Открытый урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные"  ( урок закрепления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое

муниципального района Красноярский Самарской области

Открытый   урок    русского языка   в  3 классе

УМК  « Школа России»

2020 - 2021 учебный год

Дата проведения: 21.01.2021г.

Подготовила учитель начальных классов:  Алексеева Людмила Сергеевна

Технология    деятельностного    подхода

Тема:   « Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цель урока: научиться распознавать имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи урока:

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?;

- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, умение работать в группе, в паре, ставить перед собой цель и достигать её с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, умение высказывать свои мысли, суждения;

- прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы и по лексическому значению слов.

Регулятивные УУД: формируем умение осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свои действия;

личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение свободно выражать свои мысли, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

познавательные УУД: умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?; умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

коммуникативные УУД: умение работать в группах, парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других.

Оборудование:

учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе «Русский язык 3 класс» в двух частях В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва, «Просвещение», 2017год, сигнальные карточки - светофор, карточки с заданиями для групп, компьютер, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, презентация к уроку, рабочие тетради.

Ход урока

I.Организационный момент

 Учитель приветствует класс, настраивает его на успешную работу. Дети в тетрадях записывают число, классную работу; настраиваются на успех в учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и мотивация

- Расскажите,  что вы  знаете об имени существительном.

Выкладываем кластер

имя существительное

часть речи

обозначает предмет

Кто? Что?

(На партах у детей карточки с заданием)

1. Найдите и подчеркните имена существительные.

Бежать, красный, снег, человек, вкусный, лиса, вода, думать, умная, трава, ученик, ветер.

2.  Проверка

  •  Сколько имён существительных вы подчеркнули?
  •  Встаньте, у кого получилось восемь имён существительных .

-  Читаем   слово   и ставим   плюс  (+) над словом  если  оно  у  вас есть .

3. Работа  в  паре.

-  Разделите  слова  на  две группы  и  запишите в тетрадь в два столбика.

4. Проверка

- На какие  две группы  вы  разделили  слова?

( Слова  которые отвечают на вопрос кто?  и что?)

КТО?                                ЧТО?

человек                           снег

лиса                                 вода

сорока                            трава

ученик                           ветер

- Добавьте   в   каждый   столбик   по   одному  слову.

( Дети  записывают  слова)

- Какие слова  вы  записали?

III.   Самоопределение   к  деятельности

- -Какую группу  имён существительных назовём   одушевлёнными?

 ( Первую.  Слова  называют  живые  предметы)

  • Какую группу имён существительных назовём неодушевлёнными?
  • ( Вторую.  Слова  называют  неживые предметы)
  • Назовите тему сегодняшнего урока.

(Одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Чему  будем   учиться на уроке?

(Распознавать   одушевленные и неодушевленные имена существительные)

IV. Работа по теме урока

  1. Работа с  учебником  страница 12. Рубрика « Вспомните»

- Прочитайте.

- Как различить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

 (Если слово отвечает на вопрос кто? - оно одушевлённое, что? - неодушевлённое.)

  1. Фронтальная работа

( На  слайде записаны слова.)

Слон,   кран, море, попугай, овес, деревня, топор, директор,  письмо, мама, Коля,  трактор, телефон, машииа, отец, воробей

-  Девочки, записывают слова, которые отвечают на вопрос: что? Мальчики записывают слова, которые отвечают  на вопрос: кто?)

- Проверка.

КТО? Слон, попугай, директор, мама, Коля, машинист, отец, воробей

ЧТО? Кран, море, овес, деревня, топор, письмо, трактор, телефон, машина

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Индивидуальная   работа (по вариантам)

 - Превратите  неодушевлённые существительные в одушевлённые, используя суффиксы.

1 вариант.

Цирк, Москва, библиотека, пожар, море.

(Циркач, москвич, библиотекарь, пожарник, моряк.)

2 вариант.

(Грузчик, гардеробщик, разведчик, журналист, автомобилист

САМОПРОВЕРКА  

 По  ответам  на интерактивной  доске  дети  проверяют , ставят «+» над словом.  Затем  поднимают   сигнальные карточки: зеленая карточка- все верно; красная карточка – есть ошибки.

  1. Работа с учебником

-Прочитайте.

Страница 12  Рублика « Вспомните!»

- Какие   имена  существительные  называют   одушевленными?

 - Какие   имена  существительные  называют   неодушевленными?

5. Составление алгоритма

 - Нужно составить алгоритм действий для определения  одушевлённых  или неодушевлённых имен  существительных

- Что мы делаем в первую очередь со словом?

- Как узнать какой частью речи является слово?

 - Вопрос задали, часть речи узнали. Что остается?

Читаем

Задаем вопрос

Определить -  какое  это существительное – одушевл  или  неодушевл.

  1. Выполним упражнение №16 на 12 странице учебника.

- Прочитайте задание. Выпишите одушевленные имена существительные, поставьте ударение.

- Почему вы затруднились определить лексическое значение некоторых слов?

Мы затруднились определить лексическое значение некоторых слов потому, что не слышали и не употребляли данные слова.

- Вы прочитали устаревшие слова. Они уже не употребляются в современной речи. Одни слова обозначают предметы и явления, которые исчезли из нашей жизни: бурлак, боярин, другие слова заменены новыми: ветрило – парус, Царь – правитель, око – глаз, уста – губы, купец – торговец, престол – трон монарха, чело – лоб, слуга – раб, кольчуга – доспехи, перст – палец руки, вершок – мера длины, барин – богач, кафтан – верхняя мужская одежда, карета – закрытая повозка, бурлак – рабочий, ветрило – парус.

Из данного упражнения выпишите одушевленные имена существительные, поставьте ударение.

К доске пойдет _____.

Домашнее задание

Выписать из словаря 10 слов – пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных и составить одно предложение с одним из этих существительных.

Рефлексия

-Ребята, вспомните, над какой темой мы работали?

-Какая цель  перед  нами стояла? 

-Достигли мы цели  нашего урока?

-Какие новые понятия услышали?

-Чему  научились на уроке?

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (светофор): зелёный цвет- «5», жёлтый – «4», красный- «3».

-Кто может самостоятельно справиться с домашним заданием?

- Молодцы! Спасибо за урок!

Что обозначает каждое слово?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Открытый урок русского языка 2 класс "Школа 2100".

Отрытый урок по русскому языку "Школы 2100" по теме "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы"  во втором классе с использованием мультимедийного экрана, проектора,презентац...

Конспект открытого урока русского языка тувинской начальной школы.

Тема урока: Сочинение по прочитанным рассказам учебника «Литературного чтения» 4 класс 1 часть с.60,61,63,64 Г.М.Селиверстовой, Ф.М.Манзановой, Кызыл 2011 год....

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .

Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...