учебного предмета «Русский язык»
рабочая программа по русскому языку
Предварительный просмотр:
Разработчик рабочей программы
учебного предмета «Русский язык»:
Хасарокова Марина Адильгериевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Муравленко, 2021
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка.
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 1 класс.
1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.2. Содержание учебного предмета.
1.3. Тематическое планирование.
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс.
2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.2. Содержание учебного предмета.
2.3. Тематическое планирование.
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс.
3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3.2. Содержание учебного предмета.
3.3. Тематическое планирование.
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс.
4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
4.2. Содержание учебного предмета.
4.3. Тематическое планирование.
- Приложение. Поурочное планирование по учебному предмету «Русский язык».
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является локальным нормативным документом и адресована обучающимся МБОУ «Школа № 5».Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5», с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса по начальному общему образованию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 5», утвержденного приказом от 28.08.2020 № 294.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адресована обучающимся1-4 классов МБОУ «Школа № 5», где так же обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ (вариант 7.2 и вариант 5.1) получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ (вариант 7.2) процесс обучения организуется с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися: "пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи учителя, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
Для обучающихся с ТНР предусматривается получение образования, сопоставимого по конечным достижениям с образованием сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Предусмотрено логопедическое сопровождение учащегося, согласованная работа учителя с логопедом с учётом особых образовательных потребностей этого ребёнка.
Общими целями начального общего образования учебного предмета «Русский язык» являются:
- познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты - повествования небольшого объёма;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебный предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Характерными особенностями содержания русского языка являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Для повышения образовательных результатов, усвоения материала без пробелов, роста интереса к изучению математики в урочной и внеурочной деятельности используются возможности образовательной онлайн – платформы «Учи.ру».
*Распределение часов по разделам и темам проведено учителем самостоятельно, так как авторская программа Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. учебного предмета «Русский язык» не предусматривает чёткого деления на разделы и темы. Авторы программы предполагают интеграцию, взаимопроникновение тем изученных тем во вновь изучаемые. В тематическое планирование включён национально – региональный компонент (10-15%), в содержание урока интегрируется материал по предпрофильному воспитанию и обучению (на основе школьной программы «Ступени»);уроки развития речи, словарные диктанты (1 раз в месяц).
*Учитель начальных классов вправе носить изменения и дополнения в рабочую программу в течение учебного года на основании приказа по образовательной организации в связи с отменой или переносом учебных занятий (по метеоусловиям, карантинным мероприятиям прочим причинам) в соответствии с Листами корректировки рабочей программы).
Основными видами и формамиобучающихся по русскому языку являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: контрольные и проверочные работы (диктанты, списывания, комбинированные и тестовые работы), словарные диктанты. Основные виды контроля предметных знаний и умений – текущий и итоговый. Текущая проверка проводится систематически (домашние задания, мини-проекты, презентации, тестирования, устные и письменные проверочные работы и т.д.), итоговая – по результатам изученных разделов и тем учебного предмета, в процессе четвертной и итоговой аттестации. С целью проверки освоения предметных знаний и умений и формирования универсальных учебных действий, организации своевременной индивидуальной коррекционной работы, даются задания в рамках самостоятельной работы (тесты, комплексные задания и т.д.), которые включены в содержание урока. Контрольные работы разработаны в соответствии с требованиями к освоению планируемых результатов обучения по учебному предмету «Русский язык».
Для проверки уровня сформированности предметных знаний и умений обучающихся спланировано проведение 1 контрольной работы для обучающихся 1 классов, 12 контрольных работ в учебном году для обучающихся 2 - 4 классов (включая административные контрольные работы). Результаты развития метапредметных универсальных учебных действий изучается в процессе мониторинговых замеров, диагностических, проектных и комплексных работ. Возможно участие в диагностических процедурах в рамках внешней экспертизы. Результаты фиксируются в Портфолио обучающихся в листах достижений. Метапредметные и личностные результаты не влияют на итоговую оценку по русскому языку.
