Статья "Толкование младшими школьниками детских окказионализмов"
статья по русскому языку (1 класс)

Статья посвящена  языковой рефлексии младших школьников. В рамках данной работы будут приведены результаты исследования метаязыковой деятельности учащихся. Материал анализа — детские окказионализмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayskaya_yu.v._statya.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Райская Юлия Васильевна

Толкование младшими школьниками детских окказионализмов

Аннотация. Доклад посвящён языковой рефлексии младших школьников. В рамках данной работы будут приведены результаты исследования метаязыковой деятельности учащихся. Материал анализа — детские окказионализмы.

Ключевые слова: языковая рефлексия, метаязыковая деятельность, детские окказионализмы.


Внимание к изучению языковой рефлексии детей привлекает учёных различных областей (лингвистики, психологии) и вызывает научные споры в определении понятия и вопросах того, какие именно проявления в речи детей можно считать рефлексией.

Рассматривая рефлексию с точки зрения психологии, мы сталкиваемся со следующим определением : «Рефлексия (англ. reflection)  мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи» [Мещеряков, Зинченко].

Психологами метаязыковая деятельность понимается как «способность к осознанной деятельности над языком». Проявлением осознанности считается контроль и оценка собственного речевого поведения, размышления над ним и оценочное отношение не только к собственной речи, но и речи окружающих [Овчинникова,2014: Электронный ресурс].

Интересно отметить, что схожую позицию по данному вопросу разделяет и Е.  Д.  Божович[a], по мнению которой такие языковые способности имеют лишь школьники. [Божович, 2016].

В свою очередь российский психолингвист Т. А. Гридина, утверждала, что метаязыковая рефлексия  вид интеллектуальной деятельности ребенка [Гридина, 2016: 182], а С. Н. Цейтлин, используя термин «металингвистическая рефлексия на языковые факты», отмечала, что наблюдения ребёнка над языком и размышления о его закономерностях  безусловно, является свидетельством освоения родного языка.

На вопрос о том, что именно можно считать проявлениями метаязыковой рефлексии, однозначного ответа нет. Например, Т. А. Гридина рассматривала проявления метаязыковой рефлексии как лингвокреативность на примере детских вопросов: «Если есть ежевика, то может быть и ежексюша?» (Ксюша, 7 л.) [Гридина, 2016: 149].

М. Б. Елисеева считает проявлением языковой рефлексии самоисправления, которые отмечались родителями в дневниковых записях речи ребенка 2-ух лет [Елисеева,2014], отмечая, что метаязыковая деятельность  «результат функции толкования, которая позволяет говорить о самом языке» [Елисеева, 2017].

Наше исследование было проведено на материале детских окказионализмов. Под окказионализмами понимают слова, не соответствующие нормативному языку и обусловленные контекстом употребления [Ахманова].

Для эксперимента нами были отобраны следующие примеры детского словообразования: наскучаться, гвоздёнок, перезвать, сахарить, покупец, продавщик, человечиться, снегирюха. Слова отбирались из словаря-справочника «Говорят дети» [Цейтлин, Елисеева 2020].

Наш эксперимент проводился в два этапа. Первый этап состоял из фронтальной работы с учащимися 4 класса. Была проведена беседа, в которой учитель побуждал детей к актуализации их знаний о различных словарях, рассказал им про ещё один словарь  «Говорят дети». Далее было приведено несколько детских высказываний, над значением которых дети могли порассуждать устно, а затем на слайде появлялось верное толкование.

Учитель показывал словарь, читал несколько примеров из детской речи. Для фронтальной работы нами были отобраны следующие слова: бескультура (вместо физкультура), мазелин (вместо вазелин), орунья (та, которая любит орать).

Второй этап эксперимента подразумевал письменный опрос детей. Учащимся были выданы бланки для записи толкований значений окказиональных (то есть придуманных) детских слов.

Для проведения опроса мы отобрали 8 слов: наскучаться, гвоздёнок, перезвать, сахарить, покупец, продавщик, человечиться, снегирюха.

Рассмотрим наиболее частые ответы детей, приведённые в таблице № 1.

Таблица № 1. «Наиболее частые формулировки, данные детьми при толковании окказионализмов»

Экспериментальное слово

Наиболее частые примеры детского толкования

Наскучаться

Соскучиться, скучать, долго скучать

Гвоздёнок

Сын гвоздя, маленький гвоздик

Перезвать

Дать новое имя, назвать по-другому, переименовать

Сахарить

Посластить, добавить сахар

Покупец

Покупатель

Продавщик

Продавец

Человечиться

Становиться человеком

Снегирюха

Женщина - снегирь, мама снегиря, жена снегиря, «женский пол снегиря» самка снегиря.

Как можно заметить в приведённой нами таблице, большинство ответов, данных участниками эксперимента, совпадают с нормативным толкованием слов. Это значит, что дети, опираясь на языковую систему, смогли дать толкование, приближенное к тому смыслу, который подразумевался говорящими эти фразы детьми.

