Конспект урока по русскому языку «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?», 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 09.04.2019 Школа: 148 Класс: 2 «М» Кабинет: 212 | ФИО учителя Шилова Н.А. ФИ студента Комлева А., 36 гр. ФИО методиста Галиуллина Н.К. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные
знать: определение понятий «прилагательное», «тест – описание»;
уметь: распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные; ставить вопросы от существительного к прилагательному.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», Горецкий В.Г., 2 класс 2 часть УМК «Школа России»; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Практический: психологический настрой | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. - Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке. - Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее. - Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: частично-поисковый, учебный диалог, беседа, ответы на вопросы Наглядный: презентация Практический: прописывание заглавной и строчной буквы, слова Словесный: частично- поисковый, учебный диалог | 4-5мин | -Открываем рабочие тетради. От последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз и посередине записываем – 9 апреля. На следующей строчке - классная работа. Минутка чистописания. Ребята, для того, чтобы писать красиво, мы проведем минутку чистописания. Мы повторим правописание буквы, отгадав загадку: На ветке не птичка- Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это?... (Белка) (Слайд) «Изображение белки» -Какая первая буква в слове белка? -Дайте характеристику этому звуку. -Посмотрите, как правильно пишется заглавная и строчная буквы Б б. -Садимся правильно и до конца строчки прописываем заглавную и строчную б. -Ниже записываем в строчку с маленькой буквы слово «белка» Словарная работа. -А сейчас мы с вами будем обогащать наш словарный запас. -Ребята, я на слайде показываю слово, в котором пропущена одна буква. Ваша задача вставить в слово правильную букву и поставить ударение. Записываем столбиком! уч.ник б.рёза ябл.ко .гурец ов.щи -Ребята, к этим словам подберите с помощью вопроса подходящее прилагательное. -Какой вопрос зададим к слову ученик? -Какое прилагательное можно подобрать? -Записываем рядом со словом ученик прилагательное. -Какие вопросы зададим к оставшимся словам? Какие прилагательные подберем? -Ребята, что мы сейчас с вами подбирали к словам (к существительным)? -А для чего? | Выделяют необходимую информацию Записывают число и классная работа.
Прописывают в тетради заглавную и строчную букву б.
береза яблоко огурец овощи -Какой? -Прилежный, аккуратный
яблоко (какое?) вкусное огурец (какой?) зеленый овощи (какие?) полезные -Прилагательные. -Для того, чтобы описать слово. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной П.: осознание познавательной задачи |
III. Постановка учебной задачи Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог | 7м | - Из данных букв составьте слово Е С Т КТ - С какими видами текстов вы уже познакомились? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Верно! Откройте учебник на стр. 95. Давайте прочитаем тему урока. -Отталкиваясь от темы урока, поставьте цель урока. | -Текст -Текст-повествование, текст-описание. -Текст-описание или прилагательные, которые помогают описывать текст. Ученик читает тему урока. -Сегодня мы узнаем, что такое текст - описание и какова роль прилагательных в нем. | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы, моделирование Словесный: беседа Практический: записывают стихотворение по памяти | 7м | -А разобраться с этим нам поможет упр. 163. -Прочитайте, первое задание.
-Ребята, к какой части речи относится словосочетание «светло-пушистая»? -Ребята, обратите внимание, что каждая строчка пишется с большой буквы, т.к. это стихотворение. -Теперь прочитаем четверостишие хором. – Сейчас закрываем учебники и пишем стихотворение по памяти. | Читают. Светло - пушиста, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!... Автор Константин Дмитриевич Бальмонт 1 ВОПРОС: Белой, белоснежной, пушистой. Светло-пушистая, снежинка-белая. Несмотря на то, что снежника маленькая, она не боится лететь и растаять. К имени прилагательному Светло-пушистая Пишут по памяти. Проверяют работу. | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение информации П.: построение речевого высказывания К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Практический: выполняют движения | 2 м | Динамическая пауза | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии | |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Словесный: диалог учителя и учащихся Практический: выполнение упражнения письменно по заданию Словесный: беседа Практический: выполнение морфологического разбора | 7м | -Ребята, а теперь обратите свое внимание на упр. 164. Чему вы можете научиться в упражнении? В этом упр. мы будем учиться определять грамматическую основу и находить авторское отношение. -Прочитайте задание к упражнению 164. Георгий Алексеевич Скребицкий автор -Читаем первый вопрос после текста. -Ребята, а теперь с комментированием записываем 3-е предложение, подчеркиваем имена прилагательные. 4-е предложение запишем на доске и в тетрадях, подчеркиваем имена прилагательные. -Какие слова помогают точно описать грачей? Какая часть речи? -Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? -Да, ребята, благодаря прилагательным мы можем дать точное описание предмета, человека. Именно прилагательные уточняют предмет в тексте-описании. Ребята, давайте вспомним, что такое текст? -Ребята, а можно ли это назвать текстом? -Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). -О ком говорится в тексте? -Какой текст будет называться текстом-описанием?
