Конспект открытого урока по русскому языку: «Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кукленко Наталья Геннадьевна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по русскому языку26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  22.04.2020г.

Класс: 2 «А»

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании»

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием о тексте-описании и его отличительных признаках.
Планируемые результаты:

Предметные:

-знать понятие о тексте-описании;
уметь различать текст-описание и текст-повествование; составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные.

Личностные:

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

    

Тип урока: «открытие»  нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 2кл. 2ч.: В.Г.Горецкий; презентация, раздаточный материал.


 

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

 

 

1мин

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

 

Приветствуют учителя.

 

 

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний и мотивация

 

Практический: чистописание

 

Практический: экспериментальная работа

 

 

 

Словесный: беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: слушание текста

 

 

 

 

 

 

Словесный: беседа

 

 

 

 

 

 

2 мин

Экспериментальная работа.

Готовы ли вы достичь второй уровень исследования? Тогда получайте новое задание от Роберта.
Сегодняшнее задание вам дано для самостоятельного выполнения. Ознакомьтесь со всеми заданиями, прочитайте их внимательно. Есть вопросы? Выполняйте. Отправьте мне фотографию выполненного задания.
Давайте проверять. Оцените свою работу. Справились ли вы? Молодцы.

Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку и узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла.
Покатиться бы могла.
- Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква О,о.
Кто сможет показать на доске?
Орфографическая минутка.
(На доске записаны слова.)
Цв…тущий, улы…ка, д..рить, зв…нок, сосе…ка,  пр…мой, пиро…, ука…ка.
- На  какие две группы можно разделить эти слова?
Запишите слова в два столбика.
- Назовите имена существительные.
-Назовите одушевлённые имена существительные.
- Как называются остальные имена существительные?
Найдите среди данных слов глаголы. (дарить)
- Из скольких слогов состоит глагол «дарить»? (их 2-х)
- Назовите имена прилагательные.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе?
Во множественном числе?
Послушайте внимательно текст про метро.

Метро стоят под землей, оно большое и глубокое. Сначала выкапывают большую яму, затем укрепляют стены чугунными плитами. Готовое метро имеет форму длинной трубы. Когда его достроят, оно получается красивое. Там ездят быстрые поезда.

О чем этот текст?

Какое это метро?

Я вам описала метро.

Значит, какой текст я вам прочитала?

Какой вопрос можно задать к этому тексту?

В этом тексте больше, какой части речи?

Что такое прилагательное?

Сделаем вывод: текст, в котором дается описание предмета, называется текстом-описанием.

 

Буква О,о.

 

 

Письмо буквы О,о в тетрадях.

 

Цветущий, улыбка, дарить, звонок, соседка, прямой, пирог, указка.

Слова с безударной гласной в корне и слова с парной согласной в корне.
-Улыбка, звонок, соседка, пирог, указка.
-Одушевлённые (соседка).

-Неодушевленные.
-Дарить.
-Из 2х слогов.
-Цветущий, прямой.
-В единственном числе: какая, какой? Во множественном числе: какие?

-О метро.

-Подземное метро.

-Описание.

-Какое?
-Прилагательных.

Р.: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

III.Постановка учебной задачи

 

Словесный: беседа

 

Наглядный: презентация

3 мин.

 - Исходя из этой работы, определите тему сегодняшнего урока.

Исходя из темы, поставьте перед собой цель.
Давайте построим план на наш сегодняшний урок.
Как вы думаете, что мы будем с вами делать?

 

 -Текст-описание. Роль прилагательных в нём.

-Научиться составлять текст-описание.  

План:
1. Что такое текст-описание.
2. Роль прилагательных в тексте-описании.
3. Структура текста описания.
4. Составление текста-описания.

Р.: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

П.: построение речевого высказывания;

К.: участвуют в учебном диалоге.

