Урок русского языка по теме "Суффикс" 2 класс "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка по программе "Перспектива" 2 класс. Тема "Суффикс. Введение понятия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_suffiks._vvedenie_ponyatiya.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2  классе

Тема урока: Суффикс. Введение понятия.

Цель урока: актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.  Ввести понятие «суффикс».

Задачи урока:

 дать представление о суффиксе, как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; писать слова с известными орфограммами; проверять результат выполненного задания; организовать рефлексивную деятельность учащихся;

развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Программное обеспечение: 

флипчарт  «Суффикс»

электронное приложение к учебнику  «Русский язык. 2 класс»

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели,  анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

-личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника); 

Этап урока

Содержание урока

Примечания

Орг. момент

-Встаньте ровно. Проверьте свои рабочие места.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Друг на друга посмотрите,

И улыбки подарите

Руку другу вы пожмите

И тихонечко садитесь.

-   Тихонько сели, приготовились  работать.

Учащиеся проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

Минутка чистописания

– Откройте свои тетради, запишите число, классная работа

- Начнём наш урок с минутки чистописания

- Отгадайте мою загадку:

 - Город этот не простой, он дремучий и густой. Что это?
(Лес)

- Назовите первый звук в слове «ЛЕС» (звук «ль»)

- Дайте характеристику этому звуку (Согласный, мягкий, звонкий, непарный, на письме обозначается буквой "эль".)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Лл   ллл

-Запишите эту букву по образцу

- Обратите внимание на чередование букв.

- А теперь оцените свою работу (на полях поставьте оценку по критериям)

Я – молодец! – «5»

 Могу и лучше. – «4»

 Надо постараться. – «3»

- Кто оценил свою работу по первому критерию? По второму? А кто думает, что ещё надо постараться? Спасибо.

Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД).

Самооценка

Актуализация знаний.

Словарная работа.

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Открытие «нового» знания

Физминутка

Первичное закрепление

Закрепление.Продолжение работы по теме урока

- А сейчас  вспомним словарные слова – названия лесных животных (медведь, лисица, заяц, ворона).

- Запишем эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Проверим, правильно ли вы написали эти слова.

Оцените свою работу по критериям:

«5» - без ошибок

 «4» - 1 ошибка

 «3» - 2 ошибки

 «2» - 3 и более ошибок

- Кто написал все слова без ошибок?

- У кого одна ошибка? 2 ошибки?

- А теперь прокомменируйте орфограммы в этих словах.

(*в слове «медведь» непроверяемая  безударная гласная «е» в корне, Парная согласная на конце слова «д»

*в слове «заяц» непроверяемая безударная гласная «я» в корне слова,

*в слове «лисица» безударная гласная «и» в корне слова

* в слове «ворона» непроверяемая безударная «о» в корне слова)

-Все эти орфограммы в корне слова, а что такое корень слова?

- Какое правило нам в этом поможет? (табличка «КОРЕНЬ»)

(Корень слова – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)

- Как найти корень слова?

( Чтобы найти корень слова, надо подобрать несколько однокоренных (родственных) слов и выделить их общую часть.)

-А сейчас попробуйте образовать от данных слов названия детёнышей этих животных. (медвежонок, лисёнок, зайчонок, воронёнок)

- Можно ли сказать, что эти пары слов одинаковы? (нет)

- Какой частью слова отличаются слова в каждой паре? (С помощью чего образовались новые слова?) Я буду подчёркивать эту часть.

Медведь – медвежонок

лисица - лисёнок

заяц – зайчонок

ворона - воронёнок

- Можно ли эту часть назвать приставкой, ведь эта часть служит для образования новых слов? (Нет)

- Почему? (Потому что приставка стоит перед корнем, а эта часть после корня)

- Для чего она служит в этих словах? Какой оттенок смысла придаёт новым словам?

- Значит, есть ещё часть, которую мы пока не знаем и должны с ней познакомиться.

