«Род имени существительного».
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

- освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора;

- развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля;

-  становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по ФГОС.

Тема урока: «Род имени существительного».

Учитель:  Галаова Мадина Геннадьевна

Педагогические цели

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (предметные)

 - освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора;

- развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля;

-  становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления.

Педагогические задачи

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством

Личностные результаты УДД

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

УУД (метапредметные)

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Грамматические имена существительных. Родовые окончания в единственном и множественном числах

Педагогические технологии

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения.

Оборудование урока

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, мультимедиапроектор, интерактивная доска, экран, карточки.

ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цели:

-осуществить осознанный переход  обучающихся  в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности   включения в учебную деятельность.

1.Организационный момент.

Доброго дня, ребята.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться!

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

Записывают число в тетрадях.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний и мотивация.

Цели:

-актуализировать изученные способы действий,

-тренировать мыслительные операции;

- Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи это стихотворение?

Давайте поиграем в игру «Да-Нет»

- Имя существительное обозначает предмет? (Да!)

- Отвечает на вопросы: что делает, что сделает? (Нет)

- Имя существительное может быть одушевленным и неодушевленным? (Да)

- Имя существительное может быть собственным и нарицательным? (Да)

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

- Ребята, у вас на партах есть карточки, на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

С какой буквы начинаются все слова?  

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

Указывает объект наблюдения.
 

Выполняют упражнение, принимают участие в поиске мотивации

Регулятивные:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

- развитие познавательных интересов учебных мотивов

3.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Запишите под диктовку.

Река, Владикавказ, солнце, пирогживотное, мыши, Терек, площадь, Алан.

2. На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные)

3. Какое слово здесь лишнее?

- Сегодня, ребята, мы откроем еще один секрет имени существительного.

- Ребята, эти слова можно будет разделить на 3 группы. А на какие -  сегодня узнаем.

Организует диалог с обучающимися, которые выполняют письменные задания.

Обратить внимание на название города Владикавказ,реку Терек имя Алан.

На основе наводящих учителем вопросов формулируют тему и цели урока

Поиск вариантов получения знания по теме урока

4.

«Открытие» детьми нового знания

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

Какая стоит перед нами первая задача? - Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

«Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: «Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова - помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике)

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали?

Вывод: Это разные слова, однокоренные.

По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак.

Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода.

-Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите  слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного.

Алгоритм

1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы  КТО? ЧТО?)

2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

3) Определю род.

Проверка. Вывод.

-Какую задачу на уроке мы решали?

Справились с ней?

Физминутка

 

Организует  диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу. 

Называют, объясняют, сравнивают, обсуждают, записывают в тетрадь определение слова «род», дополняют своими словами,  делают выводы.

(Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

 - знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения и коммуникации.

Проводят самостоятельное исследование в поиске решения задачи, поставленной учителем

5

Первичное закрепление

Цель:

-выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку,

-осуществить ситуацию успеха

Работа по учебнику с.25, упражнение 39.

-Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

- Обратимся к учебнику стр.26. «Обратите внимание». Прочитали.

 Работа у доски по эталону.

Работа на доске.

- Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.

(Ребята выходят и по очереди записывают слова к нужному роду)

-Давайте проверим ещё раз сделанную работу. Все слова стоят под «нужным» родом.

Организует работу.

Работа в парах.

Производят предварительную оценку работы.

Записывают слова.

Коммуникативные:

 владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

- Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию?

1 уровень: напишите существительные в три столбика.

Лиса, снег, змея, облако, салат, молоко, мох, земля, тополь, конфета, синица, жара, зарево.

2 уровень: выпиши одушевленные имена существительные, определи их род.

Бабочка, девочка, машина.

Кукла, лётчик, теремок.

Корова, лось, соловей.

3 уровень: найди в тексте имена существительные, подчеркни их одной чертой, укажи род.

Разноцветным огнём

На дворах и домах

И от солнца блестит

Снег лежит полотном.

Задает вопросы 

Учащиеся  отвечают на вопросы

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

7.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками  собственной учебной деятельности на уроке

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображениями предметов, сейчас вам нужно определить, к какому роду они относятся.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

  Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на последующие уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

8.

Домашнее задание.

Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматическ...