Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Открытый урок по теме "Синонимы" УМК Школа России, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Синонимы
-Еще раз здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к началу урока. На партах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, пенал и дневник.
- Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме. Напоминаю Вам, что мы сидим ровно, спинки прямые, тетради лежат на парте под наклоном и смотрят в сторону окошка.
-Прошу вас оформить запись начала урока. Отступаем две строки после вашей последней работы и записываем сегодняшнее число - 3 октября. Классная работа.
- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
- Перед работой разогреем пальчики. Сидим на своих местах. Вытянули ручки вперед и повторяем за мной.
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку
Начнем мы наш урок с минутки чистописания. Сели ровно, спинки прямо, тетрадь лежит на парте под наклоном. Начинаем писать чуть ниже середины широкой строки. Ведем прямую линию вниз, далее делаем петлю, после этого пересекаемся с прямой линией на верхней линии рабочей строки, линия петли плавно переходит в полуовал. Затем делаем шапочку буквы.
Возьмите в руки красный карандаш и выберите самую красивую букву в вашем ряду. Напоминаю, если ваша самая красивая буква в начале, это значит, что вы в самом начале старались, а в конце уже расслабились. А если ваша самая красивая буква в конце строки, то значит вы включились в работу и ваша рука уже привыкла к письму.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Что за предложение написано на доске? (Это пословица.) Что эта пословица обозначает? (То, что для того, чтобы получить какие-нибудь знания, нужно проявить трудолюбие)
Правильно, я надеюсь, что у вас сегодня все получится и вы сможете поймать свою рыбку на нашем уроке.
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (СЛАЙД)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.) (СЛАЙД)
Верно, давайте спишем данные предложения в тетрадь.
Молодцы, Найдем в первом предложении подлежащее и сказуемое. . (1 ученик выделяет основу) (СЛАЙД) Итак, главное слово в предложении, о ком или о чем говорится в предложении? (Об осени) Верно, значит какое у нас подлежащее? (Осень). Как подчеркивается подлежащее? (Одной чертой). Верно. Возьмем в руки простой карандаш и линейку и подчеркнем подлежащее.
Давайте вместе найдем сказуемое. Сказуемое – это действие. Какое у нас действие в первом предложении? (пришла). Верно, как подчеркивается сказуемое? (двумя чертами) Возьмем в руки простые карандаши и линейку и подчеркнем сказуемое.
Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). (СЛАЙД) Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
А кто знает, как называются эти слова? (Дети предлагают разные варианты.)
Ребята, а почему все называют разные ответы? (Потому что мы не знаем, как называются эти слова.)
Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся? (Дети: со словами с близким значением.)
5. Тема урока.
Да, ребята, слова, которые пишутся по-разному, но обозначают одно и то же, называются синонимами. Вот какое новое слово мы с вами изучили. Давайте его запишем и постараемся запомнить, потому что в дальнейшем, мы будем изучать похожие слова, чтобы вы не путались. Они же являются главным предметом нашего исследования.
Вот чему мы должны будем научиться:
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи. (СЛАЙД)
- Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах. В этом нам поможет учебник. Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы. (ЧИТАЕТ ПРАВИЛО)
- Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
- Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу. (СЛАЙД)
- А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором?
Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
- Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?
- Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все. (видеофизминутка)
9. Закрепление изученного.
1.- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
- Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
Теперь я попрошу вас посмотреть на слайд. Там написаны слова. Подберите к каждому слову синоним. (СЛАЙДЫ)
А теперь давайте мы с вами проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему урока.
Сейчас я прошу вас взять карточку №1. Это задание необходимо выполнить в паре. Один человек в паре придумывает синоним, другой человек записывает.
Карточка № 1 Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Крошечный - ____________________ Огромные - _____________________ Прохладный - _____________________ Оглушительный - ________________ |
Проверка написанного по слайду.
А теперь возьмите в руки карточку № 2. Для того, чтобы узнать, как правильно подобрать синоним к слову, нам может помочь словарь синонимов. У вас он есть в учебнике на странице 141.
Открываем страницу 141 в учебнике.
Карточка № 2. Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов: Мокрый – ___________ Луна – _________ Лгать – _________ Зелёный – __________ Ветер - _____________ |
Самопроверка.
Карточка № 3. 1.Найди пары синонимов. Соедини их стрелками приятель воин солдат друг шагать горе красный идти печаль труд работа алый |
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте
!,кто ошибся один или два раза +, кто больше -
ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
11. Домашнее задание:
-Про что мы говорили сегодня? С. 54 Упр. 70
-Что такое синонимы?
-Если ты не знаешь, какой синоним нужно написать, где ты можешь посмотреть его написание ?
12. Рефлексия.
- Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями и я надеюсь, что у вас получилось поймать свою рыбку!
- Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами.
Красная рыбка – вам все удавалось на уроке!
Жёлтая рыбка – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубая рыбка – если у вас не все получилось…
13. Оценивание.
14. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Разнородные синонимы"
Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Система упражнений по работе с синонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)
Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить ...
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...