Конспект урока " Существительные женского рода с твердой и мягкой основами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мазурова Екатерина Александровна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тип урока: Открытие новых знаний

Используемый УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 3

Дата проведения: 13.05.19

Тема урока: Существительное женского рода

Цель урока: Познакомиться с именами существительными женского рода, развивать речь, пополнять словарный запас.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: Имя существительное. Женский род имен существительных. Упражнение в распознавании женского рода имен существительных.

Умения: осознавать значение понятия «имя существительное»; владеть первоначальными признаками для опознавания имен существительных  среди других частей речи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

· Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

· Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

· Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

· Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

· Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

· Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудно-стей;

Познавательные УУД:

· Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

· Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

· Воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

· Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

· Использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;

Коммуникативные УУД:

· Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

· Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Личностные УУД:

· Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

· Учебно-познавательный интерес;

· Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

· Проявлять интерес к русскому языку.

- Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

Межпредметные связи: чтение

Ресурсы и оборудование: 

- для учителя: учебник по русскому языку В.П. Канакина 3 класс 2часть, компьютер, проектор, презентация;

- для ученика: учебник по русскому языку В.П. Канакина 3 класс 2часть, карточки с заданиями, тетрадь, пенал, дневник.

Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

  1. Этап. Самоопределение к деятельности.

Личностные УУД:

-Учебно-познавательный

интерес;

-Проявлять интерес к предмету русский язык

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас таких красивых, с хорошим настроением. Желаю вам много интересных открытий. За работу.

Проверьте вашу готовность к уроку. На партах должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Откройте тетрадь и запишите число, «Классная работа». Сегодня двадцать седьмое июня.

2 мин

  1. Актуализация опорных знаний

Регулятивные УУД:

-Принимать и сохранять

цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-Планировать

свои действия для решения задачи;

-Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

-Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить не-обходимые коррективы; Коммуникативные УУД: 

-Участвовать в диалоге, общей беседе.

-Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Личностные УУД:

-Учебно-познавательный интерес;

-Проявлять интерес к предмету русский язык

Я произношу утверждение. Если вы согласны со мной, тогда киваете головой, если нет, тогда поворачивает е головой в разные стороны.

Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предметов.

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные бывают только мужского и женского рода.

В чем же ошибка?

Одушевленные существительные:

          мама, скала, муха, ребенок.

В чем ошибка?

Существительные женского рода:

         деревня, парта, дверь, степь, ухо

В чем ошибка?

Существительные мужского  рода:

барабан, будильник, булавка, бублик

В чем ошибка?

Существительные среднего рода:

утюг, звено, окно, дело, одеяло.

В чем ошибка?

Скажите, какие бывают звуки?

Какие согласные всегда мягкие?

Какие согласные всегда твёрдые?

Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных?

Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

Какая буква служит для обозначения мягкости согласных?

Кивают головой

Кивают головой

Поворачивают головой

Имена существительные так же бывают среднего рода.

Поворачивают головой

Скала – это неодушевленное существительное

Поворачивают головой

Ухо – это существительное среднего рода

Поворачивают головой

Булавка – это существительное женского рода

Поворачивают головой

Утюг – это существительное мужского рода

Гласные и согласные

Ч, Щ, Й

Ж, Ш, Ц

А, О, У, Ы, Э

Е, Ё, И, Ю, Я

Мягкий знак

4 мин

  1. Постановка учебной задачи, обсуждение возникших затруднений.

Регулятивные УУД:

-Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

 -Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; Познавательные УУД: -Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно)

 -Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: 

-Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),

Личностные УУД:

 -Учебно-познавательный интерес;

-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Прочитайте слова на слайде: яблоня, лампа, баня, стенка, деревенька.

Определите род этих существительных.

На какие согласные заканчиваются основы. Существительных?

Какие существительные с мягкой основой?

Запишите их в тетрадь выделите основу.

О чем мы сегодня поговорим?

Верно, тема нашего урока: «Имена существительные женского рода с твердой и мягкой основами».

Эти существительные женского рода

На мягкие и на твёрдые

Яблоня, баня, деревенька.

Записывают в тетрадь слова и выделяют основу.

