Урок русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеЛоговская средняя общеобразовательная школа |
Урок русского языка.
УМК «Гармония». 3 класс.
Тема: Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное.
Вид: развивающий урок на проблемной основе.
Тип:
Технология: проблемная, игровая, с элементами театрализации.
Форма проведения: индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
1.Обучающая: научить учащихся правильно определять и писать букву в окончании имён прилагательных; продолжить знакомить учащихся с родом имён существительных и имен прилагательных; формировать навык определения частей речи по основным признакам; уметь сравнивать имя существительное и имя прилагательное.
2. Развивающая: развивать учебно – интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы; определять родовые окончания у имени прилагательного; правильно употреблять в своей речи имена существительные и имена прилагательные;
3. Воспитывающая: воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, природе; интерес к учению, желание и умение учиться; аккуратность при работе с учебником, тетрадью, умение общаться, работать в парах.
Оборудование: учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. Знакомься: части речи 3-й класс», тетрадь-задачник на печатной основе (часть 1), королева Осень, осенние листья, рисунок дерева, мальчик – иностранец, ноутбук, карточки с опорными словами, карточки с рисунком солнышка и облака, средства обратной связи (светофор),
ХОД УРОКА
Этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
I. Организационный момент. Создание атмосферы психологической комфортности. II.Проверка домашнего задания. III. Актуализация опорных знаний.
ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания. а) минутка чистописания б) словарная работа IV. Постановка проблемы. Столкновение мнений с вопросом и практическим заданием. V. «Открытие» детьми нового знания.
VI. Закрепление.
VII.Повторение изученного материала.
VIII. Итог урока. IX.Рефлексия. Игра «Улыбнись» X. Д/з. | Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. - Займите свои рабочие места. - Откройте тетради и запишите: 20 октября. Классная работа. (слайд 1, 2) - Каким новым научным словом вы пользовались при выполнении д/задания? - Какие местоимения вам помогли правильно определить род имён существительных? (слайд3) - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? - Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени? Раздается стук в дверь, входит Осень, в руках – осенние листья. - Здравствуйте, ребята! Я думаю, вы догадались, кто я? - В наше село тоже пришла осень. Ветерок дунул и сорвал вот эти листья с деревьев, я принесла их вам. (дает их учителю) - Осень принесла нам волшебные листья, которые украсят наш класс в осенние цвета. Я думаю, что Осень останется и поработает вместе с нами. (Осень раздает уч-мся листья с заданиями; 2 листа учителю) На 1 листе написано: а я ая е о - Как вы думаете, что из написанного на листе лишнее? Почему? - Запишите эти буквы в соединении и существительные небо, туча, дождь (пишут на листах) - На этом листе (2 листок) ещё одно задание. Чтобы правильно писать некоторые слова русского языка, приходится запоминать. Почему? (на доске корзина с листочками, на них загадки написаны; уч-ся по одному подходят и читают загадку, называя ответ, проговаривая написание слова) Октябрь, ветер, природа, сентябрь, ноябрь, месяц, облако, Россия, улица. - К нам обращается мальчик – иностранец, он хотел бы поприветствовать нас, но не знает как правильно: Добрый утро! Добрый день! (на доске записи) - Почему возникли разные мнения? - Для того, чтобы дать нашему другу полное объяснение, познакомимся с сообщением. - Откроем учебник упр 172, стр 59. (слайд 4) - Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься? Какова тема урока? (слайд 5) - Давайте вспомним, что такое имя существительное? (слайд 6) - Имя прилагательное? (слайд 7) -Как связаны эти части речи между собой? ( на доске: - Приказываю: ИМЯ СУЩ. → Измени род! → ИМЯ ПРИЛ. → Измени число! → - Подчиняюсь! - Поможем мальчику, задайте вопрос к имени прилагательному от имени существительного. Запишем правильно неверное приветствие. А сейчас все по порядку Дружно встали на зарядку. Руки в стороны согнули, Вверх подняли, помахали, Оглянулись через левое плечо, Через правое еще, Дружно присели, пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. На доске дерево без листьев. - Осень бывает красивой и мрачной. Ветер не пожалел и это дерево, все листья облетели. А мы нарядим его вновь. Ваша задача: добавить имя прилагательное к имени существительному, которое написано на листочке, записать словосочетания, выделяя окончания имён прилагательных. небо берёза класс погода солнышко Раздаются карточки с написанными на них существительными мужского, женского и среднего рода и именами прилагательными. - Необходимо к именам существительным подобрать имена прилагательные, соединив их стрелками. - Каким правилом будете пользоваться? - У каждого на столе есть памятка «Правила работы в паре» Правила работы в парах.
солнце сочное река кислый дерево спелая груша высокое лимон злая друг верный яблоко глубокая собака яркое карандаш синий - Мы умеем определять безударные окончания имен существительных в начальной форме. - Вспомните, как вы это делаете в 169 упражнении. - Назовите новым научным словом то, что вы определяли у имен существительных, подставляя местоимения. - Назовите род существительного радуга. - Попробуйте изменить род этого слова. Удалось? Почему? (одни уч-ся записывают слова из упр. 169 в тетрадь, другие – работают по карточкам + на слайде) - Подберите к словам в скобках однокоренные имена прилагательные и запишите их с существительными. Погода (дождь), утро (ясность), книга (интерес), день (тихо). (слайд 8) - Какой способ решения орфографической задачи вы сегодня узнали? (слайд 9) - Как изменяется имя существительное? - Как изменяется имя прилагательное? Выходят 2 ученика (имя существительное и имя прилагательное): - Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком. - Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо. (слайд 10) - Упр. 176, стр. 60 1 группа – списать, вставить пропущенные буквы, выделить окончания имён прилагательных. 2 группа *– выписать из текста словосочетания существительное с прилагательным по заданию; составить и записать 3 –4 словосочетания на тему: «Осень». | - Род имени существительного. ОН – м. р., ОНА – ж. р., ОНО – ср. р. - Осень. - Холодает, небо становится серым, идет дождь, дует ветер. - Осень. - Сочетание букв ая лишнее, потому что это окончание прилагательных, а все остальные окончания существительных. - аяео - небо, тыча. дождь - Это слова с непроверяемой орфограммой, словарные слова. - Не знает правила: имя прилагательное выполняет команду имени существительного, изменяясь по числам и родам (в ед ч). - Будем учиться писать окончания имен прилагательных; сравнивать имя существительное и имя прилагательное. - Тема: Сравниваем имя существительное и имя прилагательное - Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. - Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. - Вопрос от имени существительного к имени прилагательному обычно подсказывает ему не только форму рода, числа, но и букву в окончании. - Утро КАКОЕ? доброе! Окончание – ое. - Доброе утро! небо(какое?)хмурое берёза (какая?)стройная класс (какой?) дружный погода (какая?) ясная солнышко (какое?) яркое - Ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Упр 169, стр 51 в рабочей тетради на печатной основе. (устно) - Определяли род имён существительных. - Ж. р. - Нет. - Имена существительные по родам не изменяются. - Погода (какая?) дождливая, утро (какое?) ясное, книга (какая?) интересная, день (какой?) тихий. - Окончание имени прилагательного можно узнавать по вопросу к нему. - По числам. - По числам и по родам (в ед. ч.) 1 ученик: Имя существительное |
↓ ↓ ↓
↓ ↓ ↓
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", презентация....
Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"
Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".
Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.
Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...
Презентация к уроку русского языка "Часть речи - имя существительное"
Ход урока:Оргмомент.Приветствие учителя.б) Эмоциональная мотивация.- Прозвенел уже звонок,Начинается урок.И на парте – все в порядке –Ручки, книжки и тетрадки....
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....