-Ребята, так какой текст называется текстом-описанием?
В упр. 164 выписываем из 1-го предложения слово «грачи» и выполняем морфологический разбор данного слова. Один ученик на доске. | Читают внимательно. -О грачах. -Во 2м. 4. -Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. -иссиня-черные, широкое белое пятно, -белоносые. -Имя прилагательное. -Они помогают точно описать определенный предмет. -Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу. -Да. -Потому что здесь предложения, которые объединены одной мыслю и грамматически. -О грачях. -Грачи. -Да. -Текст, в котором с помощью прилагательных описывается предмет. Читают правило. Текст, в котором дается описание предмета или явления, называются текстом – описанием. К тексту описанию можно поставить вопросы какой? какая? каков? какие? -Какой? Какая? Какое? Какие? -Грачи- сущ., одуш., нариц., мн.ч. | П: поиск и выделение информации П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения письменно по заданию | 7-9мин | Сейчас я вам раздам карточки с текстом-описанием. Там будут пропущены прилагательные. Вы должны будете вписать подходящие прилагательные в текст, чтобы получился текст – описание. Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она маленькая, а хвост большой и пушистый. Шерсть рыжая, густая. Это самый веселый зверек. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: контроль П: поиск и выделение необходимой информации |
VII. Включение в систему знаний Практический: выполнение упражнения по заданию | 3мин | -С каким текстом мы сегодня с вами познакомились? -Какой вопрос можно задать к описательному тексту? -Для чего в таком тексте используются имена прилагательные. | С текстом-описанием.
| П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: обобщающая беседа | 2-3мин | Деятельностная -Ребята, какая тема нашего урока? Ребята, поднимите руку, кто понял, что такое текст-описание? -У кого на уроке были затруднения, поднимите руки? -Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? -Что запомнили? -Что смогли сделать? Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке? -Записываем домашнее задание: стр. 95 упр. 163 вопрос №3 Вам необходимо пофантазировать на тему: « Путешествие снежинки на землю». Составьте свой рассказ или сказку. -Спасибо за урок, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. -Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных? - Да, мы узнали, что такое текст - описание и какова роль прилагательных в нем. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р:осуществление итогового контроля |
+165 Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?
В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки. Г. Х. Андерсен
-Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?
Этот отрывок из сказки Г. Х. Андерсена "Дюймовочка". Тема текста - описание эльфа. Можно задать вопрос какой?
-Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор.
Прилагательные помогают автору описать эльфа, чтобы мы могли представить его внешний вид.
-Выпишите из текста имена прилагательные. А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст.
Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. | Белка. Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______, ________. Это самый _____зверек. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" во 2 классе по программе Школа России.
Конспетк урока "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"...
Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления с понятием «текст-повествование» и его отличительными признаками; совершенствование умения правильно выделять в тексте гл...
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст - описание?" 2 класс УМК "Школа России"
Дата: 21.04.2020 ...
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст-описание" (2 класс Школа России)
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст- рассуждение" (2 класс)
Конспект урока по русскому языку "Что такое текст- рассуждение" (2 класс)...
Конспект урока русского языка «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» ( УМК "Школа России", 2 класс )
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока Дидактические: 1) актуализировать знания о тексте – опис...