Обобщение опыта по теме "Формирование мотивации младших школьников на уроках русского языка"
статья по русскому языку
В статье рассмотрены ключевые этапы формирования мотивации у младших школьников на уроках русского языка. Отражены приёмы работы по формированию исходной мотивации, на этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации, завершающий этап мотивации на уроке. Приёмы систематизированы согласно этапам формирования мотивации и типологии урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kravchenko_o.n._1.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 316.628.2
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Кравченко О.Н. учитель начальных классов МОУ Глуховская СШ,
Воскресенский р-он Нижегородская обл.
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые этапы формирования мотивации у младших школьников на уроках русского языка. Отражены приёмы работы по формированию исходной мотивации, на этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации, завершающий этап мотивации на уроке. Приёмы систематизированы согласно этапам формирования мотивации и типологии урока.
Ключевые слова: мотивация, формирование, младшие школьники, приемы работы.
FORMATION OF MOTIVATION AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN
IN LESSONS OF RUSSIAN
Kravchenko O. N. primary school teacher
MOU Glukhovskaya school,
Voskresensky district, Nizhny Novgorod region.
Annotation. The article considers the key stages of formation of motivation of primary school pupils at lessons of Russian language. Methods of work on the formation of the initial motivation, at the stage of reinforcement and strengthening of the resulting motivation, the final stage of motivation in the lesson are reflected. Techniques are systematized according to the stages of formation of motivation and typology of the lesson.
Keywords: motivation, formation, younger students, working methods.
Современная школа находится на стадии обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Не смотря на это, нередко учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. Поэтому в педагогическом аспекте важно в первую очередь проследить, как можно через учебно-познавательную деятельность влиять на формирование мотивации учащихся. Ведь быть мотивированным к познанию, значит быть успешным в любом деле. Новые вызовы общества создают новые требования к повышению психолого-педагогической компетентности педагогов [3].
Изучив научные труды Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой [1, 2, 4-6, 8, 9], мы пришли к выводу, что формировать мотивацию учащегося – это значит поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Очень важно, чтобы мотивы были не единичны на уроке, а присутствовали на каждом этапе формирования мотивации. Поэтому, чтобы повысить интерес учащихся к учебно-познавательной деятельности мы систематизировали приемы мотивации на разных этапах её формирования.
Обеспечение положительной динамики формирования мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников при изучении русского языка стало целью нашей работы.
Она достигалась через решение следующих задач:
-изучить мотивационную среду учащихся;
-найти пути и средства формирования и повышения мотивации;
-организовать учебную деятельность, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика;
-разнообразить и систематизировать методы и приёмы работы на уроках русского языка с учетом этапов формирования мотивации в течение занятия;
-выявить и зафиксировать наиболее эффективные методы и приемы формирования мотивации познавательной деятельности младших школьников.
Чтобы мотивация была устойчивой, необходимо поддерживать ее на каждом этапе формирования. Доктор психологических наук Маркова Аэлита Капитоновна выделяет 3 этапа формирования мотивации [8]:
- этап вызывания исходной мотивации
- этап подкрепления и усиления возникшей мотивации
- этап завершения мотивации
Работа по данным этапам должна протекать в благоприятной атмосфере увлеченности, с использованием разнообразных приемов и форм работы.
Первые мотивы, которые интересны для ребёнка – это эмоциональные (интерес, любопытство, удивление). Они применяются в начале урока. Удачное начало урока – это уже половина успеха!
Вызвав мотивацию на первом этапе урока, учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы. Вызывает интерес к способу решения проблемы и разным способам сотрудничества.
На этапе завершения мотивации важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Здесь играет большую роль усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Оценка учителя повышает мотивацию. Даже если ученик не силён в своих знаниях, для поощрения мотивации используется такой приём, когда учитель сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Систематическая работа по всем 3 этапам формирования мотивации и применение различных приемов учебно-познавательной деятельности способствуют успешному формированию познавательной активности школьников в течение всего урока.
Применив в своей практике разнообразие приемов мотивации и форм работы, мы решили их систематизировать с учетом этапов формирования мотивации и типологии уроков.
Более подробно были рассмотрены: урок открытия новых знаний, урок закрепления знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Нами были использованы одни и те же приемы на разных типах урока и этапах формирования мотивации. Проводилось наблюдение за познавательной активностью учащихся в течение урока, обращалось внимание на то, как она изменялась. Фиксировались данные, а затем анализировалась эффективность приема мотивации согласно типологии урока.
Например, при включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Но игр очень много и какую лучше применить, чтобы развить познавательный интерес? Работа на практике показала, что на уроке:
-открытия новых знаний эффективнее применять дидактические игры или интерактивное задание следующего характера: впиши, раскрась, подчеркни, убери лишнее, соедини.
-комплексного применения знаний и умений (закрепление): найди ошибку, лото, реставратор.
-актуализации знаний и умений (повторение): «Разное-одинаковое», работа с лепбуками, задания на классификацию.
Дидактическую игру можно применять при индивидуальной работе по карточкам, групповую при выполнении интерактивного задания, работе у доски или при «шумовых ответах». Форму её проведения спланировать заранее, но по ходу урока можно и поменять.
При проведении работы по формированию познавательных мотивов было отмечено, что подводящий к знанию диалог и подводящий от проблемы диалог лучше подходят для уроков открытия знаний и умений. Заимствованный у О.Г. Мишановой приём «Линия времени» при изучении нового раздела можно применить для проведения первого урока [10]. Предъявление двух мнений о проблеме и приём «яркое пятно» используются на уроках комплексного применения знаний и умений. Приемы «Вывод на ошибку» и «Паспорт», где имеется вопрос, на который дети еще не знают ответа, подойдут для урока актуализации знаний и умений.
