Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку

Степанюк Светлана Васильевна

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

                                                                                                                                

Конспект урока русского языка

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать 

- определение понятия «главные члены предложения»;

- отличительные признаки главных членов как основы предложения;                                                                                      

уметь 

- различать главные и второстепенные члены предложения;

- правильно графически выделять главные члены;

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

- проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

 -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: В 2 ч.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация


Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Доброе утро!

Сейчас тихонечко сядут те, у кого сегодня хорошее настроение, теперь те, кто выспался, те, кто рад сегодняшней погоде и остальные (надеюсь, ваше настроение еще улучшится сегодня).

«Предложение – синтаксическая цепочка членов. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, а сказуемое – главный распорядитель синтаксической цепочки.» Е.И. Ширяев

Прочитайте эпиграф к уроку, как вы думаете, о чем в нем говорится?

Здороваются

Настраиваются на урок

Со словарной работы

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

препятствий

П: осмысление читаемого текста

II. Актуализация знаний и мотивация

        

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Откройте ваши тетради и запишите число, классная работа.

Сегодня у нас одиннадцатое, как правильно пишется сегодняшнее число?

Продиктуйте по слогам.

Запишите следующие сочетания слов:

Прекрасный костюм, пассажирский билет, высокий костёр, зазвонил телефон, вышла газета, приехал директор.

Определите части речи.

На какие две группы можно разделить  эти сочетания слов?

Почему вы главные члены предложения не отнесли к словосочетаниям? Почему?

А что же такое главные члены предложения, если не словосочетание?

- с удвоенной Н

Диктует один ученик

Слушают задание

Записывают в тетради

- словосочетания и главные члены предложения

-главные члены предложения  не являются словосочетанием

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

К: умение полно и точно выражать мысли;

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Какие вы знаете главные члены предложения?

Что же такое подлежащее?

Подчеркните слово, которое является подлежащим в тех сочетаниях, что я вам дала. Как мы подчеркиваем подлежащее?

Тогда что же такое сказуемое?

Выделите их, только не одной чертой, а как?

Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке?

Какие цели мы можем поставить?

- подлежащее, сказуемое

- главный член предложения, который обозначает предмет, то о чем говорится в тексте.

- одной чертой

- главный член предложения, который обозначает действие предмета или то, что говорится об этом предмете.

-двумя

- Главные члены предложения

- Вспомнить все, что мы знаем о подлежащем и сказуемом

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: работа с учебником;

работа с правилом

Откройте ваши учебники на странице 59, упражнение 87. Прочитайте внимательно задание. Приступайте к выполнению.

Давайте проверим, в 1 предложении какая будет основа?

Во втором?

Третье предложение

Четвертое

Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

А какой частью речи было выражено сказуемое?

Давайте мы закрепим наши знания правилами на страницах 58 и  60.

Все выводы, которые мы с вами делали оказались верными? Почему вы так считаете?

А сейчас встаем и проведем небольшую разминку.

Потянулись к солнышку, тянемся. Теперь наоборот опустились тянемся к полу. Выпрямились, голову направо, налево. Глазки зажмурили считаем до 5 открываем и смотрим далеко далеко, еще раз. Хорошо молодцы садитесь.

Слушают задание

Выполняют упражнение в тетради

- Я подлежащее  выраженное местоимением, слыхал сказуемое выраж-е глаг.

- Мазай разболтался

-вечер догорал

-Брюхо колыхалось

-Сад увядает

-Корабль стоял

Ветер собирает

- мы сохраним

-Местоимение, существительное, имя собственное

-глаголом

- читают правила

- да, тк мы увидели, что подл может выражаться не только сущ но и мест.

Выполняют упражнения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: работа в РТ

Тетради и учебники, кладите на край стола.

Открывайте ваши рабочие тетради на странице 41, упражнение 62.

Внимательно прочитайте задание и выполните его, помните, что орфограммы, которые вы вставили, нужно уметь объяснить.

Проверка

Читают задание

Слушают задание

Выполняют задание

Осуществляют самопроверку

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

7-8мин

Вспомним наши словосочетания давайте разделим их на 2 группы. Какие?

Как вы определили, что это словосочетания, а это предложения, чем они отличаются?

Словосочетания и предложения

-предложения выражают законченную мысль, а словосочетания нет

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практич.: выполнение самостоятельной работы; взаимпроверка

4-6мин

Сейчас я раздам вам тесты с самостоятельной работой, в правом верхнем углу пишите свою фамилию и имя.

Внимательно читайте задания.

Теперь поменяйтесь вашими тестами и ручкой или карандашом другого цвета.

Проверяем, правильные ответы написаны на слайде, напишите количество ошибок.
Верните листочек хозяину.

У кого нет ошибок?

У кого одна?

Осуществляют взаимопроверку

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический:заполнение признаков басни в таблице;

Словесный:постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

  • Давайте вспомним, какую цель вы перед собой ставили?
  • Достигли ли вы цели?
  • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
  • Кому еще трудно?

Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Отвечают на вопросы, заполняют листы рефлексии

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...