Конспект открытого урока по русскому языку: «Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 22.04.2020г.
Класс: 2 «А»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании»
Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием о тексте-описании и его отличительных признаках.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать понятие о тексте-описании;
- уметь различать текст-описание и текст-повествование; составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 2кл. 2ч.: В.Г.Горецкий; презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности
| 1мин | Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
| Приветствуют учителя.
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II.Актуализация знаний и мотивация
Практический: чистописание
Практический: экспериментальная работа
Словесный: беседа
Словесный: слушание текста
Словесный: беседа
| 2 мин | Экспериментальная работа. Готовы ли вы достичь второй уровень исследования? Тогда получайте новое задание от Роберта. Минутка чистописания. Метро стоят под землей, оно большое и глубокое. Сначала выкапывают большую яму, затем укрепляют стены чугунными плитами. Готовое метро имеет форму длинной трубы. Когда его достроят, оно получается красивое. Там ездят быстрые поезда. О чем этот текст? Какое это метро? Я вам описала метро. Значит, какой текст я вам прочитала? Какой вопрос можно задать к этому тексту? В этом тексте больше, какой части речи? Что такое прилагательное? Сделаем вывод: текст, в котором дается описание предмета, называется текстом-описанием. |
Буква О,о.
Письмо буквы О,о в тетрадях.
Цветущий, улыбка, дарить, звонок, соседка, прямой, пирог, указка. Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне. -Неодушевленные. -О метро. -Подземное метро. -Описание. -Какое? | Р.: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. П.: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач |
III.Постановка учебной задачи
Словесный: беседа
Наглядный: презентация | 3 мин. | - Исходя из этой работы, определите тему сегодняшнего урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель.
| -Текст-описание. Роль прилагательных в нём. -Научиться составлять текст-описание. План: | Р.: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; П.: построение речевого высказывания; К.: участвуют в учебном диалоге. |
IV. Открытие нового знания
Словесный: беседа
Словесный: выразительное чтение
Практический: упражнение |
| Откроем учебники на стр. 96, прочитаем правило. Чтобы определить, какова роль прилагательных в тексте-описании, для этого найдем упр. 163, стр. 95. Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!... Прочитайте. Один человек читает выразительно. - О чём говорится в тексте? - Что хотел нам сказать автор? Какой вопрос можно задать к этому тексту? А почему снежинка смелая? Какие слова помогли вам ее представить? Какая это часть речи? Если бы не было прилагательных, вы бы поняли, о чем идет речь? Для чего нам нужны прилагательные в речи? Какой это текст? Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!... Какие орфограммы в этом предложении? Обратите внимание, что слова светло, снежинка и т.д. записаны с большой буквы. Обратите внимание на знаки препинания, в конце предложения стоит знак восклицания. А также, в конце предложения стоит троеточие. Что оно означает? Закрыли глаза, рассказали себе. Прочитаем по слогам. Запишите в воздухе. Напишите стих по памяти. Подчеркните прилагательные волнистой линией. Определите число имен прилагательных. Проверьте себя. Какие предложения в тексте отвечают на вопрос, какие грачи? Спишите текст. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу. | Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно задать вопросы какой? какая? какое? какие? -О снежинке. -Какая? -Чистая, белая, пушистая.
-Прилагательные. -Нет. -Для того, чтобы наша речь была более выразительной, яркой, разнообразной.
Жи-ши пишем с буквой и.
По памяти записывают текст.
О грачах. 2-3 предложение.
3,4 предложения
-Текст-описание. |
|
V.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: работа с текстом
|
3 мин | 1. Работа с текстами. 2. Кто хочет прочитать первый текст? А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. - Перед вами два текста. Прочитайте их внимательно и определите вид текста. - Что общего у этих текстов ? - Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - повествовании? - Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - описании? - Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные? | Читают текст.
-Одна тема. -Глаголы.
Делают нашу речь красочной, законченной, сформулированной, понятной. | П: поиск и выделение информации
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков |
Динамическая пауза
Практический: упражнения | 1 мин | -Видеоролик.
| Выполняют упражнение. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
VI. Самостоятельная работа
Практический: задание
Словесный: составление рассказа
| 7 мин | - Творческая работа на листочках. Пофантазируйте на тему «Путешествие снежинки на землю». Составьте такой рассказ или сказку. Проверим! Расскажите его. Запишите. Проверьте. | Самостоятельно составляют рассказ или сказку.
| П: поиск и выделение необходимой информации; К: контроль. Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.
|
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа | 3 мин | О чём вы сегодня узнали? | -О тексте-описании. | П: построение речевого высказывания |
VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)
Словесный: беседа | 2 мин | -Оцените свою работу на уроке. |
Анализируют свою работу. | Р: анализ собственной работы; К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Познакомить с новым видом сказок – бытовой сказкой, на основе
русской народной сказки «Мужик и медведь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....
Открытый урок по русскому языку по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных женского и среднего рода»
Нужно для счастья порою немного: Шофёру – прямая дорога,...
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....
Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.
Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....
Конспект урока по русскому языку «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?», 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «...
технологическая карта урока русского языка «Понятие о тексте-описании» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Понятие о тексте-описании»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование представления о понятии «текст-описание», ознакомление с его отлич...