конспект русский язык одуш и неодуш 3 кл
план-конспект урока по русскому языку

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odush_i_neodush_3_klaass.odt28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока русского языка

Ф.И.О участника Новикова Мария Сергеевна

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные ».

Класс: 3

Цель фрагмента урока:уточнить представления об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
развивать умения различать их ; познакомить с устаревшими  в нашем языке и сферой их употребления.

Задачи фрагмента урока:

Образовательная: развитие умений распознавать существительные в речи, различать одушевленные и неодушевленные существительные, ввести эти термины в языковую практику; 

Развивающие: развитие связной речи,  операций мышления ( анализ, синтез, обобщения и т.д), расширение словаря учащихся.

Воспитательные:  воспитывать интерес к устному народному творчеству , аккуратности, любовь к языку.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,И-индивидуальная,Г-групповая)

Дидактические средства , интерактивное оборудование

Предметные результаты

Метапредметные результаты (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные результаты

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Создать положительный эмоциональный настрой. Подготовить к восприятию учебного материала  обучающихся на работу

Словесный

1.Приветствие

2Эмоциональный настрой.

-Прочитайте слова на доске: «Учись, смекай, активным будь к знаниям откроешь путь!»

Пусть эти слова станут девизом нашей работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Ф.

Интерактивная доска

 

Р:

умение контролировать  своё поведение, проверка готовности своего рабочего места к уроку и поддержание его в порядке.

К:

умение слушать и слышать собеседника.

Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место

Поисковый этап

Определить тему и задачи  урока, поставить учебные задачи. Формировать умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Словесный, частично-поисковый

1.Определение темы и задачи урока

Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем, мы можем им помочь.

Картинный словарный диктант 

 Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним? (медведь)№3

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (Заяц) Слайд 4

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка ... (мороз) Слайд 5

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки) Слайд 6

Заяц, коньки, медведь, мороз. 

Какой частью речи являются слова? (Сущ.) Почему вы решили? Докажите.

На какие 2 группы можно разделить?

Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим – на вопрос что? Проверка № 7

Что общего у слов каждой группы? Что обозначают слова которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО?

Проверка по слайду. 8

-Прочитайте слова.

Как могут называться такие существительные ?

Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

-Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

-Попробуем сформулировать  задачи урока с помощью вспомогательных глаголов.

Научимся...

Познакомимся...

Слушают учителя

Медведь

Заяц

Мороз

Коньки

Распределяют слова на 2 группы

ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫ

Тема нашего урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Научимся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Ф

Ф.

И.

Интерактивная доска

Интерактивная доска

Выделяют  и формулируют познавательную цель, структурируют знания

П: Умение правильно отвечать на вопросы учителя

Р:Умение сохранять дисциплину при выполнение заданий.

Р:строят умозаключение под руководством  учителя формулируют учебную задачу

П:осознавать познавательную задачу и решать её

Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжение всего урока

3. Практический этап

Выявить роль одушевленных и неодушевленных существительных через работу по карточкам

Закрепить и отработать умение

Закрепить и отработать полученные  знаниия, воспитывать положительные качества личности

Методы теоретико-практического изучения языка, словесный: беседа, частично-поисковый, наглядный

практический

практический, игровой метод

словесный, практический

1.Наблюдение над языковым материалом.

На заснеженных ветках в лесу мы можем встретить птичек, которые остались зимовать. Синицы, воробьи и т.д. Как мы можем помочь пережить им холодную зиму? Что мы с вами делали для птичек, которые обитают у школы?

Проведём мини- исследование.

Сделаем небольшое открытие,

За работу!

Задание №1 Слайд №11

Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания ( в парах устно) проверка под документ-камеру

Волшебные превращения

  • коса;
  • мак;
  • капля;
  • сон.

Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?

  • коза;
  • рак;
  • цапля;
  • сом.

 Что относится к одушевлённым именам существительным? 

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Проверим себя, интерактивное пособие.

  • Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.

Помогли птичкам, отправляемся дальше. Кого же мы встречаем на своём пути? Маленьких волчат. Заблудились, поможем им найти дорогу домой.

.

