Открытый урок по русскому языку "Слова с удвоенными согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (ОНМ)
Цель урока:
Образовательная:
- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;
Развивающая:
- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.
Воспитательная:
- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и однокласников.
Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_slova_s_udvoennymi_soglasnymi.docx | 38.35 КБ |
prezentatsiya_slova_s_udvoennymi_soglasnymi.pptx | 736.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
УМК: «Школа России».
Класс: 2
Учитель: Цымпилова Светлана Кимовна
Тема урока: «Слова с удвоенными согласными».
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом. (ОНМ)
Цель урока:
Образовательная:
- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;
Развивающая:
- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной речи, умений анализировать, формирование действий самооценки.
Воспитательная:
- воспитать уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и однокласников.
Познавательные: развитие умения слышать слова с удвоенными согласными, правильно обозначать их на письме.
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование умения правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.
Оборудование и материалы к уроку:
- Учебник, рабочая тетрадь.
- Мультимедийный проектор, ИД
- Презентация
- Карточки со слогами в конвертиках.
- Кружочки для самооценивания.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | ||||
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Формируемые УУД |
I Организационный момент | Актуализирует требования к учащемуся со стороны учебной деятельности, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность: Зачитывает текст: Мы сегодня снова будем писать, Делать выводы и рассуждать, А чтоб урок пошел каждому впрок, Активно включайся в работу, дружок! | Получают эмоциональный настрой на восприятие. | Положительный эмоциональный настрой учащихся | Л: возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность |
минутка чистописания Определение темы и задач урока | В ходе актуализации ранее полученных знаний подводит к формулировке новой темы: Задаёт вопрос. - Чтобы урок прошёл плодотворно и интересно, какими должны быть ученики? Значит, мы всем классом должны постараться. -Я начну, вы продолжите речевку: Мы – ребята просто ас, Потому что дружный …. - А как вы понимаете значение слова класс? Где мы можем найти значение слов? В каком словаре? - Найдите в словаре значения слова класс (1 группа). - Выберите среди слов синонимы к слову класс, подходящие к речевке (2 группа). - Вы сказали что класс – это группа, коллектив, команда (вывешивает карточки со словами на доску).
- Что общего во всех этих словах? - Найдите отличие в этих словах и разделите на две группы. По какому принципу разделили? - Запишем эти слова в чередовании с согласными: класс сс группа пп коллектив лл -оцените письмо друг друга по шкале - Кто написал отлично? Молодцы! С помощью подводящего диалога вместе с учащимися формулируют тему урока, выстраивают план достижения цели, выбирают способ: - как вы думаете, какова будет тема нашего урока? – давайте, проверим. - абсолютно верно (Слайд 4). Тема урока «Двойные (удвоенные) согласные». - Тему выяснили. Теперь, опираясь на слова- помощники, давайте определим задачи нашего урока: чему будем учиться и где это нам пригодится? Это и будет план нашего урока. - Как будем достигать поставленные задачи (работать в парах или индивидуально)? | Отвечают (активные, думающие, послушные) Учащиеся проявляют готовность к выполнению требований учебной деятельности. Дополняют словом класс Отвечают на вопросы ( в словаре, толковом словаре) Находят значение слова в толковом словаре, и синонимичный ряд среди слов: команда, комната, коллектив, подразделение, группа, мастерство, категория (работают в группах). Зачитывают определения из словаря. Анализируют, делают вывод: сущ., отвечают на вопрос ЧТО?, синонимы Выходят к доске и выполняют это задание с карточками (разделяют слова на группы по принципу: с удвоенной согласной и без удвоенной). Прописывают в тетради по образцу Оценивают написание в парах по шкалам (аккуратность, правильность) Выдвигают версии: - слова, в которых пишется две буквы. - сверяют с доской. Формулируют задачи, например: УЗНАЮ, когда писать два согласных в слове НАУЧУСЬ писать слова, в которых есть удвоенная согласная. СМОГУ самостоятельно писать слова с удвоенной согласной, находить данные слова в тексте, и составлять с ними предложения. Выбирают форму работы. | определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. выявлять слова, значение которых требует уточнения; подбирать синонимы безошибочно списывать текст | Р: -Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий П (ОУД): - поиск и выделение необходимой информации - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий П (логические): анализ объектов с целью выделения признаков Л: смыслообразование (установление связи между целью деятельности и мотивом |