IV. Открытие нового знания

 

Словесный: беседа

 

 

Словесный: выразительное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический: упражнение

 

Откроем учебники на стр. 96, прочитаем правило.

Чтобы определить, какова роль прилагательных в тексте-описании, для этого найдем упр. 163, стр. 95.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!...

Прочитайте. Один человек читает выразительно.

- О чём говорится в тексте?

- Что хотел нам сказать автор?

Какой вопрос можно задать к этому тексту?

А почему снежинка смелая?

Какие слова помогли вам ее представить?

Какая это часть речи?

Если бы не было прилагательных, вы бы поняли, о чем идет речь?

Для чего нам нужны прилагательные в речи?

Какой это текст?

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!...

Какие орфограммы в этом предложении?

Обратите внимание, что слова светло, снежинка и т.д. записаны с большой буквы. Обратите внимание на знаки препинания, в конце предложения стоит знак восклицания. А также, в конце предложения стоит троеточие.

Что оно означает?

Закрыли глаза, рассказали себе.

Прочитаем по слогам. Запишите в воздухе.

Напишите стих по памяти. Подчеркните прилагательные волнистой линией. Определите число имен прилагательных.

Проверьте себя.
Упражнение 164. Прочитайте текст.
О ком говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?

Какие предложения в тексте отвечают на вопрос, какие грачи?
Какой это текст?

Спишите текст. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.

К тексту-описанию можно задать вопросы какой? какая? какое? какие?

-О снежинке.

-Какая?

-Чистая, белая, пушистая.

 

-Прилагательные.

-Нет.

-Для того, чтобы наша речь была более выразительной, яркой, разнообразной.
-Текст-описание.

 

 

Жи-ши пишем с буквой и.

 

 

 

 

 

 

 

По памяти записывают текст.

 

 

 

О грачах.

2-3 предложение.

 

3,4 предложения

 

 

-Текст-описание.

 

V.Первичное закрепление во внешней речи

 

Словесный: работа с текстом

 

 

 

 

 

3 мин

1.       Работа с текстами.

2.       Кто хочет прочитать первый текст?

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- Перед вами два текста.

 Прочитайте их внимательно и определите вид текста.

- Что общего у этих текстов ?

- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - повествовании?

- Какая часть речи играет ведущую роль в тексте - описании?        

- Какую роль в нашей речи играют глаголы и имена прилагательные?

Читают текст.

 

 

 

 

 

 

-Одна тема.

-Глаголы. 
-Прилагательные.

 

 

Делают нашу речь красочной, законченной, сформулированной, понятной.

П: поиск и выделение информации

 

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Динамическая пауза

 

Практический: упражнения

1 мин

-Видеоролик.

 

Выполняют упражнение.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

VI. Самостоятельная работа

 

Практический: задание

 

Словесный: составление рассказа

 

7 мин

- Творческая работа на листочках.

Пофантазируйте на тему «Путешествие снежинки на землю».

Составьте такой рассказ или сказку.

Проверим!

Расскажите его.

Запишите.

Проверьте.
(Оценивание).

Самостоятельно составляют рассказ или сказку.

 

П: поиск и выделение необходимой информации;

К: контроль.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

 

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

3 мин

О чём вы сегодня узнали?
Давайте вернёмся к нашему плану и проверим, всё ли мы выполнили.

-О тексте-описании.
Да, мы всё выполнили по плану.

П: построение речевого высказывания

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

 

Словесный: беседа

2 мин

-Оцените свою работу на уроке.
Покажите мне, какое у вас настроение.
Всем спасибо за урок!

 

Анализируют свою работу.

Р: анализ собственной работы;

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

Познакомить  с  новым  видом  сказок  –  бытовой  сказкой,  на  основе

русской народной сказки «Мужик и медведь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....

Конспект урока по русскому языку «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?», 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «...

технологическая карта урока русского языка «Понятие о тексте-описании» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Понятие о тексте-описании»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование представления о понятии «текст-описание», ознакомление с его отлич...