Технологическая карта урока, 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предмет Русский язык
Класс 3
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Дидактическая цель: Создать условия для открытия новых знаний по теме, создать условия для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Задачи урока:
Личностные: развивать внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, формировать умение выражать собственное мнение.
Метапредметные: формировать умения организовывать свое рабочее место, определять цель и план деятельности, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
Предметные: способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, умения находить слова, стоящие в предложном падеже по его признакам, понимать для чего служит предложный падеж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta_3_klass.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
(Тартмина Елена Анатольевна)
Предмет Русский язык
Класс 3 Б
Дата 17.02.22
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Учитель: Тартмина Елена Анатольевна
Тема | Предложный падеж имён существительных. | ||||
Цель | Дидактическая цель: Создать условия для открытия новых знаний по теме, создать условия для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении). | ||||
Задачи урока | Личностные: развивать внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, формировать умение выражать собственное мнение. Метапредметные: формировать умения организовывать свое рабочее место, определять цель и план деятельности, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать. Предметные: способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, умения находить слова, стоящие в предложном падеже по его признакам, понимать для чего служит предложный падеж. | ||||
Формируемые УУД | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование ученической компетентности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ, синтез, сравнение, создание алгоритмов деятельности, структурирование знаний. Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение аргументировать свое предложение, рефлексия своих действий. | ||||
Основные понятия | Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при. В предложении играет роль второстепенного члена. | ||||
Планируемые результаты обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения. Алгоритм определения предложного падежа (маршрутный лист): | ||||
Оборудование | У учителя – мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Power Point, карточки-помощники с названиями падежей, падежных вопросов, маршрутный лист. У учащихся — учебник, тетрадь, раздаточный материал для работы в парах, оценочный лист, «смайлики». Учебник «Русский язык.3 класс. Часть 2» Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Методический комментарий | Формируемые УУД | ||||
1.Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой. | Эпиграф урока. Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - Как вы понимаете значение слова «награда»? - Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.) | Слушают учителя. Объясняют собственное понимание слова | Включение учащихся в работу Слайд 1 | Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу. | |
2.Актуализация знаний. Проблемная ситуация. | 1 Минутка чистописания. (На доску c помощью проектора проецируется страница из тетради по чистописанию). 2 - Посмотрите на доску. Что вы заметили? Предлагает разобрать «Путаницу» и навести порядок с падежами. (На доске на карточках расположены падежные вопросы, название падежей вразброс, не хватает П. п.) - Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? Как вы считаете? | В тетрадях прописывают буквы. Вспоминают падежи русского языка, падежные вопросы, правильно расставляют их по местам. | Напоминается правило посадки при письме. Падежи, падежные вопросы. Слайд 2 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, структурирование знаний. | |
3. Постановка учебной задачи. (Формулирование темы урока.) | - Какая тема сегодняшнего урока? Формулируют тему урока самостоятельно. -Давайте определим цель и задачи урока, составим маршрутный лист нашего движения к новым знаниям (заполняют бланк маршрутного листа) Маршрут движения. 1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5.Член предложения. 6. Чему научимся? | Определяют цель и задачи урока, заполняют маршрутный лист. | Слайд 3 Маршрутный лист | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов. | |
4. Освоение нового содержания.
| 1. Работаем по 1 пункту маршрутного листа. - Не случайно я взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? 2 Работа по учебнику. - Откройте учебники на стр.36. Найдите сведения профессора Самоварова. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже, используя карточки-помощники. 2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой падеж только с предлогами? | Работают по маршруту движения. Находят, какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлога, а какой только с предлогами. | Портрет М.В. Ломоносова Слайд 4 | Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, учатся решать проблему, аргументировать ответы, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы. | |
Динамический момент. | Физкультминутка (подвижная под музыку). | Дети выполняют упражнения вместе с мультипликационным героем. | Интерактивная физминутка. | Личностные УУД: формирование установки на здоровый образ жизни. | |
5.Организация познавательной деятельности | Работа по учебнику. - Найдите упражнение 65 на странице 36 учебника. - Работаем «цепочкой». Найдите в предложениях существительные в предложном падеже. - С какими словами они связаны по смыслу? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает? | Выполняют задание из учебника с помощью маршрутного листа, комментируют все выполняемые действия по цепочке. | Маршрутный лист Учатся определять предложный падеж имен существительных с помощью маршрутного листа. | Познавательные УУД: смысловое чтение, построение логической цепочки рассуждений. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Работа в парах по карточкам. - Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из леса, построил дачу. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку. - Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». | Выполняют задание на карточках по вариантам, затем обмениваются и выполняют самопроверку по эталону. | Работа в парах. Взаимопроверка и самопроверка. Слайд 5 - 6 | Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу, умение договариваться, взаимоконтроль. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |
7.Включение новых знаний в систему знаний и повторение | - Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает? - Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает. Я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю, Очень я люблю мечтать, Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о (корона). Буду в ней сидеть на (трон). Я мечтаю о (слон), Чтоб кататься при (луна). Я мечтаю о (серёжки) Вечерами в (полутьма). Я мечтаю об (орёл).. Буду с ним летать на (воля), Буду я учиться в (школа). Ой, мечтаю я уже О предложном падеже! - В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами? | Ставят имена существительные в скобках, в форму предложного падежа, задают вопросы, выделяют предлоги. | Слайд 7 | Регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |
8.Подведение итогов урока. Рефлексия (Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса). | - Какие учебные задачи стояли на уроке? - Можете ответить на поставленные вопросы? - Мы достигли цели урока? Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит «смайлик». Оцените свою работу. - Оцените свои успехи в оценочных листах. Оценочный лист Мне понравилось работать на уроке. Мне было трудно. У меня остались пробелы в знаниях. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Слайд 8 - 9 Определяют успехи по изученной теме. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | |
9. Домашнее задание. | - Запишите домашнее задание. Для учащихся, испытывавших трудности на уроке, допускавших ошибки: Выучить падежи и падежные вопросы, используя карточки – помощники, упр. 67 с. 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"...
Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"
урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...