Конспект урока на тему: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гневашева Анастасия Александровна

Тема урока: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

УМК: Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Повторение правописания непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Задачи:

- предметные:

- актуализировать знания об орфограммах корня;

- организовать деятельность по выбору способа определения непроизносимой согласной в корне слова.

-метапредметные:

- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- способствовать формированию умения преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемную ситуацию;

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

-личностные:

-воспитывать осознание учащимися ценности изучаемого способа определения непроизносимой согласной в корне слова;

- воспитывать осознание практической важности определения орфограммы корня слова;

- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности.

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

- вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.

- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

- появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Познавательные УУД:

- самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий;

- составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Коммуникативные УУД:

- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Регулятивные УУД:

- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

- овладевают способом решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь):

Программа «Начальная школа XXI века»

По УМК Н.Ф. Виноградовой.

Оборудование и оформление:

Мел, доска

Дидактический материал:

Карточки с заданиями.        

Физминутка:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Виды деятельности на уроке:

- Работа с учебником;

- Работа с рабочей тетрадью;

- Работа с раздаточным материалом;

- Групповая работа;

- Опрос учащихся;

И так далее.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

- подготовка раздаточного материала (карточки с заданиями);

- записи на доске;

- карточки со словами.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Внимательно проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Ручка, учебник и тетрадка?

Все дружно беритесь скорей за работу.

-Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение. Сегодня мы с вами снова будем открывать для нас что-то новое и повторять уже изученное ранее. Но для начала я предлагаю вам вспомнить то, что вы уже знаете.

2. Повторение пройденного материала:

Двое учеников работают с карточками, а один ученик работает у доски. Во время этого весь класс выполняет упражнение 1 на странице 12 (рабочая тетрадь).

После выполнения задания учеником, который работал у доски, ему можно задать вопросы:

- Что такое корень? (Общая главная часть слова)

- Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, имеющие общее

значение и общий корень)

- Что наблюдается в данных корнях? (чередование согласных).

3. Сообщение темы урока:

- А сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. Какая орфограмма встретилась вам в слове двадцать? (непроизносимая согласная) четвертое? (Безударная гласная) сентября? (словарное слово).

- Прочитайте предложение, написанное на доске.

Сердце матери лучше солнца греет.

- К какому литературному жанру относится данное предложение?

(пословица). Объясните значение пословицы.

- Какую орфограмму вы видите в пословице? (непроизносимая

согласная в корне слова).

- Запишите пословицу к себе в тетрадь, а ……… подберёт и

запишет проверочные слова на доске.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Непроизносимые согласные в корне слова).

Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания о

непроизносимой согласной в корне слова; будем учиться находить

непроизносимые согласные в разных словах и проверять их.

4. Работа по теме урока:

-Посмотрите на доску и прочитайте:

Под сосной в хвоинках рыжих

Не ищи зимою рыжик.

Рыжий рыжик рыж не зря:

Рыжик – вестник октября.

Какие слова вам не понятны? Можно ли это назвать текстом? Почему? К какому литературному жанру он относится? (стихотворение).

- Объясните значение слова вестник. (Можно обратиться к толковому

словарю).

- Подберём однокоренные слова к слову вестник.

(Вывесить на доску карточки со словами вестник, весть, известие, известный, известно).

- Запишем в тетрадь эти слова, обозначим в них корень.

- Давайте ещё раз произнесём все вместе эти слова и скажем: все ли

согласные звуки в них произносятся. В каких словах?

- Сколько букв и сколько звуков в слове вестник? (7б., 6 зв.) Почему

букв больше?

ВЫВОД: Звуков меньше, чем букв, потому что в слове есть непроизносимый согласный.

- В какой части слова находится этот звук? (В корне)

- Как называется звук, который не произносится? (Непроизносимый)

- Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Как узнать,

надо ли писать букву Т? (Надо подобрать однокоренные родственные слова

так, чтобы этот звук слышался чётко).

- На доске вы видите памятку с алгоритмом для проверки написания

непроизносимых согласных в корне слова.

Памятка

- Какие же слова будут проверочными для слова вестник? (Весть,

известие). Подчеркните в тетрадях эти слова.

- Ответьте на вопрос: «Соответствует ли в некоторых словах произношение написанию?» (Нет)

5. Физминутка

6. Работа в группах (внутригрупповая дискуссия, самопроверка,

взаимопроверка, взаимопомощь).

– А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны

предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу

синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться

карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В

тетради записать предложения.

- Перед началом работы, давайте вспомним, что такое синонимы.

1. Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные

поздней

яростный

радостное

чудесная

2.В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат

на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть

необыкновенное в огнях небо.

красные

безобразной

прекрасное

звездное

3.Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря

низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

небесный

здравствуй

напрасно

солнце

вестники

4.Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы

людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную

тихую мелодию.

чудесный

праздник

поздней

гигантские

песню

Фронтальная проверка задания. Отвечает один представитель группы.

7. Работа с учебником.

Выполнение упр.2 и упр.4 на с. 37. Два ученика работают возле доски, остальные выполняют упражнение 2 на стр.37.

8. Закрепление изученного материала.

На доске записаны слова:

Праз…ник, здра…ствуй, чу…ство, в…лна, цв…ток, тр…пинка, гла…ки,

дож..ь, кни…ка, р…ка.

- Вставить пропущенные буквы и объяснить, какая орфограмма встретилась.

Один ученик работает возле доски, остальные – в тетрадях.

Рефлексия (ответы на вопросы):

- Над какой темой мы сегодня работали? (Непроизносимые согласные)

- Да,

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

- Кто запомнил правило проверки слов с непроизносимой согласной в

корне?

Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

Выставление оценок за работу у доски и активность во время урока.

- Я благодарю вас всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания!

Домашнее задание:

Повторение правила проверки непроизносимой согласной в корне и упражнение 3 на странице 37 (учебник).

Используемая литература:

- Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся четырёхлетней начальной школы: в 2 ч. – Часть 1. /С.И. Иванов, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2014. - Начальная школа XXI века.

- Иванов, С.В. Русский язык. 3 класс. Комментарии к урокам. ФГОС /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; ред. А.А. Борзенкова. — Москва: Вентана- Граф, 2018. — 496с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок объяснения нового материала "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Урок  знакомит  с  правописанием  непроизносимых согласных  в  корне  слова; развивает  наблюдательность,логическое  мышление; прививает интерес  к ...

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова .

Учить детей опредделять слова с непроизносимой гласной в корне слова.упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....

Конспект урока по русскому языку "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых...