Урок русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ляпина Галина Сергеевна

3 класс УМК "Гармония", конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Логовская средняя общеобразовательная школа

                                                                    Урок русского языка.

УМК «Гармония». 3 класс.

Тема:  Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное.

Вид: развивающий урок на проблемной основе.

Тип:

Технология: проблемная, игровая, с элементами театрализации.

Форма проведения: индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:

1.Обучающая:  научить учащихся правильно определять и писать букву в окончании имён прилагательных; продолжить знакомить учащихся с родом имён существительных и имен прилагательных; формировать навык определения частей речи по основным признакам; уметь сравнивать имя существительное и имя прилагательное.

2. Развивающая:  развивать учебно – интеллектуальные умения учащихся (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы; определять родовые окончания у имени прилагательного; правильно употреблять в своей речи имена существительные и имена прилагательные;

3. Воспитывающая:  воспитывать   любознательность, чувство любви к родному языку, природе; интерес к учению, желание и умение учиться; аккуратность при работе  с учебником, тетрадью, умение общаться, работать в парах.

Оборудование: учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. Знакомься: части речи 3-й класс»,  тетрадь-задачник на печатной основе (часть 1), королева Осень, осенние листья, рисунок дерева, мальчик – иностранец, ноутбук, карточки с опорными словами, карточки с рисунком солнышка и облака, средства обратной связи (светофор),  

                                                                          ХОД УРОКА

     

             Этапы

                 

                            Действия учителя

         

              Действия учащихся

I. Организационный момент. Создание атмосферы психологической комфортности.

II.Проверка домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Актуализация

ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания.

а) минутка чистописания

б) словарная работа

IV. Постановка проблемы.

Столкновение мнений с вопросом и практическим заданием.

V. «Открытие» детьми нового знания.

  1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.

  1. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

  1. Игра «Добавь прилагательное»

  1. Работа в парах. Игра «Подбери пару»

VII.Повторение изученного материала.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

  1. Творческая работа. (резерв урока)

VIII. Итог урока.

IX.Рефлексия.

Игра  «Улыбнись»

X. Д/з.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

- Займите свои рабочие места.

- Откройте тетради и запишите:

20 октября.

Классная работа.         (слайд 1, 2)

- Каким новым научным словом вы пользовались при выполнении  д/задания?

- Какие местоимения вам помогли правильно определить род имён существительных?   (слайд3)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?

Раздается стук в дверь, входит Осень, в руках – осенние листья.

- Здравствуйте, ребята! Я думаю, вы догадались, кто я?

- В наше село тоже пришла осень. Ветерок дунул и сорвал вот эти листья с деревьев, я принесла их вам.  (дает их учителю)

- Осень принесла нам волшебные листья, которые украсят наш класс в осенние цвета.  Я думаю, что Осень останется и поработает вместе с нами.

(Осень раздает уч-мся листья с заданиями; 2 листа учителю)

На 1 листе написано:

               а   я   ая    е    о 

- Как вы думаете, что из написанного на листе лишнее? Почему?

- Запишите эти буквы в соединении и существительные  небо, туча, дождь  (пишут на листах)

- На этом листе (2 листок) ещё одно задание. Чтобы правильно писать  некоторые слова русского языка, приходится запоминать. Почему?

(на доске корзина с листочками, на них загадки написаны; уч-ся по одному подходят и читают загадку, называя ответ, проговаривая написание слова)

Октябрь, ветер, природа, сентябрь, ноябрь, месяц, облако, Россия, улица.

- К нам обращается мальчик – иностранец, он хотел бы поприветствовать  нас, но не знает как правильно:  Добрый утро! Добрый день!      (на доске записи)

- Почему возникли разные мнения?

- Для того, чтобы дать нашему другу полное объяснение, познакомимся с сообщением.

- Откроем учебник упр 172, стр 59.       (слайд 4)

- Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься? Какова тема урока?       (слайд 5)

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

                  (слайд 6)

- Имя прилагательное?     (слайд 7)

-Как связаны эти части речи между собой?

( на доске:

- Приказываю:                               

ИМЯ СУЩ.  → Измени род! →  ИМЯ ПРИЛ.

                      → Измени число! →

                                                       - Подчиняюсь! 

- Поможем мальчику, задайте вопрос к имени прилагательному от имени существительного.

Запишем правильно неверное приветствие.

А сейчас все по порядку

Дружно встали на зарядку.

Руки в стороны согнули,

Вверх подняли, помахали,

Оглянулись через левое плечо,

Через правое еще,

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

На доске дерево без листьев.

