Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Общее понятие об имени существительном.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Задачи:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- формировать умение различать существительные среди других частей речи,
- учить соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета;
- вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,
- научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение; соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные – УУД (универсальные учебные действия)
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;
Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; логические действия, установление аналогий, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные : высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Работа: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная, самопроверка, самооценка.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формирование УУД |
I. Организационный момент. Мотивация. Самоопределение к деятельнос ти | Настроить детей на получение новых знаний. – Здравствуйте, ребята! – У вас хорошее настроение? – Проверьте готовность к уроку. – Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз: наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю вывод. (Слайд 1) | Проверка рабочего места. Позитивный настрой на урок. | |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. | – Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы. – Какой звук произносим в начале каждого слова? – Расскажите про этот звук. – Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц. (Слайд 2 Работа с анимацией «Чистописание») – А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы). Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». – Запишите скороговорку. – Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. – Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены. (Слайд 3) | В цветнике цветут цветы. Звук Ц Согласный, глухой, твёрдый Самостоятельное прописывание в тетради. В середине слова – ци, а в конце слова – «цы». Исключение: цыган, цыпочки, цыплёнок Один ученик диктует предложение, проговаривая. Все слова родственные; однокоренные. Взаимопроверка. | Установление аналогий, построения рассуждений. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Умения понимать причины успеха/неуспеха. |
III. Постановка учебной практической задачи. | Работа со словарным словом. – Отгадайте ребус. (Слайд 4) Расскажите о слове. –Что обозначает это слово? – Определите тему урока. | Коньки 2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 6 букв, 5 звуков. Предмет Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
IV. Работа над новым материалом Лексико-грамматические признаки имен существительных. | – На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика. Коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать, хороший, рисовать, золотой (Слайд 5) – Что обозначают слова каждой группы? – Мы остановимся только на первой группе слов. – Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе? – Такие группы слов (части речи) называются именами существительными. (клик ышкой) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? | Коньки; весёлый; думать Свадьба; большой; играть Медведь; хороший; бежать Дождь; золотой; рисовать 1 – предметы, 2 – признаки, 3 – действия Предметы, явления природы, состояние | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме . Анализ объектов с целью выделения их признаков. |
Зарядка для глаз | (Слайд 6) | ||
2. Первичное закрепление во внешней речи: «Жужжащее» чтение стихотворения. | (клик мышкой) – В какие слова из стихотворения может превратиться Существительное? – Назовите их! Докажите, что правильно нашли слово. (Слайд 7) |
| |
3. Работа с учебником. | Упражнение №208 – В каждую группу существительных напишите ещё по три слова 1.Явления природы: что? мороз, .... 2.События: что? праздник, .... 3.Состояние: что? обида, .... Проверка записи у детей. (Слайд 8) | Варианты ответов: 1 – ветер, дождь, снег; 2 – свадьба, рождение, война; 3 – грусть, радость, печаль. | Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами |
4.Введение понятия «одушевленное/неодушевленное» | – С каким словарным словом сегодня знакомились? – Какие бывают коньки? – Назови лишний предмет? Почему? (клик мышкой – выводится слово «одушевленные») –Такие предметы называются одушевлённые. – Как вы понимаете это слово? – Они отвечают на вопрос Кто? – А как можно назвать все остальные существительные? – Они отвечают на вопрос Что? (Слайд 9) Правило: Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, обозначают живые предметы, называются одушевлёнными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными. | Коньки (Рисунок – ответы детей) Он живой Те, у кого есть душа – животные и люди (Придумывают названия – бездушные, ...., неодушевленные) | Построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Физминутка | |||
V. Первичное закрепление. 1. Работа в парах. | Игра «Рассади пассажиров». – Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»? – По какому признаку вы разделили слова? – Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? – Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? | Заполнение карточек для работы в паре. Животных; людей; живые существа. Разные предметы; неживое; неживые предметы. | Адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре. |
2. Работа с учебником. | -Выполним упражнение №220.
Проверь. (клик мышкой) (Слайд 10) | Вариант I выписывает неодушевлённые существительные, вариант II – одушевлённые. | |
3. Проверка усвоения. | –А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа) – (клик мышкой у каждого слова) –Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого? (клик мышкой) (Слайд 11) | Капля – цапля Кол – вол Дверь – зверь Мак – рак Дом – сом
| Активное использование речевых средств |
4. Мозговой штурм. Активизация всех знаний о существительном. | – Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт? – Объясните, почему вы так думаете. (Слайд 12)
| В выбранных словах убираем «лишнее» методом исключения. Кабанчик – одушевлённое Рубаха – 3 слога Ковшик – парная согласная Слово «полка» – «не опасное» | |
5. Работа с предложением. | – Спишите с доски. Подчеркните имена существительные. (Аисты свили гн.здо на крыше дома. В гн.зде п.щ.ли пт.нцы) – Проверьте орфографию (клик мышкой – вывод образца) – Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку? – Проверьте, все ли существительные вы нашли? – По каким приметам вы узнали имена существительные? (Слайд 13) | Списывают. Проверяют. | |
VI. Рефлексия. Итог урока | – Какое задание вам понравилось? – Что называется именем существительным? – Какие бывают имена существительные? | Подведение итогов. | Самооценка деятельности |
VII. Домашнее задание | (Слайд 14) – Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8-10 слов). – Посмотреть, если нужно, значения слов в словаре. вариант I – записать одушевленные существительные вариант II – неодушевленные существительные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс. Понятие об имени существительном.
Первый урок по теме. На уроке рассматриваются признаки существительных: одушевленные, неодушевленные, обозначение названий предметов, явлений природы, признаков, действий, изменение по числам, род сущ...

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.
Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....

Конспект урока русского языка на тему: "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи." 3 класс
Конспект урока русского языка....

Урок русского языка Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи. 2 класс
Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным".
Методический материал к уроку русского языка на тему "Связь между именем существительным и именем прилагательным"для 2 класса поможет молодым учителям в объяснении представления о дейст...