Урок «Суд над спряжением» был проведен с применением приема О.Г. Мишановой «Суд» [Там же]. Познавательный мотив формировался с помощью предъявления двух мнений о проблеме. Одно мнение было, что по суффиксу в неопределённой форме можно определить спряжение. В ходе практической работы появилось второе мнение - суффикс неопределённой формы может показывать на одно спряжение, а при изменении глаголов по лицам на другое. Учащиеся выбирают «прокурора», который «обвиняет» спряжение в том, что он своими правилами вводит учащихся в заблуждение, а также «адвоката», который «защищает» спряжение апеллируя тем, что при использовании нескольких способов определения спряжения ошибки можно избежать. Также есть «судья», который подводит итог споров и выносит «вердикт», и «присяжные» – это все учащиеся, которые выполняют задания, оперируя ранее полученными знаниями и вновь приобретёнными. Работа по данному приёму требует небольшой предварительной подготовки учащихся. Учитель готовит «слова-подсказки» для «судьи», «прокурора» и «адвоката». Учащиеся знакомятся с их содержанием и могут использовать их в работе на уроке.
«Слова-подсказки» для «судьи»: слушание объявляется открытым (стук молотка)… Сторонам «защиты» и «обвинения» необходимо представить доказательства «виновности» или «невиновности»… Слово предоставляется… и т.д.
Прием «Суд» не только помог активизировать детей к процессу познания, но и к процессу общения. Более эффективно он применяется с учащимися 3-4 классов.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений будет особенно любим детьми, если провести его в форме соревнований, путешествия, игры, мини-проекта.
В нашей практике младшим школьникам особенно нравится, когда урок проходит в форме олимпийских игр. Задания оформлены в виде соревнований: по лыжам и предусматривает групповую работу, фигурному катанию - работа в паре, биатлону -индивидуальная работа учащихся. На таком уроке большую роль играет иллюстративно-интерактивное сопровождение, звуковой эффект и оригинальность системы оценивания. Оценка работы учащихся может проходить в виде награждения медалями. Урок «Олимпийские игры» можно с успехов провести по любым спортивным дисциплинам. Главное, чтобы они предусматривали разную форму работы на уроке и были креативно представлены для учащихся.
На этапе завершения мотивации используются активные приемы подведения итогов. Рефлексивные вопросы - «Ромашка», «Лови вопрос-ответ». Письменный опрос «Закончи фразу». Сказочник» (в подготовленный текст, вставить пропущенные слова, которые подходили бы к теме урока) [8].
На этом этапе формирования мотивации немаловажна оценка учителя. Кроме обычных отметок, используются такие приёмы оценивания, как «Оценка – не отметка», «Кредит доверия» и «Отметка-символ» (жетоны, медали) [10].
Самооценку учащихся можно разнообразить следующими приёмами: «Рисуем настроение», «Дерево творчества», «Яблоки-лимоны», «Коллекционер» (касса успехов, касса ошибок), «Продолжи фразу» [10].
В течение учебного года проводилась диагностика уровня сформированности мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников при изучении русского языка. Для диагностики использовались методики: Елфимовой Н.В., Матюхиной М.В. Лускановой Н.Г. Уровни, критерии и показатели познавательной активности обучающихся отслеживались по субъективно-позиционному подходу Писновой О.Ю. [7].
Критерии оценки и контроля были следующие:
-Устойчивые, развитые учебно-познавательные мотивы, мотив сотрудничества, самопознания;
-Устойчивый познавательный интерес;
-Интерес к получению информации из дополнительных источников;
-Определение проблемы совместно с учителем и самостоятельно;
-Осознанное определение целей и задач;
-Способность самостоятельно ставить цель и определять пути ее достижения;
-Положительное отношение к учебе;
-Проявление творчества и оригинальности в работе;
-Адекватная самооценка и анализ своей деятельности.
Последние диагностики показали положительную динамику формирования мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка, это отразилось и на качестве знаний. В классе нет неуспевающих. Качество знаний по русскому языку 84%.
Дети являются участниками и победителями олимпиад, конкурсов.
Данную систему приемов формирования и развития мотивации учебно-познавательной деятельности можно применять не только на уроках русского языка, но при изучении любого предмета.
Таким образом, ведущая педагогическая идея нашей работы: создание оптимальных условий для формирования мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников посредством систематизации методов и приемов, а также выявления эффективности их применения на разных этапах формирования мотивации при изучении русского языка доказала свою эффективность.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - Учен. Зап. ЛГУ, 2009, вып.16 - №256.
2. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей. / Под ред.А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010.- С.163-183.
3. Дедова О.Ю. Психологические условия и механизмы развития профессиональной компетентности педагога непрерывного образования (дошкольного и начального)/автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2012.
4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. - Л., 2008.-175с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 6.А.К. Мотивация учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С.34-41.
6. Маркова, А К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психол. наука - школе)
7. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие/ Волгоградский пед. Институт им.А.С.Серафимовича. - Волгоград, 2013.-197с.
8. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2013.-341с.
9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 20012.-195с.
10. Мишанова О.Г. Индивидуально-групповые «контракты» младших школьников на уроках русского языка// «Начальная школа плюс до и после» -2013 г.- № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"
Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».
Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка». Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...
Отчёт «Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка»
Мотивация и её виды. Зависимость формирования мотивации от возрастных особенностей. Методы формирования мотивации младших школьников на уроках русского языка....
Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка
Методы формирования мотивации младших школьников на уроках русского языка....