Выполнение практической части учебного предмета представлены в следующей таблице:
1 класс
Четверть | Мониторинг образовательных достижений | Административные контрольные работы | Развитие речи | Словарные диктанты |
I четверть | ||||
II четверть | ||||
III четверть | 5 | 3 | ||
IV четверть | 1 | 1 | 4 | 2 |
Всего за год | 2 | 9 | 5 |
2 класс
Четверть | Контрольные работы | Административные контрольные работы (контрольный диктант с грамматическим заданием) | Развитие речи | Словарные диктанты |
I четверть | 2 | 1 | 4 | 2 |
II четверть | 2 | 1 | 4 | 2 |
III четверть | 3 | 5 | 3 | |
IV четверть | 2 | 1 | 4 | 2 |
Всего за год | 12 | 17 | 9 |
3 класс
Четверть | Контрольные работы | Административные контрольные работы (контрольный диктант с грамматическим заданием) | Развитие речи | Словарные диктанты |
I четверть | 2 | 1 | 4 | 2 |
II четверть | 2 | 1 | 4 | 2 |
III четверть | 3 | 5 | 3 | |
IV четверть | 2 | 1 | 3 + 1 контрольное изложение | 2 |
Всего за год | 12 | 17 | 9 |
4 класс
Четверть | Контрольные работы | Административные контрольные работы (контрольный диктант с грамматическим заданием, ВПР) | Развитие речи | Словарные диктанты |
I четверть | 2 | 1 | 4 | 2 |
II четверть | 2 | 1 | 3 + 1 контрольное изложение | 2 |
III четверть | 3 | 5 | 3 | |
IV четверть | 2 | 1 (ВПР) | 3 + 1 контрольное изложение | 2 |
Всего за год | 12 | 17 | 9 |
Рабочая программа реализует основные идеи учебно – методического комплекта «Школа 21 век»:
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. 1 класс. В 2 ч. - Вентана-Граф.
- Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи. . 1 класс. В 3-х частях. – Вентана-Граф.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И./ Под ред. Журовой Л.Е. и Иванова С. В. Русский язык. 1 класс – Вентана-Граф.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./ Под ред. Иванова С.В. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. – Вентана-Граф.
- Кузнецова М.И. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пишем грамотно 2 класс. Ч.1,2 – Вентана-Граф.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. – Вентана-Граф.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Н.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. – Вентана-Граф.
- Кузнецова М.И. Русский язык . Рабочая тетрадь. Пишем грамотно. Ч.1,2. – Вентана-Граф.
Сроки реализации программы учебного предмета «Русский язык»: 4 года.
Согласно учебному плану МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Русский язык» выделяется:
1 класс - 132 часа (33 учебные недели, 4 недельных часа)
2 класс - 136 часов (34 учебные недели, 4 недельных часа)
3 класс - 136 часов (34 учебные недели, 4 недельных часа)
4 класс – 136 часов (34 учебные недели, 4 недельных часа)
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 1 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.
Ученик научится различать, сравнивать:
- из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги;
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
- переносить слова;
-писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
-правильно писать словарные слова, определенные программой;
-ставить точку в конце предложения;
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов;
-осознавать цели и ситуации устного общения;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
-различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
-задавать вопросы к словам;
-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
- Содержание учебного предмета:
Обучение грамоте
Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.
Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слова и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.
Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они находятся, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твердый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т.д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – все это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.
Основой построения курса грамоте является учет возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому по замыслу авторов все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.
Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия («Букварь», ч.1) *. После завершения этого периода начинается отработка механизма чтения («Букварь», ч.2, а затем «Литературное чтение»). Пропедевтика лингвистического образования и речевого развития первоклассников продолжается в курсе «Русский язык».
В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены содержательные линии: «Система языка» (Разделы «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова (морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Содержание раздела |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. |
Графика | Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | |
Орфоэпия | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | |
Состав слова (морфемика) | Знакомство с понятием «родственные (однокоренные) слова». | |
Лексика | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. | |
Морфология | Части речи. Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. | |
Синтаксис | Различение предложения, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | |
Орфография и пунктуация | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением; - сочетания чк, чн, щн; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - разделительные ъ и ь; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. | |
Развитие речи | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. |
- Тематическое планирование
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Количество часов |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | 42 |
Графика | 18 | |
Орфоэпия | ||
Состав слова (морфемика) | 2 | |
Лексика | ||
Морфология | 24 | |
Синтаксис | 10 | |
Орфография и пунктуация | 20 | |
Развитие речи | 16 | |
ИТОГО | 132 часа |
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты освоения программы по русскому языку во 2 классе:
Ученик научится различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
-изменяемые и неизменяемые слова;
-формы слова и однокоренные слова;
-однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
-предложения по цели высказывания;
-предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
-в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
-лексическое значение слова в толковом словаре;
-основную мысль текста;
-решать учебные и практические задачи:
-делить слова на слоги;
-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
-подбирать однокоренные слова;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
-исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
-применять правила правописания:
-перенос слов;
-проверяемые безударные гласные в корнях слов;
-парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
-непроизносимые согласные;
-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
-разделительные твердый и мягкий знаки;
-правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
-раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
-устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
-определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
-различать однозначные и многозначные слова;
-наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
-применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
-применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
-определять по предложенным заголовкам содержание текста;
-составлять план текста;
-определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
- Содержание учебного предмета:
В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены содержательные линии: «Система языка» (Разделы «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова ( морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Содержание раздела |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. |
Графика | Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | |
Орфоэпия | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | |
Состав слова (морфемика) | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | |
Лексика | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | |
Морфология | Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи. | |
Синтаксис | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | |
Орфография и пунктуация | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением; - сочетания чк, чн, щн; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - буквы е и ив суффиксах существительных еки ик; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. | |
Развитие речи | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование). Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов. Алгоритм написания изложения. |
- Тематическое планирование
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Количество часов |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | 10 |
Графика | 10 | |
Орфоэпия | ||
Состав слова (морфемика) | 19 | |
Лексика | 22 | |
Морфология | ||
Синтаксис | 6 | |
Орфография и пунктуация | 52 | |
Развитие речи | 17 | |
ИТОГО | 136 часов |
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-эмоциональность; умение осознавать свои эмоции;
-сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- вычитывать различные виды текстовой информации;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.