Рассмотрим количество верных и неверных ответов. Результаты приведём в диаграмме № 1.

Диаграмма № 1 «Результаты толкования детьми окказиональных слов»

Наиболее простыми стали слова наскучаться, покупец и продавщик   с этими словами справились абсолютно все участники эксперимента, то есть 100 % детей смогли дать верное толкование.

Слову наскучаться предшествовала фраза ребенка 5 лет : « — Мы тут наскучались без тебя!». Все 25 участников поняли, что подразумевалось ребенком   скучать. Рассуждая над фразой « — Ты будешь продавец, а я покупец» (3), все 25 человек верно определили , что слово покупец означало покупатель.

Слово человечиться было дано в следующем контексте: «— Дикари произошли, потому, что обезьяны трудились. А потом Дикари понемножку-понемножку стали человечиться» и означало «становиться подобным человеку». Синонимичные ответы дали 25 детей, среди которых: умнеть, культурно развиваться, учиться, становиться / делаться / превращаться человеком, а в работе Марии Ц. было сформулировано следующее толкование: «Эволюция превращения обезьян в человека».

К слову перезвать, употреблённое в речи ребенка 3-х лет: «— Давай всех кукол перезовем!». дали верное толкование 24 учащихся, один не смог сформулировать толкование.

У 23 учащихся мы отметили верное понимание и толкование слов гвоздёнок, человечиться и снегирюха. В словаре - справочнике к слову гвоздёнок дается толкование «детёныш гвоздя»: «— Верка, смотри: гвоздь и гвоздёнок», однако среди работ неверным толкованием было «большой гвоздь» указал 1 ребёнок, а в другой работе не было ответа.

Снегирюха   слово, при анализе которого мы отметили самые разнообразные формулировки ответов, но в то же время указывающие на верность понимание детьми его значения. Контекст звучал так: «— А кто жена у снегиря? — Снегиренок. Нет, снегирюха».  Среди ответов мы встретили: снегирь (жен. р.), самка снегиря, женщина - снегирь, мама-снегирь, девочка - снегирь, мама снегирёнка, жена снегиря, самка снегиря. Не смогли отнести к верным ответам формулировки, указанные в двух бланках   снегирёнок, снегирь. Очевидно, дети не смогли дать толкование и записали слова из контекста задания. Кстати, именно это слово вызвало у детей наибольший интерес и положительные эмоции, проявлениями которых можно считать смех и улыбки в момент проведения эксперимента, а в дальнейшем - неоднократные упоминания этого слова.

22 человека верно подобрали толкование к слову сахарить («— А ты сахарила?»), записав следующие значения: посластить, добавить сахар. В одной из работ не было ответа, в другой   неверное толкование   «мусорить».

Анализ полученных данных наводит на мысль о том, что дети данной группы имеют склонность к метаязыковой деятельности. С заданием описанного эксперимента справились все дети. Среди бланков нет работ, в которых отсутствует больше 2 ответов, а в приведённых ответах большинство   верных, что доказывают высокие показатели.

Литература[b]

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. [Электронный ресурс]. — URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/m.htm (дата обращения 07.09.2019).

Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного): диссертация доктора Психологических наук: 19.00.07. Божович Елена Дмитриевна; [Место защиты: Психологический институт Российской академии образования].- Москва, 2016.- 450 с.

Гридина Т. А. Детский вопрос как форма лингвокреативного мышления. Вестник Кемеровского государственного университета, 2017, № 1. С. 148-153

         Елисеева М. Б. Метаязыковая деятельность ребёнка раннего и дошкольного возраста. Русский язык в школе 2017, № 6. С. 35 - 39

Мещеряков Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. Б. Г. Мещеряков. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/16.php (дата обращения: 28.12.2020)

         Овчинникова И. Г. Что такое метаязыковая способность. Филолог (интернет-журнал), — № 6. — 2014 [Электронный ресурс]. — URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_139 (дата обращения 19.08.2020).        

Цейтлин С. Н., Елисеева М. Б., Галактионова Л.Н., Воробьева Т.А. Говорят дети. Словарь. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020

[a]См. комментарий 2.3.

[b]См. комментарий 3.1, 3.3. Не все источники оформлены в соответствии с шаблонами. Пожалуйста, проверьте это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников

Анализ литературного произведения  сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход  к  изучению литературы в форме создания детского теат...

Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.

  В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящи...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

Сценарий детского праздника "Сюрпризы осени" (для младших школьников)

Данный сценарий создан для проведения праздника для младших школьников на осеннюю тематику...

Аттестационная работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ"

Работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ", раскрывающая сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,...

Программа работы научного общества младших школьников «Детская академия наук «Совёнок".

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и спе...

Консультация для родителей младших школьников "Детские страхи"

Боязнь темноты – это самое распространенное явление среди взрослых и детей. Этот страх проявляется в дошкольном возрасте. Это нормальная реакция ребенка на неизвестность в темной комнате добавим...