Конспект урока русского языка на тему: «Существительные третьего склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гермоний Дарья Эдуардовна

Конспект урока Русского языка

На тему: «Существительные третьего склонения»

Технологическая карта

Класс:             3                                                                         

Авторы УМК:   Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.          

Тема урока: « Существительные третьего склонения»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока.

Деятельностная цель: научить детей распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам.

Содержательная цель: учащиеся научатся распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам.

Ресурсы : Чуракова Н.А «Учебник русского языка» 3 класс, Рабочая тетрадь

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Русского языка

На тему: «Существительные третьего склонения»

Технологическая карта

Класс:             3                                                                        

Авторы УМК:   Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.           

Тема урока: « Существительные третьего склонения»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока.

Деятельностная цель: научить детей распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам.

Содержательная цель: учащиеся научатся распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам.

Ресурсы : Чуракова Н.А «Учебник русского языка» 3 класс, Рабочая тетрадь

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

  • формировать умения различать падежи имен существительных I, II, III склонения;
  • совершенствовать умения изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
  • проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию.

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • научиться осознавать свои возможности в учении;
  • адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 

Цель: проверить готовность к уроку

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Эдуардовна. Сегодня  я  проведу у вас урок математики.

Проверяет  готовность обучающихся  к уроку

Проверяют своё рабочее место

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

 - Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу.

Я хочу пожелать вам успеха. Вы – талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много знаете и умеете. Но для этого нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. И все у нас … Получится!

Напоминаем правила поведения на уроке:

  • Глаза смотрят и видят;
  • уши слушают и слышат;
  • сначала думаю, а потом говорю;
  • помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других.

Создает эмоциональный настрой на работу

Напоминает правила поведения на уроке

Слушают учителя

Настраиваются а работу

Повторяют правила поведения уроке

Чистописание 

Цель:обеспечение готовности учащихся к включению в обучающую

деятельность, повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания»

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске.

Минутка чистописания

-А начинаем мы нашу работу с чистописания. Определите буквы, которые будем писать на минутке чистописания.

-Она находится в словах малина и месяц. Обозначает согласный твердый, мягкий звук. Назовите эту букву. (м) 

Что объединяет эти слова? (имена существительные)

- А теперь ровным, аккуратным, каллиграфическим подчерком пропишем одну рабочую строку строчную букву «м».

Организует постановку цели данного этапа урока

Формулирует задание

Выдвигают гипотезы

Выполняют задание в тетради

Словарная работа

- Запишите слово «месяц». Определить падеж, род, склонение. (Им.п., муж.р., 2 скл.)

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Выполняют задание в тетради

Актуализация  знаний 

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

Целеполагание

Цель: формулирование  темы и задач урока

На доске записаны слова: дом, весна, мерка, ночь, почка, дочь, дочка, моль, лицо.

- В чем их различие, на какие три  группы их можно разделить? (на 1,2,3 склонения)

-Что называется склонением?

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

- Какие же существительные относятся к первому склонению? Приведите примеры. (весна, мерка, почка, дочка)

- Какие существительные относятся ко второму склонению?  Приведите   примеры. (дом, лицо)

Кто догадался, какая тема нашего урока? Существительные III склонения. )

- Определите цель нашего урока, чему мы будем учиться на уроке.

(Мы будем учиться находить  существительные третьего склонения, отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам).

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.

Слушают, отвечают на вопросы

«Открытие» учащимися нового знания

Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог

Первичная проверка понимания

Физминутка

Продолжение работы по теме урока (стр.126)

- Откройте учебник на 125 странице.

 

 - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

 -  Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.

 - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

 - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.

 - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

 - Правильно  ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?

( Миша неправильно понял устойчивое выражение).

- А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю.)

 - К какому словарю  нужно обратиться?

(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф. )

-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 . Давайте прочитаем.

Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.

- А что же такое Аршин?

Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет

двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил».

 - Вы можете помочь Мише ответить на  вопросы волшебницы?

- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы? (Да)

- Какого они рода? (лошадь- ж.р., медведь- м.р.)

- Какие у них окончания в начальной форме? (Нулевое окончание)

- К какому склонению относится слово медведь? (II cкл.)

- А существительное лошадь? (III cкл.)

- А в чем особенность сущ. III cкл.? ( принадлежность к ж.р. и  ь)

- Давайте найдем этому подтверждение и прочитаем сообщение на плакате Летучей Мыши про себя.

  - Так какие существительные относятся к  III склонению? (существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме)

Игра «Кто быстрее и мудрее»

Ребята, давайте проведем небольшую игру. Я называю существительные, если они 1 склонения –хлопаем в ладоши,   если 2 склонения –приседаем, если 3 склонения – подпрыгиваем

Душа -1 

Взгляд- 2   

Ночь - 3      

Слово – 2

Степь - 3

Дружба -  1

Дочь - 3

Друг – 2

Ель - 3

Небо – 2

Улыбка – 1

Настроение -   2        

Молодцы !   

Выполним упражнения  №117 с. 126.

 ( Коллективно разбираем задание, затем учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

-С каким словарем предстоит работать?

 (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли  условное обозначение «Я – А».)

Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.

 - Какие существительные третьего склонения вы нашли?

 -  Значение всех ли слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.)

Объясняется значение слова: выпь.

Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель.

- Это упражнение поможет выполнить подсказка летучей мыши.

 Дети читают плакат Летучей Мыши на стр 127

 Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание – и1

Сейчас мы в этом убедимся, просклоняем любые три из них в ед. числе, выделите окончания в каждом падеже.

И.п.  Жизнь, степь, дверь

Р.п. Жизни, степи, двери

Д. п.  Жизни, степи, двери

В.п. жизнь, степь, дверь

Т.п. Жизнью, степью, дверью

П.п. о жизни, о степи, о двери

- В каких падежах  сущ-е имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)?

Закрасьте окончание –и жёлтым карандашом

Чтение учителем вопросов в учебнике.

Работа со словарём устойчивых выражений.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Организует физминутку

Организует поисковую работу обучающихся         (постановка цели и план действий)

Организует самостоятельную работу со словарем

Работают по учебнику

Ученик читает громко!

..ученик продолжает

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения

Находят и выписывают слова

Отвечают на вопросы

Рефлексия деятельности  (итог урока)(5 мин)

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность.

– Над какой темой сегодня работали на уроке?

-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.)

-А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в  написании падежных окончаниях имен существительных.)

Как оцениваете свою работу?

- я узнал…

-у меня получилось…

-мне захотелось...

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности общающихся на уроке

Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У меня всё получится».

Слайд 2

Двадцать четвертое ноября Классная работа м

Слайд 3

Дом, весна, мерка, ночь, почка, дочь, дочка, моль, лицо

Слайд 4

Дом, весна , мерка , ночь, почка , дочь, дочка , моль, лицо

Слайд 5

Дом , весна , мерка , ночь, почка , дочь, дочка , моль, лицо

Слайд 6

«Существительные третьего склонения»

Слайд 7

1 склонение- хлопаем в ладоши 2 склонение – приседаем 3 склонение - прыжок

Слайд 8

Оцениваю себя сам Я доволен своей работой. У меня всё получилось. Я старался, но не всё получилось. Были затруднения, но я справился. Я недоволен своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок : Русский язык. Тема: "3-е склонение имён существительных".

Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существител...

Конспект урока русского языка. Тема: «Имя существительное» 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе  УМК "Школа России" будет интересен практикующии учителям начальных классов и студентам педагогических вузов. Урок обобщения знаний об имени существительн...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное» 3 класс УМК "Школа XXI века"

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное»....