III. Этап выявления места и причины затруднения. | Посмотрите на слайд 6. Узнаете ли вы этих героев? Да, молодцы вы верно угадали. Это талисманы зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Назовите этих героев. Известно ли вам, что в этой олимпиаде сборная России заняла 1 место в медальном зачете и выиграла олимпиаду? По результатам завершившихся соревнований у Российской команды 33 медали: из них - 13 золотых наград, 11 серебряных и 9 бронзовых . И эта победа стала возможной только благодаря командному духу наших спортсменов. Так пусть и нашим девизом станут слова: «Что одному не под силу, то легко …» (коллективу) (Слайд 7). Объясните смысл этой пословицы. Мы с вами будем работать командами и зарабатывать медали, как на олимпиаде (золотая медаль - за правильность выполнения заданий, за соблюдение времени, внимательность, активность на уроке. Серебряная медаль – один-два критерия не выполнены). Оставляю за собой право в конце урока наградить самого активного ученика. -Выберите себе талисман . Этот талисман будет являться вашим помощником. спорт. Назовите одним словом: 1. Популярная игра на льду. (вывешивает карточки с пропусками «хо…ей») - кк,к. 2.Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку (те…ис) - н,нн. 3. Спортивный бег (кро…) – сс,с. 4. Стиль спортивного плавания (бра…) с,сс. 5. Искусственный водоем, сооруженный для плавания. (ба…ейн) – сс,с. При написании этих слов я сомневалась. А вы знаете, как писать эти слова? Почему? | Называют: заяц, белый медвежонок и леопард. Дополняют пословицу. Записывают пословицу в тетрадь. Помогают в определении критериев для награждения (За каждое выполненное верное задание, за время выполнения). Выбирают символ олимпиады. Угадывают слова - фиксируют затруднения (мы не знаем, когда писать двойную согласную) | безошибочно списывать текст выявлять слова, значение которых требует уточнения; | П(ОУД): постановка иформулирование проблемы П (логические): синтез (самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов |
IV. Поиск решения учебной задачи. | Предлагаю самостоятельно сформулировать правило написания слов с двойными согласными. Для этого каждая группа выполнит задание: -Вспомним правила работы в группе, в парах. 1 группа выполнят транскрипцию слова масса, грамм; 2 группа – аллея, кроссовки. - Что вы можете сказать о согласных в этих словах? - Какой вывод можно сделать, когда будем писать двойную согласную? - какой вывод можно сделать, когда будем писать двойную согласную? | Называют правила (не перебивать, слушать товарищей, говорить в полголоса) Выполняют транскрипцию на листах формата А 4. И вывешивают на доску. Формулируют вывод: В некоторых слышится долгий согласный звук и пишется две согласные буквы. А в некоторых слышится короткий звук, но пишется тоже две согласные буквы. Составляют алгоритм на доске Да нет Пишу удвоенную проверяю по словарю, согласную запоминаю
| выражать собственное мнение, аргументировать его осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; | П (ОУД): - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - самостоятнельное создание алгоритмов при решении проблемы |
V. Первичное закрепление знаний, с проговариванием во внешней речи. Физминутка с заданием | - Теперь можем выполнить задание? -Выполним это задание, используя алгоритм - Запишите любых два слова в тетрадь с объяснением написания по алгоритму. Рассказ учителя о происхождении некоторых слов. Большинство слов с двойными согласными в корне заимствованы из других языков – греческого, латинского, французского, итальянского и др. Эти слова из словаря и их правописание нужно запомнить. Слово «хоккей» имеет французские корни. Название игры произошло от слова «hoguet», которое означало «пастуший посох». Слово «теннис» (от франц.) - средневековая игра «перебрасывание мяча» -(буквально «ладонь», поскольку мяч отражался ладонью). Термин «tennis» стал употребляться с 1874 г. - Следите за указкой и запоминайте последовательность движения по цветовым пятнам. Получившееся слово запишите с красной строки и поставьте тире. - Давайте выделим корень в этом слове. - Теперь вам нужно подобрать однокоренное слово, обозначающее признак (какой?). Какие знания вам потребуются для выполнения этого задания? - Кто хочет это задание выполнить у доски Как записывали однокоренное слово? Какой можно сделать вывод? | - проявляют готовность к выполнению заданий по теме. Выбирают и с помощью магнитов вставляют буквы в слова. Комментируют написание слов в соответствии с алгоритмом
