Отчёт «Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка»
статья по русскому языку (3 класс)

Орлова Арина Алексеевна

Мотивация и её виды. Зависимость формирования мотивации от возрастных особенностей. Методы формирования мотивации младших школьников на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniya_motivatsii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: "Формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка"

Цель: выявление методов формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка

Задачи:

1) Рассмотреть сущность и виды мотивации;

2) Изучить возрастные особенности формирования учебной мотивации;

3) Выявить основные методы формирования учебной мотивации на уроках русского языка.

Следует отметить, что младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для того, чтобы «научить учиться». В будущем эта задача решается намного сложнее.

С начала обучения ребенка в школе происходит установление совершенно новой социальной ситуации. В центре данной ситуации непосредственно стоит педагог. В данном возрасте ведущей становится учебная деятельность, особая форма активности ребенка, которая направлена на самого себя. Значительную роль в младшем школьном возрасте играет мышление. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. В конце младшего школьного возраста начинают проявляться индивидуальные различия детей.

 Память в младшем школьном возрасте развивается по двум направлениям – произвольность и осмысление. Обучающиеся легко и непроизвольно могут запомнить материал, вызвавший наибольший интерес, либо, если это было преподнесено в близкой для них игровой форме, использовались яркие наглядные пособия, но также на данном этапе развития они уже способны запоминать недостаточно интересный материал. Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоения более объемного круга таких приемов как, деление текста на части по содержанию, составление плана-пересказа.

Одним из важных процессов данного возраста становится процесс развития внимания. Без сформированности этой важной психической функции процесс реализации обучения не представляется возможным. Во время урока педагог привлекает внимание ребенка и старается удерживать его длительное время. В два раза увеличивается объем внимания в данном возрасте, а также повышается устойчивость, переключение и распределение внимания.

В младшем школьном возрасте происходит наиболее значительное формирование личности. Оно характеризуется новыми социальными отношениями, которые входят в систему коллектива, происходит включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет свои требования к ребенку. Все эти возрастные и индивидуальные особенности необходимо учитывать при построении работы с ребенком, направленной на формирование его познавательной активности, а также учебной мотивации. В педагогике различают следующие виды мотивации:

1.        Мотивация, лежащая вне учебной деятельности:

«Отрицательная» –  побуждение школьника, вызванное сознанием неудобств, которые могут возникнуть, если он не будет учиться;

«Положительная», которая выступает в двух формах:

– определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими);

–  определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности:

– связанная прямо с целями учения (приобретение определенных знаний, расширение кругозора);

– заложенная в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность).

Таким образом, мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному, что связано с особенностями каждого возраста в целом.

К периоду младшего школьного возраста у ребенка складывается сильная мотивация к обучению в школе. Тестирование школьного психолога показало «внутреннюю позицию школьника», которая состоит в потребности ребенка посещать школу, включиться в новую деятельность - учения, занять новое положение среди окружающих.

Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться». Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

На уроках русского языка в качестве мотивирующего материала хорошо использовать игровой материал. В ходе игры материал лучше усваивается благодаря эмоциям и чувствам. На уроках в рамках игровой технологии испльзуют:

  1. «Игра-Аукцион».

Детям предлагается назвать как можно больше прилагательных, которые раскрывают свойство предмета из какого материала сделан, например, кожаный, каменный, пластмассовый и др. Побеждает тот, кто называет последним.

Этот прием можно использовать и при закреплении понятия «Имя прилагательное», тогда дети называют все, что они знают об этой части речи.

  1. «На одну букву»

Инструкция: подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, на букву К) Кислый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, коллективный, кофейный...).

Для подготовки к сочинениям по употреблению имен прилагательных используется такая игра:

  1. «Знаешь ли ты сказки?»

Инструкция: подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

Важно, чтобы каждый ученик поучаствовал в работе.

Чтобы сформировать учебную мотивацию на уроках русского языка, следуют включать в работу игровую деятельность, которая в силу возрастных особенностей повышает интерес младших школьников, развивает внимание, память, речь и непосредственно мышление.

Список использованной литературы:

  1.  Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие/ В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
  2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров/ Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
  3. Михайлова, М.А. Мотивация учебной деятельности младших школьников как фактор повышения успеваемости. [Электронный ресурс]: статья / М.А. Михайлова.– Режим доступа:https://multiurok.ru/files/motivatsiia-uchebnoi-deiatelnosti-mladshikh-shkoln.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Отчёт о работе над темой самообразования «Формирование интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала»

Я работаю над проблемой «Формирование интеллектуального развития  младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала». Проблема эта очен...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка

Методы формирования мотивации младших школьников на уроках русского языка....