Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Второе склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данный урок разработан согласно требованиям нового ФГОС. Его можно использовать при разных УМК. Урок с использованием современных   информационных технологиями.  Групповая работа на уроке способствует вовлечению всех учащихся. Активные формы работы помогают  учителю добиться поставленных целей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 3 в классе

Учитель начальных классов: Селифанова Елена Владимировна, МБОУ Гимназия 17 город Королев Московской области

Тема: Второе склонение имен существительных

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебной деятельности по ознакомлению и написанию падежных окончаний имен существительных 2 склонения.

Предметные: 

- освоение умения в безударных окончаниях имён существительных 2 склонения

- знать падежные окончания имён существительных 2 склонения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

 - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели;

- использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, строить логическую цепь рассуждений;

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; приходить к общему мнению в совместной деятельности

Коммуникативные:

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; приходить к общему мнению в совместной деятельности

Личностные:

- стремиться к усвоению новых знаний, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: открытие нового знания

1.Орг. момент.

Цель: Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Посмотрите в окно, как ярко светит солнце, как бы приветствует всех нас  и желает нам успехов. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь товарищу. Поприветствуйте  и подарите улыбку и нашим гостям на уроке.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению нового знания.

-Над какой частью речи мы работаем на уроках русского языка?

Давайте повторим, что мы узнали об этой части речи.

Ученику 3 класса  было предложено разделить слова на три группы. Вот как он это сделал. Скажите, какую грамматическую категорию он положил в основу своей группировке?

школа

дядя

руль

лиса

слон

конь

море

окно

тень

стол

мышь

ночь

Верно, ли он сделал задания? Какое слова будет лишнее.

Зачем нам надо  уметь определять тип склонения у существительных?

Повторите знания падежей друг у друга, работая в парах.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: Выявление и фиксация во внешней речи причины затруднения.

- Для выполнения следующего задания, смотрим на доску. Перед вами текст. О чем он? В чем особенность данного текста?

Вставьте слова.

Текст

Имя существительное это…..   (самостоятельная часть речи)

которая отвечает на вопросы ……   (кто? или что?).

В предложении имена существительные чаще всего бывают …….  (подлежащими).

Имена существительные бывают трех родов ….( ж.р, м.р., ср.р).

В предложении имена существительные стоят в форме одного из ……

(6 падежей).

В зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на …. (3 склонения)

Трудности в написании падежных окончаний у существительных 1 склонения возникают в  …….     (Р.п. Д.п  П.п)

Существительные 1 склонения в Р.п. имеют окончания ….. (-и)

Существительные 1 склонения в Д.п. и П.п имеют окончание ….. (-е).

Трудности в определении падежей у существительных 2 склонения возникают…..  

  1. Формулирование темы и целей урока.

Цель: определение учащимися целей урока, предложение и согласование темы урока.

- Почему не смогли ответить на последний вопрос?

Значит, что должно стать целью нашего сегодняшнего урока?  (получение новых знаний).

Сформулируйте тему нашего урока: 

(Второе склонение имен существительных). Что хотим узнать?

  1. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.

Цель: организация поиска нового знания.

Для открытия новых знаний, предлагаю вам провести исследования. Перед вами таблица падежных окончаний имен существительных.

 

Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара будет работать со своей группой слов. Вы должны будете просклонять слова.

1вариант склоняет слова: слон, стол

2 вариант склоняет слова: конь, руль

Двое работают на доске и склоняют слова: море, окно.

Выполнить  и обсудить следующие задания:

Сравните окончания существительных в каждом падеже. Если разница? Отчего она зависит?

Вывод: написание падежных окончаний зависит от одушевленности или неодушевленности имени существительное; от типа основы (твердая основа или мягкая). Говорят, в таком случае о твердом и мягком склонении.

Наше исследование продолжается. Вернемся к вопросу,  на который мы не смогли дать ответ.

А именно:

Трудности в определении падежей у существительных 2 склонения возникают…..   Другими словами, обсудите в группах научного совета:   какие падежи мы сможем спутать. Берите свои тетради и сравнивайте.

Задания: сравните вопросы падежей, окончания. Определите, какие падежи можно спутать? Почему? Изобразите схематично ваши наблюдения.  Как определить падеж? Предложите свои варианты действий.

 

Вывод: 1.Можно  спутать И.п. с В.п. т.к они отвечают на одинаковый вопрос что?.  И имеют нулевое окончания 2. Можно  спутать Р. п. с В.п. т.к у них одинаковый вопрос кого? И одинаковые окончания –а, -я.

  1.   Физминутка

  1. Развитие умений- применение нового знания. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

Попробуем применить новые знания, выполнив следующие задания

И.п         В.п.

1. Спиши предложения. Определи падеж, выделенных существительных.

Труд украшает человека. В нашей стране и ценят любой труд.

Р.п.        В.п

  2. Спиши словосочетание. Определи падеж имени существительного.

спросил у  (кого?) соседа –  у (кого?) лисы (Р.п)

узнал про (кого?)   соседа – про (кого?) про лису (В.п.)

просил для (кого?)   друга – для (кого?) для лисы  (Р.п)

заступился за (кого?) друга - за (кого?) за лису (В.п.)

  1. Самостоятельная работа.

Цель: рефлексия учебных действий и контрольных процедур.

- Предположите, где нам пригодятся новые знания?

Работа по учебнику: стр.37 упр.68. С последующей проверкой.

9. Домашнее задание

Творческая работа:   написать «Письмо другу». (с использованием сущ. 2 склонения)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Оцените свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"

Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются  образ...