дальше?

( О разных частях речи)

Находят словарные слова и записывают их.

Прием «Цепочка»

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Сформулируйте тему урока.  Является ли эта тема новой для нас?

Значит какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Мы познакомимся…   …………………………….

Мы узнаем………………………………………..

Мы вспомним……………………………………….

Мы будем уметь…………………………………….

 (уметь отличать группы частей речи)

Ещё добавлю: Узнать чем отличаются части речи? Можно ли обойтись без служебных частей речи? Какие части речи важнее? Какими морфологическими признаками обладает каждая часть речи?

Сможем ли мы дать ответы на все эти вопросы на одном уроке? Нет, конечно.

Давайте составим план нашего урока.

1. Что нужно вспомнить…. (карточка «вспомнить…»)

2. Применение наших знаний. (карточка «применить»)

На какие 2 группы можно разделить все части речи?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Что знаем

Что хотим узнать

•  Какие части речи относятся к самостоятельным

и служебным;

•  почему они получили такое название;

•  каким словам противопоставлены служебные части речи

•  В чем существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных;

•  какова функция служебных частей речи

 IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Рассказывает дидактическую сказку.

– В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

– Вспомните, по какому принципу противопоставляются самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы: есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?

– Однажды в королевстве был парад, и Части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но части речи очень волновались: правильно ли они встали в колонны?

– Давайте поможем частям речи разделиться на две колоны: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Розы, играть, весело,
красивый, они

На, а, у, без, но, и, по, к

- Запишите, разделив на 2 столбика.

Проверим.        

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

У самостоятельных частей речи есть лексическое значение, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.

Самостоятельные частей речи преимущественно изменяются (у наречий и слов категории состояния это степени сравнения); служебные части речи не изменяются.

Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.

Делят слова на две группы.

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражнение 111)

Закрепить наши знания поможет упр. в учебнике.

- Откройте учебник на стр.67 и выполните упр.111 для проверки усвоения материала.

– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке

и рыбке» А. С. Пушкина.)

– Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.

– Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении?

Списывают отрывок из сказки А. С. Пушкина. Указывают части речи. Объясняют значение устаревших слов.

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Для систематизации и наглядности наших знаний, я предлагаю составить кластер.

- Тема нашего урока?

- На какие две группы можно разделить все части речи?

–Какие части речи отнесем к самостоятельным? Что обозначают изученные части речи и на какие вопросы отвечают.

- Для  систематизации наших знаний выполним задание.

Составляют «Кластер» Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

 Работа по карточкам

 

- Ребята, я вам приготовила загадки о частях речи. Каждая группа получит загадку, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится.

 План выступления.

Часть речи.

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Морфологические признаки.

1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

- Какие морфологические признаки у имени существительного?

2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у имени прилагательного?

3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у глагола?

4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Узнали меня?

5. Я о себе такого мненья - огромна роль моя:

Я  делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена.

Я заменяю известную часть  речи. Узнали меня?

- Какие морфологические признаки у местоимения?

Прием «Письма загадки».

- Имя существительное.

- Имеет постоянные признаки  (одуш. – неодуш., род, склонение),изменяется по числам и падежам.

- Имя прилагательное

- Род, число, падеж

- Глагол.

- Время, лицо, число, (род в  прошед. вр.)

- Предлог.

- Местоимение.

- Род, число, падеж.

На основании ответов выстраивается кластер.

Выполнение теста

Дети выступают, а на доске, на основе их ответов выстраивается кластер.

Итогом урока будет тест.

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Взаимопроверка по ключу:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

 VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

«Верите ли вы…».
1.Имя существительное имеет спряжение (нет)
2.Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
3.Предлог это самостоятельная часть речи (нет)
4.Имя числительное отвечает на вопрос который? (да)
5.Глагол имеет склонения (нет)

Прием «Верите ли вы…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка и развития речи.

Урок русского языка и развития речи.(cлайд №1)...

Презентация к уроку русского языка и развития речи.

Презентацию можно изпользовать к любому УМК....

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...