Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая азбука" - 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)
Программа содержит: содержание курса, планируемые результаты, КТП (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литературу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnd_-_1_kl_-_veselaya_azbuka.docx | 46.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
имени Героя Советского Союза Русанова М. Г.
Рабочая программа
курса внеурочной проектной деятельности
творческо – исследовательского направления
«Веселая азбука»
для 1 «В» класса
начального общего образования
на 2022 – 2023 учебный год
Разработала: Кельзина В.В.,
учитель начальных классов
Рабочая программа
Курса ВНД «Веселая азбука»
Содержание курса
На реализацию проекта: «Веселая азбука» в 1 классе начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные недели). Занятия проводятся во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность занятия – 35 минут.
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
• сочетания чк, чн;
• перенос слов;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
• знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки, рассказы взрослых, беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, экскурсии и интернет ресурсы. Экскурсии в детскую библиотеку. Информация из Википедии.
Этапы реализации проекта:
1. Знакомство с проектом. Формулирование вопросов, которые будут решаться в проекте.
2. Работа по поиску материалов к проекту.
3. Выполнение дидактических заданий к проекту.
4. Защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.
5. Оформление результатов работы (создание «продукта» проекта, на выбор):
создание «буквы» в интересном формате
создание книжки – малышки со стихами «Веселая азбука»
создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная азбука»
подготовка презентации «Весёлая азбука»
6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
7. Подведение итогов, награждение участников.
Организация деятельности: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты исследования:
1.Изучить тему «Алфавит».
2.Подготовить дидактический материал для изучения этой темы.
3.Развить умения:
-вести дискуссию;
-оценивать работы своих товарищей.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные
Личностные результаты
Формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся.
Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Развитие критического и творческого мышления.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Формирование умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска анализа и интерпретации информации. Средства формирования: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: умение учиться; навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации; умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Средства формирования: расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений.
Формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов.
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки.
Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения.
Ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно - популярного текста, понимать его смысл, определять главную мысль (при чтении вслух и про себя, при прослушивании).
Тематическое планирование - 1 класс
№ | Тема | Количество часов | ЭОР | Форма проведения занятия |
1. | Вводное занятие. Что такое азбука. Знакомство с проектом. | 1 | Игра про веселый алфавит https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka | Фронтальная |
2. | «Как появился современный алфавит?» Удивительные невидимки звуки. | 1 | игра-тренажер Алфавит /azbyka.ru/ | Наблюдение |
3. | Почему алфавит назвали «алфавитом»? Весёлые буквы гласные. | 1 | Игры - учим алфавит https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/uchim-alfavit Алфавит /azbyka.ru/ | Групповая |
4. | Гласные поссорились (ударение). | 1 | Практикум | |
5. | Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит? Урок-экскурсия. | 1 | видео «Учим и поем алфавит» https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0 | Экскурсия |
6-7. | Загадочные буквы – согласные. | 2 | На что похожи буквы, рисуем буквы | Игровая |
8. | Занимательные игры с буквами. | 1 | Алфавит русского языка /home-edu.ru/ | Игровая |
9. | Занимательные игры со словами. | 1 | Индивидуальная | |
10-11. | Фокусники: Ь и Ъ знаки. | 2 | Видео «учим и поем алфавит» https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0 | Наблюдение |
12-13. | Заколдованные удвоенные согласные. | 2 | Видео «учим и поем алфавит» https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0 | Наблюдение |
14-15. | Как поссорились шипящие. | 2 | Видео «учим и поем алфавит» https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0 | Игровая |
16. | Слова – друзья. | 1 | Творческая | |
17. | Слова – спорщики. | 1 | Творческая | |
18. | Одинаковые слова с разным характером. | 1 | Творческая | |
19. | Заколдованные предложения. | 1 | Групповая | |
20. | Разгадываем загадки, ребусы. | 1 | Игровая | |
21. | Занимательные кроссворды. | 1 | Игровая | |
22-23. | Распределение заданий по подбору стихов, загадок на изученные буквы, их разучивание. | 2 | Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html | Творческая |
24-25. | Распределение заданий по подбору пословиц, скороговорок на изученные буквы, их разучивание. | 2 | Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html | Дифференцирование заданий: соотнесение стихов, загадок, скороговорок с соответствующими темами |
26– 30. | Практическая работа: создание «буквы» в интересном формате, создание книжки – малышки со стихами «Веселая азбука»; создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука». (на выбор) | 5 | Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html | Практикум |
31. | Защита проекта «Книжка– малышка со стихами «Веселый алфавит» | 1 | На что похожи буквы, рисуем буквы Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html | Практикум, контроль (контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания), выставка |
32. | Защита проекта « Книжка- малышка с рисунками детей «Необычная азбука». | 1 | На что похожи буквы, рисуем буквы Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html Песни про алфавит https://zvukipro.com/pesni/2954-detskie-pesni-pro-russkij-alfavit.html | Индивидуальная,
практикум |
33. | Заключительное занятие: подведение итогов, награждение участников. | 1 | Итоговый контроль | |
Итого: | 33 ч. |
Система оценивания
Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта, в ходе беседы, в процессе просмотра стартовой презентации учителя. Проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У (“Знаю – Интересуюсь – Учусь”). Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине освоенного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса; направлено на развитие у учеников навыков мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах.
Работа над проектом завершается защитой проекта. Главными критериями обобщающего оценивания являются: умение представить полученные в ходе проекта новые знания; аргументировать рациональность способов их получения и выводы; рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.
Формы аттестации: проект, доклад, эссе, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, конкурс, открытое занятие, дневник наблюдений, материал анкетирования, материал тестирования, защита проектов и учебно-исследовательских работ.
Во 1-4 классах, применяется система оценивания и «зачет/незачет» за курс внеурочной деятельности.
Использованная литература:
1.Волина В. «Праздник букваря» - М., Просвещение, 1996 г
2.Журналы «Начальная школа»
3. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.
4. М. Брокгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3
5. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.
6. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый английский" (3 класс)
"Весёлый английский" (внеурочная деятельность) 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый художник". 4 класс.
Рабочая программа курса «Весёлый художник» для обучающихся 4 класса общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с требованиями ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая игротека» для 2-4 класса с ОВЗ
Программа внеурочной деятельности «Весёлая игротека» для учащихся 1-4 классов с интеллектуальными нарушениями направлена на реализацию ФГОС начального общего образования. Прогр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые поделки» 1 класс
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей де...