Конспект урока. Тема урока: «Суффикс».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Немчинова Мария Николаевна

Конспект урока. Тема урока: «Суффикс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_3_klass_suffiks.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Тема урока: «Суффикс».

Тип урока: открытие нового грамматического понятия суффикса.

Предметные результаты:

- Знает, что такое суффикс.

- Умеет найти в слове суффикс.

- Знает, что суффикс стоит после корня.

- Знает значение суффиксов.

- Умеют с помощью суффиксов образовывать новые слова.

- Умеет разбирать слова по составу.

- Совершенствует знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- Ориентируется в учебнике «Русский язык», по учебнику определяет учебные задачи урока.

- Воспроизводит учебную задачу в ходе урока.

- Умеет принимать учебную задачу и осуществлять решение этой задачи под руководством учителя.

- Оценивает свою работу с помощью условных обозначений.

- Работает по предложенному учителем плану

 Познавательные:

- Умеет находить суффикс в словах.

Коммуникативные:

- Отвечает на итоговые вопросы, делают выводы на основе исследования звуков.

- Делает выводы под руководством учителя о приобретенных на уроке (на предыдущих уроках) знаниях, обобщает их.

- Выполняет задания в паре с одноклассником.

Личностные:

- Знает школьные правила вежливости, применяет их на уроке.

- Умеет обсуждать возникшие учебные задачи и проблемы.

- Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.

- Умеет делать самооценку в конце урока.

Ресурсы и оборудование:

  1. О.И. Дмитриевой КУМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого («Школа России») «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс/Москва «ВАКО» 2014 г.
  2. В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс («Школа Росси»)/Москва 2012 г.
  3. Тетради для печатания.
  4. Доска.

Этапы урока.

Виды заданий и работ.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I.Организационный момент. Мотивация деятельности.

- Начинаем наш урок. Проверьте, все ли готово к уроку.

Дети проверяют готовность к уроку. На столах Учебники «Русский язык» и тетради для печатания.

II.Проверка домашнего задания.

Дети читают свои тексты.

III.Актуализация знаний и мотивация.

- На доске записаны пословицы. Прочитайте и объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберешь.

- Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

Учащиеся читают пословицы , объясняют смысл. Находят слова с приставками и выписывают их.

Согрело (-со-), разлитую (-раз-).

IV.Самоопределение к деятельности.

- Спишите слова. Выделите в них корень.

- Назовите окончания.

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Сравните слова по составу. Чем они похожи?

- Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня?

- Сформулируйте тему урока.

Столик (стол), пенёк (пен), лётчик (лёт).

- Нулевые окончания.

Дети объясняют.

- Состоят из корня и части после корня.

Ответы и предположения детей.

- Суффикс.

V.Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр.164 (с.89).

- Прочитайте стихотворение. (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения).

- Как называется часть слова, которая стоит после корня?

Упр.165 (с.89).

- Прочитайте группы слов.

- Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и

чем отличаются?

- С помощью какой части слова образованы новые слова?

-Выполните письменные задания к упражнению.

- Прочитайте ниже сведения о языке. Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

Дети читают стихотворения.

Суффикс.

Учащиеся читают.

Сравнивают.

- С помощью суффикса.

Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.

 - Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

VI.Физкультминутка.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо. Влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

Дети повторяют движения за учителем.

VII.Продолжение работы по теме урока. 1.Работа по учебнику.

2. Шарады.

Упр. 166 (с.90).

- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

- Выполните задания.

- Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы.

- Какие ещё слова в тексте имеют суффикс –ск-?

- А как называют жителей нашего города (села)?

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

- Приведите примеры.

Упр. 167 (с.90).

Самостоятельное выполнение. Проверка.

- Корень мой находится в цене.

  В очерке найдите приставку мне.

  Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

  Вся же в дневнике я и в журнале.

- Корень – с дорогой роднится,

  В сборе приставка таится,

  Суффикс как в слове дневник.

  Целым же – в космос проник.

Учащиеся прочитали текст. – В тексте говорится о Твери.

Выполняют задания.

- Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).

Русский, конских.

Дети думают и отвечают.

Читают.

- Надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

- Оценка.

- Спутник.

VIII. Рефлексия.

(Работа в парах).

- Прочитайте слова.

- Разделите их на две группы.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Оцените свою работу на уроке.

- Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

- 1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород).

- В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок.

- Приставка-значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова. Служит для образования новых слов.

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Мы узнали о суффиксе и узнали для чего он служит.

Домашнее задание.

- Запишите десять слов с суффиксами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока. Тема урока: Закрепление пройденного материала. Квадрат.

Цель: закрепиь знание о квадрате, как о частном случае прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они мог...

Конспект урока. Тема урока: Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот) 2 класс

Планируемые результаты:личностные: активизировать наблюдательность детей, развивать глазомер, образное мышление.метапредметные: создавать атмосферу для проникновения учащихся в сущность предметного ми...

Конспект урока. Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин.»

Цель: Познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Правописание частицы не с глаголом

Урок составлен для учащиxся  4 класса по программе УМК "Начальная школа 21 века"...