Расшифровывают слово и записывают в тетрадь (класс) - что такое прил, сущ, однокоренные слова. подбирают однокоренное прилагательное, записывают как исходное слово, с удвоенной согласной. Формулируют вывод: в однокоренных словах корни пишутся одинаково ( в однокоренных словах тоже пишем две буквы). Класс – классный | применять правила правописания определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю Подбирать однокоренные слова, выделять корень | |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Организует самостоятельную работу учащихся с самопроверкой по эталону - эти знания вам потребуются при выполнении следующего задания. Возьмите листы с загадками, вам необходимо вставить пропущенные слова по смыслу. Подчеркнуть орфограмму «Двойные согласные». (Приложение 1) - а теперь проверим Если допустили ошибку, исправьте. - поставьте себе отметку + или - (если всё выполнили правильно –«5», 1-2 ошибки –«4», 3 ошибки – «3». | Выполняют задание самостоятельно Проверяют по эталону. | проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | Р: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - коррекция - оценка |
VII. Обобщение и систематизация знаний | Использует новое содержание вместе с ранее изученным в условиях фронтального опроса: Какие знания нам потребовались при выполнении этого задания? - когда ещё мы пишем удвоенную букву? | Обобщают и делают вывод - когда звук долгий пишем две буквы, в однокоренных словах | ||
VIII. Рефлексия, самооценивание | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников: - какое задание вам было выполнять легче? - какое труднее? - Посчитайте, сколько медалей вы получили. Оцените себя по шкале - Правильность - Активность - Внимательность. Вы сегодня были действительно активные, думающие, сплочённые, поэтому и урок у нас получился таким интересным и плодотворным. Спасибо вам за урок! | Проводят рефлексию своей деятельности на уроке, оценивают результаты. | П (ОУД): рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и и что еще нужно усвоить) | |
IX. Домашнее задание | - домашнее задание на выбор: 1. Творческое задание. Представьте себя корреспондентами и напишите заметку в школьную газету на тему «Олимпиада в Сочи 2014 года». Можно нарисовать рисунок или подобрать иллюстрацию к написанному, но вы должны употребить слова с удвоенными согласными. 2. Те, кто допускает ошибки, вам нужно потренироваться в написании слов на удвоенные согласные - упр.188 с.117. |
Приложение 1
Он на вокзалах есть всегда,
к нему подходят поезда,
двойное р содержит он
и называется…..
На большие расстояния
мчится он без опоздания;
пишется в конце два с,
называется…
Ответ
(экспреСС)
Загадка эта нелегка:
пишусь всегда через два к;
и мяч, и шайбу клюшкой бей,
а называюсь я …
Ответ
(хоККей)
В конце двойное л пиши,
а как зовут меня, реши:
без мастера гранёным стал
блестящий, правильный …
Ответ
(кристаЛЛ)
Во мне два к, не забывайте,
таким, как я, всегда бывайте:
я точный, чистый и опрятный,
иным же словом — ….
Ответ
(аККуратный)
Турнир идёт. Турнир в разгаре. Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём. Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис. Во что играем с ними? В …
Ответ
(Теннис)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания класс сс группа пп коллектив лл
Словарная работа кла сс
Тема урока: Удвоенные согласные
Цели урока: -будем учиться грамотно писать слова с удвоенной согласной, - вспомним правила переноса слов с удвоенной согласной.
«Что одному не под силу, то легко … »
1 группа выполнят транскрипцию слова масса , грамм; 2 группа аллея, кроссовки.
«Словарный сундучок»
Слово «хоккей» имеет французские корни. Название игры произошло от слова « hoguet »,
Слово «теннис» (от франц.) - средневековая игра «перебрасывание мяча» -(буквально «ладонь», поскольку мяч отражался ладонью). Термин «tennis» стал употребляться с 1874 г.
пе рр он
Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Мне было сложно… Было интересно…
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Правописание парных согласных" (2 класс)
Отработка навыков письма...
Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенной согласной» (1 класс)
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка....
Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"
Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...
Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенными согласными» 1 класс
Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенными согласными» 1 класс...
Конспект открытого урока по русскому языку, 1 класс. "Согласные звуки и буквы"
Конспект открытого урока по русскому языку в 1 коррекционном классе. Тема: "Согласные звуки и буквы. Буква Н"...
Открытый урок по русскому языку "«Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»
Открытый урок по русскму языку "Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными", урок закрепления по данной теме с яркой презентацией....