Ученик научитсяразличать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
-виды предложений по цели высказывания и интонации;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
-собственные имена существительные;
-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
-решать учебные и практические задачи;
-определять род изменяемых имен существительных;
-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-составлять план собственного и предложенного текс та;
-определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
-составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
-приставки, оканчивающиеся на з, с;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
-буквы и, ы после ц в различных частях слов;
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
-проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
-устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
-склонять личные местоимения;
-различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
-находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
-самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
-разбирать по членам простое двусоставное предложение;
-применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
-применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
-применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
-писать подробные изложения;
-создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
- Содержание учебного предмета:
В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены содержательные линии: «Система языка» (Разделы «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова ( морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Содержание раздела |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. |
Графика | Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | |
Орфоэпия | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | |
Состав слова (морфемика) | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Сложные слова. | |
Лексика | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | |
Морфология | Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам. Местоимение. Признаки, значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи. | |
Синтаксис | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение второстепенных членов предложения — определения, дополнения. | |
Орфография и пунктуация | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением; - сочетания чк, чн, щн; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - соединительные буквы ои е в сложных словах; - буквы ои е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных; - двойные согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь); - буквы е и ив суффиксах существительных еки ик; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. | |
Развитие речи | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование). Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения. Алгоритм написания изложения. |
3.3. Тематическое планирование
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Количество часов |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | 3 |
Графика | ||
Орфоэпия | ||
Состав слова (морфемика) | 4 | |
Лексика | ||
Морфология | 40 | |
Синтаксис | 18 | |
Орфография и пунктуация | 54 | |
Развитие речи | 17 | |
ИТОГО |
|
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать различные виды текстовой информации;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 4 классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
-слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
-начальную форму глагола;
-глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
-глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
-решать учебные и практические задачи
-определять спряжение глагола;
-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
-разбирать по членам простое двусоставное предложение;
-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-применять правила правописания
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
-не с глаголами;
-мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
-мягкий знак в глаголах в сочетании – ться;
-безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
-проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного,
-глагола и наречия;
-проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
-определять вид глагола;
-находить наречие и имя числительное в тексте;
-применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
-применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
-применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
-применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
-применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
-применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в следующих письменных работах;
-применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
-письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
-собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
4.2. Содержание учебного предмета:
В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены содержательные линии: «Система языка» (Разделы «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова ( морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Содержание раздела |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги. |
Графика | Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | |
Орфоэпия | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | |
Состав слова (морфемика) | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Сложные слова. | |
Лексика | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | |
Морфология | Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3- го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи. Наречие. Частица. Частица не, её значение. | |
Синтаксис | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзамии, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Различение второстепенных членов предложения — определения, дополнения. | |
Орфография и пунктуация | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; - сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; - разделительные ъ и ь; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); -соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход) - е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка). - безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); - безударные падежные окончания имён прилагательных; - раздельное написание предлогов с именами существительными; - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь); - мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; - безударные личные окончания глаголов; - раздельное написание предлогов с другими словами; - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки; - знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; - запятая при обращении в предложениях; - запятая между частями в сложном предложении. | |
Развитие речи | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование). Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение - описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения. |
4.3. Тематическое планирование
Основные содержательные линии ФГОС НОО | Разделы | Количество часов |
Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) | Фонетика | 1 |
Графика | ||
Орфоэпия | ||
Состав слова (морфемика) | 1 | |
Лексика | ||
Морфология | 44 | |
Синтаксис | 21 | |
Орфография и пунктуация | 52 | |
Развитие речи | 17 | |
ИТОГО |
|
*В связи с организацией учебной деятельности и прохождения программного материала в 4 четверти 2019 – 2020 учебного года в электронной форме с использованием дистанционных образовательных технологий в разделы «Морфология», «Орфография и пунктуация» включён материал на повторение и закрепление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...
Календарно-тематическое планирование 4 класс по учебному предмету «Русский язык» 4 часа в неделю, 136 часа Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Календарно-тематическое планирование4 класс по учебному предмету «Русский язык»4 часа в неделю, 136 часаУчебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горе...