2.Работа в парах

Задание №2 Слайд № 13

Самостоятельная работа в определении одушевлённых и неодушевлённых слов Один ученик  работают у доски.

 Врач, автомобиль, дети, луна, лягушка, ветер, стол.      

Проверка учителем работы у доски. Контроль за слабыми уч-ся. Сличение результата работы с доской.

 -У вас на столах лежат листы самооценки, оцените свою работу .Если вы справились с заданием, самостоятельно определили тему и задачи урока, поставьте себе «+», если  есть недочёты «-», но я надеюсь в следующих заданиях вы постараетесь и поработаете получше.

3.Дидактическая игра «Помоги лосям спуститься на землю»

 

Работа с однокоренными словами.

Интерактивная доска: школа, сад, футбол, учение. Подберите и соедините  однокоренное слово, чтобы оно было одушевленным.

Кто справился сам с этим заданием оценка +.

Группировка существительных по признаку одушевлённости.

В зоопарке показывали рыжих лисичек. В лесу растет много рыжих лисичек.

Какое слово повторяется? Определите и запишите на верху к какой группе сущ. относятся.

Оцените работу товарища. Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то поставьте под номером 5 себе +.

4. Самостоятельная работа

 у  вас жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых розовые жетоны. Послушайте внимательно.

(1 низкий уровень) Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? Что может летать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

Те ребята, у кого оранжевые жетоны. Вам нужно

(2 средний уровень) придумать и записать по два имени существительных одушевленных и неодушевленных на тему: “Зима лесу”.

И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложение, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: “Зима в лесу».

-Ребята, давайте  как вы сделали данное задание.

-У вас на столах лежат листы самооценки, оцените свою работу .Если вы справились с заданием, самостоятельно определили тему и задачи урока, поставьте себе «+», если  есть недочёты «-», но я надеюсь в следующих заданиях вы постараетесь и поработаете получше.

Обобщение:

  • Вернёмся к началу урока.
  • Над какой темой мы работали?
  • Какие задачи мы ставили в начале урока?
  • -Давайте вспомним их.
  • Давайте ещё раз вспомним какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

Проанализируйте свою работу и поставьте себе оценку за урок «Лесенка успеха»

Какую оценку поставил бы себе …

Почему?

Слушают внимательно учителя

Кормушки, скворечники.

 ( люди, животные)

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

Формулируют правило

Маленьких волчат

Работают самостоятельно у доски

Оценивают свою работу в листах самооценки

Работают с интерактивной доской

Оценивают свою работу в листах самооценки

Слушают внимательно учителя

Ответы детей

Оценивают свою работу на уроке в листах самооценки

Отвечают на вопросы

Ф.

Ф.

Г.

И.

Интерактивная доска, листы самооценки

Интерактивная доска, листы самооценки

Интерактивная доска, листы самооценки

Интерактивная доска

Распознавать с одушевленные и неодушевленные имена существенных, проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры

Создание условий для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных

Умение подбирать слова противоположному значению

П:Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас

Р:Сохранять дисциплину

П: Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру задания.

Р:оценивать ход и результат выполнения задания: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, взаимопроверка, оценивание.

К:умение слушать и слышать, понимать партнера по диалогу, грамотно строить речевое высказывание.

К: умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками.

П:

- различать имена существительные

одушевлённые и

неодушевлённые в определенном

контексте и обосновывать свое мнение.

П: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод; знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка. 

К:умение полно и грамотно выражать свои мысли

Уметь воспринимать новую информацию .

Осмысливать смысл изучения

- оценивать результат собственной

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект русского языка

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"...

Урок-конспект русский язык 2 класс «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »

Фролова Юлия АнатольевнаУчитель МБОУ "СОШ№25" Киселевского городского округа, Кемеровской областиУрок русского языка по теме:  «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн »...

Конспект русского языка во 2 классе

Тема: Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"

Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных  познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Конспект русского языка "Родительный падеж"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Сложные имена прилагательные»Цели: познакомить с сложными именами прилагательными и их ролью в тексте.Планируемые результаты:...

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык. Класс: 2 В

Разработка урока (план-конспект) : Русский язык.  Класс: 2 В...