- Какую же цель поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новой частью слова)

- Где стоит эта часть? (После корня)

- Для чего она нужна в слове? (Для образования новых слов)

- Кто знает, как называется эта часть? ( Суффикс)

 -Правильно, это СУФФИКС. Слово «суффикс» в переводе с латинского «приколоченный», «подставленный к корню справа»

- Какая орфограмма в этом слове? (удвоенная Ф)

- Суффикс обозначается значком в виде уголка. На что похож этот значок?  (выделяю в словах суффикс)

Значок ˄

- Попробуем сформулировать правило  про новую часть слова.

 -  (опора на слайде

Суффикс – это …, которая стоит… и служит для… .

- А теперь сверим наши новые знания с научными, проверим правильные ли выводы мы сделали – послушаем профессора  Ивана Ивановича  Самоварова. (электронное приложение к учебнику «Русский язык»)

(или чтение сообщения профессора Самоварова.)

 -А кто из вас догадался, в каких случаях в словах пишутся эти суффиксы? (в названиях птенцов и детёнышей животных)

Физминутка (один ученик выходит к доске)

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.

- Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова.

________________________________________________

Посмотрите на следующий слайд

Кто это? (кот) (Слайд)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище? Какой суффикс добавился?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить  в  маленького кота?          
(Котик) 

-Какое  значение придал суффикс –ик- этому слову?

- А теперь поработайте в парах . Самостоятельно составьте новые слова, превратив предметы из маленького в большой.

-Запишите образованные  слова и выделите суффиксы.

_ Какая пара уже готова?

- Приготовьте сигналы.

- Какой суффикс помог образовать новые слова

дом – домище

слон – слонище

хвост – хвостище

-Приготовьте сигналы. Проверьте свою работу. У кого все слова были записаны верно, покажите зелёный сигнал, были ошибки – красный.

-  Сейчас предлагаю вам выполнить задание по учебнику.  

- Откройте учебник на с.63. Пользуясь иллюстрацией вы должны образовать новые слова, найти и выделить в них суффикс.

А теперь проверим нашу работу. (1 ученик комментирует: домик – суффикс –ик, домище – суффикс –ищ, домишко – суффикс ишк, домина – суффикс –ин.)

- Какой суффикс выделили в этих словах?

- Какое значение вносит каждый суффикс в слова*

-Я проверю вашу работу, когда соберу тетради.

- Следующее упражнение мы сделаем у доски – упражнение 84.

Дети: 3 ученика работают с комментированием у доски:

Барабан – барабанщик; труба – трубач, гитара – гитарист.

   Слайд

Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД).

Учащиеся проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

Иллюстрация, затем слайд

Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки. (регулятивные УУД).

На доске:

м.дведь

за.ц

л . сица

Проверка на слайде. Дети показывают сигнал.

(табличка «КОРЕНЬ»)

На слайде появляются картинки и названия.

Проверка по слайду (в парах)

На довске слайд

подведение итогов

рефлексия

         - С какой частью слова мы познакомились? ( С суффиксом)

-Выберите подходящее начало ответа и продолжите:

 - Я узнал…

- Я научился…

- Я смог…

Я удивился …

Я попробовал…

- Посмотрим, что вы уже сейчас знаете о суффиксе.

На карточках, которые лежат у вас на столе, нужно подчеркнуть только правильные ответы.

Дети:

1. Найди и отметь верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
   
Суффикс – это часть слова.
2)
Суффикс служит для образования новых слов.
    Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
   
Суффикс стоит после корня.
4) Суффикс не имеет значение.
   
Суффикс имеет значение.

- Поменяйтесь карточками. Проверим, какие ответы подчеркнули (комментирует учитель).

- У кого все ответы правильные – ставит «5», 1 ответ не верен – «4», половина работы сделана с ошибками – «3».

- Встаньте, кто поставил себе…
- Наш урок подходит к концу,  завтра на уроке мы продолжим работу над значением суффиксов.  Оценку каждому ученику я поставлю по результатам ваших промежуточных оценок на полях тетради и на карточках.

Домашнее задание у вас будет в рабочей тетради на с. 26 – упр. 146

-  Тетради сдайте, пожалуйста. Спасибо за урок.

Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД).

Взаимопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....