Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка
материал по русскому языку (3 класс)
Методы формирования мотивации младших школьников на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uchebnoy_motivatsii_u_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка
Цель: развитие мотивации к учебной деятельности у младших школьников в процессе целенаправленного применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка.
Задачи:
1.Отбор оптимальных элементов информационно-коммуникационных технологий для повышения учебной мотивации на уроках русского языка при обучении детей 1-4 классов.
2. Создание условий для повышения учебной мотивации обучающихся на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3.Разработка электронного сборника методических материалов по русскому языку - комплекта заданий, тестов, игр с применением информационно-коммуникационных технологий.
4.Разработка электронного плаката по русскому для учащихся 4 класса, включающего в себя закрепление всех разделов русского языка.
Для решения поставленных задач, требуется оснащение кабинета. Каждый кабинет начальной школы должен быть оборудован: современной интерактивной доской, стационарно закрепленным проектором; оборудованием, обеспечивающим оцифровку информации и ввод в компьютер и вывод на бумагу (сканер, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, наушники, цифровой микроскоп, цифровые диктофоны, графический планшет, черно-белый и цветной принтеры); точкой доступа, обеспечивающей одновременное подключение по беспроводной сети всех компьютеров - учащихся и учителя.
Систему применения информационно-коммуникационных технологий можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа.
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение при руководстве исследовательской деятельности учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету. Системное использование информационно-коммуникационных технологий позволит повысить учебную мотивацию к обучению у учеников.
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как предмет открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе.
При обучении русскому языку есть темы, требующие особой подачи Проанализировав тематическое планирование, были определены темы, которые трудны для восприятия младшими школьниками: «Однокоренные слова», «Состав слова», «Части речи», «Правописание безударных гласных в корне» и т.д.
Наиболее пристального внимания требуют уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала). Здесь требуется использование информационно-коммуникационных технологий, для того, чтобы наглядно ввести учащихся в новую тему урока.
Так как, в готовом виде нет информационных продуктов, способствующих лучше усвоить сложные темы, потребовалось создание собственных ресурсов презентационного, обучающего, тренирующего и контролирующего характера. Был создан сборник, в котором использовался язык гипертекстовой разметки HTML, java скрипты, средства программирования VBA, Eclipse, LearningApps.
Известно, что у младших школьников преобладает наглядно – образное мышление, применение информационно-коммуникационных технологий стало надёжным помощником. На уроке русского языка по теме «Однокоренные слова» обучающимся было предложено упражнение «Подберите однокоренные слова»
При разработке плана каждого урока заранее предусматривалось применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения, а также применение дифференцированного подхода как необходимого условия обучения и позволяющее каждому ребенку почувствовать себя успешным. Помнить надо о том, что, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда проводится распределительный диктант.
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.
Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Обучающимся, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Учитель, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. На уроках закрепления знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля- тестирование, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
Результативность опыта
Как отмечалось ранее, что мотив – это высшая форма регуляции деятельности. Обучающиеся классов поступили в школу с разным уровнем подготовки к школе, низким уровнем мотивации. Проведя в 2014 мониторинг по методике Н. Лускановой, был отмечен низкий уровень мотивационной сферы к приобретению знаний, самостоятельному их добыванию. Полученные результаты представлены диаграммой.
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка способствовало повышению заинтересованности, у учащихся появилась возможность для поисковой, творческой деятельности. Познавательные мотивы начали проявляться в учебной деятельности в успешном выполнении учебных заданий, положительной реакции на повышение учителем трудности задания, обращении к учителю за дополнительными сведениями и готовность к их принятию, обращении к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене. Необходимо помнить при разработке уроков с применением ИКТ о здоровье обучающихся. В уроки, проводимые автором опыта, были введены физические и динамические паузы, зарядки для глаз. Проведя промежуточный мониторинг по методике Н. Лускановой в 2015 году, получены следующие данные - наметилась тенденция к повышению уровню мотивационной сферы учащихся.
Системное использование различных видов информационно-коммуникационных технологий позволило существенно повысить мотивацию младших школьников к обучению за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока. Для проведения уроков русского языка была продумана система применения и формы организации работы с использованием информационно-коммуникационных технологий в начальной школе в условиях традиционной классно-урочной системы. Был проведен анализ и отбор всех возможных вариантов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Такие модели проведения урока, как: урок с опорой на мультимедиа, презентацию, использование аудио-, видео фрагментов; компьютерных тестов (созданные самим учителем); электронные практикумы; кроссворды; электронные информационные издания (словарь, справочник, энциклопедия и т.п.); хрестоматии (сборник оригинальных текстов, иллюстраций); дополнительные учебные материалы (включая учебные пособия); подготовка печатных раздаточных материалов (контрольных, самостоятельных работы, дидактических карточек для индивидуальной работы и т.п.) нашли широкое применение на уроках русского языка. Кроме этого, обучающиеся проводили творческие проектные и исследовательские работы. С целью систематизации всех дидактических материалов, был создан сборник методических материалов по русскому языку, в котором был бы объединён весь материал применения информационно-коммуникационных технологий. В 2018 году проведенный мониторинг с помощью методики Н. Лускановой показал высокий уровень заинтересованности учащихся к урокам русского языка. Полученные результаты представлены диаграммой.
У большинства учащихся были ответы, подтверждающие повышение уровня мотивации за счет использования различных информационно-коммуникационных технологий: применение дидактических материалов электронного сборника и электронного плаката.
Причинами изменения отношения к учебной деятельности можно назвать систематическое и планомерное применение в учебной деятельности информационно – коммуникационных технологий. Таким образом, разработанная система применения ИКТ, способствовала развитию познавательной мотивации младших школьников. Все это говорит за то, чтобы информационно- коммуникационные технологии применялись с первых дней обучения детей в школе. Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно - коммуникационные технологии. Они позволяют активно вовлечь учащихся в учебную деятельность; качественно изменить контроль за деятельностью; приобщить школьника к достижениям личного характера, класса и информационного общества. У детей изменяется отношение к компьютеру: они начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Таким образом, при внедрении информационно-коммуникационных технологий прослеживается тенденция к повышению уровня познавательной активности у обучающихся.
Проделанная работа цели достигла. Опыт педагогической деятельности показывает, что в условиях школы необходимо и целесообразно использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах образовательной деятельности. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, ИКТ для школьников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...
Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка
В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
Отчёт «Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка»
Мотивация и её виды. Зависимость формирования мотивации от возрастных особенностей. Методы формирования мотивации младших школьников на уроках русского языка....
Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова
Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то...