Технологическая карта урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Елена Александровна Хлызова

Урок изучение нового материалла и первичное закрепление знаний .2 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта .

Предмет

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

2

Тип урока

урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.                                                                                                                                          

Тема

«Единственное  и  множественное  число  имён  существительных.  Имена  существительные,  неизменяемые  по  числам».                                                                                                                                      

Цель

формировать  умения  употреблять  в  речи  формы  единственного  и  множественного  числа,  определять  число  имён  существительных, дать  понятие  об  именах  существительных,  не  изменяющихся  по  числам,  развивать  творческие  способности, воспитывать  любовь  к  Родине,  интерес  к  истории  своего  народа.                                                                                                            

Планируемый результат

Предметные умения

учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных по числам; использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам;

 Личностные УУД: умение  осознавать  роль  языка  и  речи  в  жизни  людей

Регулятивные УУД: умение  определять  и  формулировать  цель  деятельности  на  уроке  с  помощью  учителя.                                                                                                                                                                      

 Познавательные УУД: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    

  Коммуникативные УУД: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Учебник: Русский  язык.  2  класс: учебник  для  общеобразовательных  учреждений / В. П. Канакина,            В. Г. Горецкий,  сигнальные  карточки,  карточки  с  текстом  для  индивидуальной  работы,  мультимедиа  проектор,  компьютер.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

:

Личностные:  самоопределение.  Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками.

Приветствие,  проверка  подготовленности  к  учебному  занятию,  организация  внимания  детей.                                                   Я  рада  всех  вас  видеть. Давайте  улыбнёмся  друг  другу, пожелаем  успеха в  работе.                    Вспомним  наш  девиз:                 Вместе  не  трудно,                         Вместе  не  тесно,                          Вместе  легко  и  всегда  интересно!                                     Правила  посадки.                       Гимнастика  для  пальчиков.                  Солнце  стало  пригревать,                     Стали  капельки  стучать,                          Капля  раз,  капля  два,                   Капли  медленно  сперва,                                 А  потом  быстрей,  быстрей                    Побежали  ручейки,                            Их  попробуй,  догони!                              Чтение  и  запись  числа.

Подготовка  класса  к  работе,  настрой  на  доброжелательное  сотрудничество.  Создание  комфортной  обстановки.

Актуализация опорных знаний

Предметные:   создание  условий  для  активной  работы  учеников  при  изучении  нового  материала. Регулятивные: осознание  учащимися  того, что  уже  освоено, осознание  уровня  усвоения. Коммуникативные: умение  точно  и  полно  выражать свои  мысли.

Актуализирует  учебное  содержание, необходимое  и  достаточное  для  восприятия  нового  материала. Создаёт  условия  для  активной  деятельности  учащихся  на  уроке  при  изучении  нового  материала.          Словарная  работа (СЛАЙД 2) Прочитайте  слова  на экране:                         …зык,  Р…ссия, н…род,  род…на, М…сква,  к…никулы.                         – Что общего  у  этих  слов?  Почему  мы называем  их  словарными?                               Запишем  их  в  тетрадь, вставив  пропущенную  букву.      Посмотрите  на экран  и  проверьте  свою  работу. (СЛАЙД 3).                                      Что посоветуем  тем ученикам, кто допустил ошибки в словарных словах?                                            Какой  частью  речи  являются  все  слова?  Что  такое  имя существительное?  Назовите  собственные  имена  существительные?  Какое  слово  лишнее? Что  вы знаете о числе имён существительных?

Отвечают  на  вопросы. Записывают   словарные  слова  в  тетрадь.  Сравнивают  с  эталоном. Самооценка.

Постановка учебной

проблемы

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы.

Создание  проблемной ситуации.                                       Назовите, в каком  числе  стоят данные  имена  существительные? Измените число у выделенных  слов. (СЛАЙД 4).                                Язык – языки,                                      народ – народы,                               Москва -?                                         каникулы - ?                                          Что заметили? Встречаются ли ещё в русском языке  такие слова? Давайте проверим.                  Определите, в каком числе стоит слово «молоко»? Можно изменить число? Значит, что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?                    Аналогично со словом «брюки». Как думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?

Отвечают  на  вопросы. В ходе  работы  выясняют, что не все существительные  изменяются по числам.               Слово «молоко» обозначает вещество, его мы не можем посчитать  как другие предметы   (яблоко, стол, книга и т. д.) Значит это существительное не изменяется по числам.                           Тема урока: «Имена существительные, которые не изменяются по числам».                        Цели урока: узнать какие имена существительные не изменяются по числам, научиться находить имена существительные, не изменяемые по числам.                  (СЛАЙД 5-6)

Открытие нового знания

Регулятивные: работать по плану, отличать верно выполненное задание, от неверного, осуществлять самоконтроль. Познавательные: овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Кто знает, какой праздник отмечает русский народ в конце зимы?  Масленица - великий праздник на Руси. Народ её отмечал шутками, играми, плясками и обязательно с блинами. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму. Люди катались на лошадях « по солнышку» - то есть по часовой стрелке вокруг деревни. (СЛАЙД 7).               Мужчины в этот день устраивали игру «Взятие снежного городка».  (СЛАЙД 8).  Сегодня в гости к нам на урок пришла главная героиня этого праздника – Масленица. (СЛАЙД 9).        К нам сюда скорее просим, Подходи, честной  народ. Веселиться  начинайте.                   Всех нас ярмарка зовёт! Подходите, граждане,                    Угодим каждому!                        Раздадим мы вам предметы, Определите их приметы,-               Коль предмет всего один – его  в сани поместим.                                      А коль в количестве большом – На прилавок отнесём.                    Задание 1.                                         Слова в ед. ч. кладём в сани. Слова во мн. ч. на прилавок.  Работа в парах.                        Вспомним правила работы в паре.  Задание 2.                                 Выпишите сначала имена существительные, которые употребляются только в ед. ч., затем только во мн. ч.              Проверка (СЛАЙД 10).                    Какой мы можем сделать вывод? Проверим наше предположение по учебнику стр.64.

Масленица. Проводы русской зимы. Дети выполняют задание: по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука, соль, санки, брюки, торты, банты, картина, книга, грибы, сахар, ножницы, стол, конфеты, пирог, игрушки, шашки, молоко).             Остальные  ученики оценивают ответ одноклассников с помощью сигнальных карточек. Дети вспоминают правила работы в паре:                                   1. Будь вежлив. Помни, мы делаем общее дело.                          2. Чётко высказывай своё мнение.                    3. Умей слушать других.                                4. Не смейся над чужими ошибками.

Применение нового

 знания

Работа с текстом. (Приложение 1) В каком предложении выражена главная мысль текста?                          Как вы понимаете выражения: «Без блинов нет Масленицы», «Блин хорош  не один». Выпишите предложение, в котором встречаются не изменяемые имена существительные, подчеркните эти слова, напишите над ними в форме какого числа они употребляются.                              Найдите в тексте однокоренные слова, спишите, выделите корень.

Выполняют задание

Рефлексия учебной

 деятельности

Личностные: рефлексивность, любознательность. Регулятивные: оценка, самооценка.

(СЛАЙД 11)                                       Тема:                                                 Знал:                                                  Узнал:                                      Продолжите высказывание.  Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме единственного числа. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме  множественного числа.                                        (СЛАЙД12)                                Предлагаю вам закончить предложения:                                      На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за то …                                              После урока мне захотелось…

Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. Дополняют высказывания. Приводят примеры существительных, не изменяемых по числам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...