- Осень бывает красивой и мрачной. Ветер не пожалел и это дерево, все листья облетели. А мы нарядим его вновь. Ваша задача: добавить имя прилагательное к имени существительному, которое написано на листочке, записать словосочетания, выделяя окончания имён прилагательных.

небо

берёза

класс

погода

солнышко

Раздаются карточки с написанными на них существительными мужского, женского и среднего рода и именами прилагательными.

 - Необходимо к именам существительным подобрать имена прилагательные, соединив их стрелками.

- Каким правилом будете пользоваться?

- У каждого на столе есть памятка «Правила работы в паре»

Правила работы в парах.

  1. В паре должен быть организатор обсуждения.
  2. Каждый может высказать свою версию.
  3. Умей слушать и попытайся понять.
  4. Каждая версия обсуждается в паре.
  5. В паре согласуется общее решение.
  6. Представитель пары защищает согласованное решение перед классом

солнце                      сочное

река                          кислый

дерево                      спелая

 груша                      высокое

лимон                       злая

друг                          верный

яблоко                      глубокая

собака                      яркое

карандаш                 синий

-  Мы  умеем определять безударные окончания имен существительных в начальной форме.

- Вспомните, как вы это делаете в 169 упражнении.

- Назовите новым научным словом то, что вы определяли у имен существительных, подставляя местоимения.

- Назовите род существительного радуга.

- Попробуйте изменить род  этого слова. Удалось?

Почему?

(одни уч-ся записывают слова из упр. 169 в тетрадь, другие – работают по карточкам + на слайде)

- Подберите к словам в скобках однокоренные имена прилагательные и запишите их с существительными.

Погода (дождь), утро (ясность), книга (интерес), день (тихо).        (слайд 8)

- Какой способ решения орфографической задачи вы сегодня узнали?        (слайд 9)

- Как изменяется имя существительное?

- Как изменяется имя прилагательное?

Выходят 2 ученика (имя существительное и имя прилагательное):

- Ребята, покажите мне, пожалуйста, карточку с солнышком те, кому было все понятно на уроке, у кого на сердце ясная солнечная погода. А кто не всё понял  и у кого на сердце такая же облачная погода, как за окном – карточку с облаком.

- Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо.

     (слайд 10)

- Упр. 176, стр. 60

1 группа – списать, вставить пропущенные буквы, выделить окончания имён прилагательных.

2 группа *– выписать из текста словосочетания существительное с прилагательным по заданию; составить и записать 3 –4  словосочетания на тему: «Осень».

- Род имени существительного.

ОН – м. р., ОНА – ж. р., ОНО – ср. р.

- Осень.

- Холодает, небо становится серым, идет дождь, дует ветер.

- Осень.

- Сочетание букв   ая  лишнее, потому что это окончание прилагательных, а все остальные окончания существительных.

-  аяео

- небо, тыча. дождь

- Это слова с непроверяемой орфограммой, словарные слова.

- Не знает правила: имя прилагательное выполняет команду имени существительного, изменяясь по числам и родам (в ед ч).

- Будем учиться писать окончания имен прилагательных; сравнивать имя существительное и имя прилагательное.

- Тема: Сравниваем имя существительное и имя прилагательное

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.

- Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

- Вопрос от имени существительного к имени прилагательному обычно подсказывает ему не только форму рода, числа, но и букву в окончании.

- Утро КАКОЕ? доброе! Окончание – ое.

- Доброе утро!

небо(какое?)хмурое

берёза (какая?)стройная

класс (какой?) дружный

погода (какая?) ясная

солнышко (какое?) яркое

- Ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Упр 169, стр 51 в рабочей тетради на печатной основе. (устно)

- Определяли род имён существительных.

- Ж. р.

- Нет.

- Имена существительные по родам не изменяются.

- Погода (какая?) дождливая,  утро (какое?) ясное,  книга (какая?) интересная,  день (какой?) тихий.

- Окончание имени прилагательного можно узнавать по вопросу к нему.

- По числам.

- По числам и по родам (в ед. ч.)

1 ученик:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы:
 кто? и что?
Отвечать оно должно.

Превращаться я привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю названия предметам.

2 ученик:

Чудное прилагательное знает весь свет.
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?

Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

         

                   

                 

   ↓             ↓               ↓

                                                     

   ↓             ↓               ↓

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...

Презентация к уроку русского языка "Часть речи - имя существительное"

Ход урока:Оргмомент.Приветствие учителя.б) Эмоциональная мотивация.- Прозвенел уже звонок,Начинается урок.И на парте – все в порядке –Ручки, книжки и тетрадки....