О основе имен существительных женского рода

4 мин

  1. Открытие нового знания

Регулятивные УУД:

-Планировать (в сотрудничестве с учителем  и самостоятельно) свои

действия для решения

задачи;

-Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

-Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме; Познавательные УУД: 

-Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; Коммуникативные УУД:

-Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной за-дачи;

Личностные УУД: 

-Учебно-познавательный интерес;

-Проявлять интерес к предмету русский язык

-Подберите к словам «печной, мощный» однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием.

-Произнесите эти существительные. Какой звук слышите в конце основы каждого слова?

-Вспомните особенности этих звуков. Нужно ли обозначать их мягкость на письме?

-Подберите к прилагательному «молодежный» однокоренное существительное женского рода в начальной форме с нулевым окончанием.

-Произнесите это существительное. Какой звук вы слышите в конце основы каждого слова?

-Прочитайте слова печь, мощь, молодежь. Обратите внимание, что они пишутся с мягким знаком в конце слова.

-В каких случаях мы пишем мягкий знак на конце существительных после ж, ч, ш, щ?

Верно, укажите основу в таких словах, как:

Мама, ночь, цепь, любовь, сова, игра, соль, моль, пыль, тень, берёза, искра, тьма.

Какой род у этих существительных?

Продолжите высказывание: Существительное женского рода может быть ...

Откройте учебники на стр. 6, упр.6 . Выполним это задание.

Только задание будет такое: Поставьте существительные женского рода в начальную форму. Запишите их. Разберите по составу. Отметьте твердую и мягкую основу.

Печь, мощь

Мягкий звук

Нужно

Молодежь

Твердый звук

В конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак.

Твердая основа: Ночь, цепь, любовь, соль, моль, пыль, тень.

Мягкая основа: Мама, сова, игра, береза, искра, тьма

Женский род

только с мягкой основой, только с твердой основой, с мягкой и твердой основами

Твердая основа - березА, сторонА, силА.

Мягкая основа – ночь, бурЯ, жизнь.

15 минут.

  1. Первичное закрепление

- Выпишете слова женского рода. Твердую основу выделите синим карандашом, а мягкую зеленым:

Сирень, поляна, плющ, роща, соловей, садик, луч, дача, печь, помощь, праздник, окошко, закат, облако, север, восток, площадь, верёвка, дядя, дедушка, лень.

Подберите к словам печной, мощный однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием.

Произнесите эти существительные. Какой звук слышите в конце основы каждого слова? Вспомните особенности этих звуков. Нужно ли обозначать их мягкость на письме?

Подберите к прилагательным молодежный, сухой однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием.

Произнесите эти существительные. Какой звук вы слышите в конце основы каждого слова? Прочитайте слова печь, мощь, молодежь. Обратите внимание что они пишутся с мягким знаком в конце слова, а существительные мужского рода оканчивающиеся на ш, ж, ч, щ пишутся без мягкого знака.

В каких случаях мы пишем мягкий знак на конце существительных после ж, ч, ш, щ, а в каких нет?

- печь, мощь

- молодёжь, сухость

- В конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак. В конце существительных мужского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется

5 мин

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Ребята откройте учебник на стр. 26 и  самостоятельно выполните упр. 42-43

 

7 мин

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Укажите какая основа  в этих словах:

Мама, ночь, цепь, любовь, сова, игра, соль, моль, пыль, тень, берёза, искра, тьма.

Какой род у этих существительных?

Продолжите высказывание: Существительное женского рода может быть ...

- Женский

- Только с мягкой основой, только с твердой основой, с мягкой и твердой основами

5 м

  1. Рефлексия

Вот и закончился урок! Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось?

 – Что было трудно?

2 м


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные женского рода с твердой и мягкой основами

Слайд 2

Познакомиться с именами существительными женского рода Цель

Слайд 3

Мама, ночь, цепь, любовь, сова, игра, соль, моль, пыль, тень, берёза, искра, тьма .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных мужского рода"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему " Твердая и мягкая основа существительных среднего рода"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных среднего рода.Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Конспект урока по русскому языку. Тема:«Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме». (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с твёрдыми, мягкими согласными звуками и буквами, нужными для их обозначения.Планируемые результатыПредметные: научить пользоваться полученными знаниями...