Безударные падежные окончания имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лаврова Татьяна Геннадьевна

Урок в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_lavrovoy_t.g.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

( Программа «Начальная школа 21 века»)

Цель: обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

1.Образовательные: закрепление  навыка  правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных,  обогащение словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивающие: развитие  устной  речи  учащихся; совершенствование культуры  речи детей; развитие  орфографической зоркости ; расширение кругозора  младших школьников; развитие  психических процессов, аналитического  мышления, умения  делать выводы.

3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности; воспитание умения работать в коллективе; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник «Русский язык « 4 класс Н.Ф. Виноградова, тетрадь с печатной основой, мультимедийная доска, карточки с названиями падежей, карточки с заданием для работы в группе, запись мелодии А. Вивальди «Времена года. Весна», иллюстрации (бабочка-лимонница, плес), толковый словарь.

План урока:

  1. Оргмомент                           Положительный эмоциональный  настрой

                                                учащихся.

      2.Сообщение темы, целей        

      3.Актуализация знаний            Обобщение знаний учащихся об имени  

      учащихся                                    прилагательном

      4.Чистописание                          

      5.Работа над правописанием    Создание проблемной ситуации, отраба-

    окончаний имен  прил-ых .       тывается умение детей писать окончания

                                                        имен прилагательных

    Работа в группах.                    Правильное употребление имен прила-

                                                       гательных , умение работать в группе.

    6.Словарная работа                Знакомство с лексическим значением

                                                       и правописанием слов магазин, библиотека,

                                                       здесь.

    7. Работа в тетрадях с              

    печатной основой .

     Работа в парах со сме-        Отработка методов взаимопроверки

    ной состава.  

    8. Работа с учебником             Умение определять падеж имени прила-

                                                       гательного, устанавливать связь прилагатель-

                                                       ного с именем существительным, умение

                                                       ставить вопросы и правильно писать

                                                       окончания имен прилагательных

     9. Работа по карточкам          Знакомство с лексическим значением слов

                                                       лимонница, плес

   10. Итог урока. Рефлексия            

   11. Домашнее задание                    Самостоятельное закрепление  умения

                                                        составлять предложения с заданными

                                                        словами и правильно писать окончания

                                                        имен прилагательных

Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Я желаю вам плодотворно потрудиться на уроке.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?

-Прочитайте об этом в толковом словаре.

-Какими качествами должен обладать исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение)

-Исследователь в первую очередь должен уметь красиво мыслить, т.к.

« Красив тот, кто красиво мыслит»(на доске)

-А пойдем мы с вами через трудности, потому что:

«Ищешь трудность-находишь мудрость»-это девиз нашего урока.

2.Сообщение темы, цели урока.

-Откройте учебник на странице 105.

-Прочитайте тему урока.

-Какую цель перед собой ставим? (учиться писать безударные падежные окончания имен прилагательных).

3.Актуализация знаний.

-Я предлагаю вам послушать музыку композитора Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Прослушивание музыки.

-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании музыки?

-Какое настроение?  (радостное,  весеннее, солнечное)

-А к какой части речи относятся все слова, которые характеризуют это настроение? ( имя прилагательное).

-Что вы знаете об имени прилагательном? (это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы  какой?  какая? какое? какие? чей? чей? чья? чье? чьи?, в предложении чаще всего бывает определением, но может быть сказуемым, подчеркивается волнистой линией, связано с существительным, изменяется по родам, числам и падежам, окончания прилагательных можно определить по вопросу).

Ответы детей сопровождаются открытием на доске соответствующих пунктов.

4. Чистописание.

-Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.

-Прочитайте сочетания букв на доске.

ая, яя, ий, ый, ой, ее, ие, ые

-Что они вам напоминают? (окончания прилагательных  ж.р., м.р., ср.р.).

-Ребята из первой группы, запишите окончания ж.р., из второй группы-окончания м.р., из третьей-ср.р., из четвертой-окончания прилагательных  множественного числа.

5.Работа над правописанием окончаний имен прилагательных. Работа в группах.

-Прочитайте стихотворение (на экране)

«Здравствуй, солнце …..!

Здравствуй, небо …..!

Здравствуй, ….. ветерок!

Здравствуй, ….. дружок!

Мы живем в родном краю,

Я вас всех приветствую!

-Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

-Вставьте в стихотворение пропущенные прилагательные.

Выслушиваются варианты каждой группы.

-А теперь послушайте авторский вариант. ( золотое, голубое, теплый, миленький)

-Какое словарное слово встретилось в стихотворении?  (здравствуй)

-Какие еще знакомые орфограммы есть в этом стихотворении?

(непроизносимые согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова)

-А какие все предложения по интонации? ( восклицательные)

Запишите наиболее понравившийся вариант этого стихотворения в тетрадь.

6. Словарная работа.

-Стихотворение, которое вы сейчас читали, я прочитала в одной из книг.

-Ребята, а где можно взять книги? ( в библиотеке)

-Что такое библиотека?

-Прочитаем об этом в учебнике.

Один из учащихся читает вслух.

-Это словарное слово, запишите его в тетрадь.

-А где еще можно взять книги? (купить в магазине)

-Как называется такой магазин? (книжный)

-Запишите это слово.

-А где еще? (здесь, в классе)

Учитель обращает внимание детей на выставку книг о весне.

-Запишем слово «здесь».

7.Работа в тетради с печатной основой. Работа в парах со сменой состава.

-Продолжаем исследовать имена прилагательные.

-Прочитайте задание в ТПО.

-Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить это задание?

-Как определить, какое окончание пропущено? Вспоминаем алгоритм.

(Нужно найти имя существительное, от которого зависит прилагательное, задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному и по вопросу определить, какое нужно писать окончание)

-Предлагаю выполнить это задание, работая в парах.

Взаимопроверка.

-Какие ошибки чаще всего вам встретились?

8. Работа с учебником.

-Прочитайте задание. Что непонятно?

-Выполните упражнение в тетради.

-А сейчас приготовьте карточки с падежами. Выслушав словосочетание, которое я произнесу, поднимите карточку с падежом прилагательного.

Черного карандаша, желтый фломастер, жесткому стулу, шелковой блузкой, черному коту, черствым хлебом.

- Какие однокоренные слова подберем, чтобы проверить написание буквы е в корнях имен прилагательных?

9.Работа по индивидуальным карточкам.

-Предлагаю вам выполнить задания на карточках. В данном тексте нужно вставить пропущенные буквы . В какой части слова они находятся? ( в окончании).

-Окончания выделяем карандашом.

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание.

-О чем узнали из текста? ( ответы детей)

Учитель показывает иллюстрации с изображением бабочки-лимонницы и плеса.

-Почему эту бабочку называют лимонницей?

-Спишите в тетрадь предложение, в котором раскрывается значение слова «плес».

10.Итог урока. Рефлексия.

-Из вас получились неплохие исследователи.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

-Кто научился писать окончания имен прилагательных?

-Кому еще трудно?

-Эту работу мы продолжим на следующих уроках русского языка.

-Если вам урок понравился возьмите желтую бабочку, ели вам было трудно-голубую.

11.Домашнее задание.

-Перед вами карточки разного цвета. Прочитайте задания на карточках и выберите то, с которым сможете дома справиться.

-Спасибо вам за хорошую работу!

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...

Безударные падежные окончания имен прилагательных

Обобщающий урок по теме: "Безударные окончания имен прилагательных" в 4 классе (УМК "Гармония")...

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику  Т.Г. Рамзаевой....

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...