Конспект урока по русскому языку «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?», 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные 
знать: определение понятий «прилагательное», «тест – описание»;   
уметь:  распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные; ставить вопросы от существительного к прилагательному.                                                                                           
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        09.04.2019

Школа: 148

Класс: 2 «М»

Кабинет: 212                                                                                                                                                                                         

ФИО учителя Шилова Н.А.

ФИ студента Комлева А., 36 гр.

ФИО методиста Галиуллина Н.К.

                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?» 

Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: определение понятий «прилагательное», «тест – описание»;  

уметь:  распознавать текст-описание и выделять его характерные признаки составлять текст-описание, используя в нём имена прилагательные; ставить вопросы от существительного к прилагательному.                                                                                          

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», Горецкий В.Г., 2 класс 2 часть УМК «Школа России»; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: частично-поисковый, учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

 Практический: прописывание заглавной и строчной буквы, слова

Словесный: частично- поисковый, учебный диалог

4-5мин

-Открываем рабочие тетради. От последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз и посередине записываем – 9 апреля. На следующей строчке - классная работа.

Минутка чистописания.

Ребята, для того, чтобы писать красиво, мы проведем минутку чистописания.

Мы повторим правописание буквы, отгадав загадку:

На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?... (Белка)

 (Слайд) «Изображение белки»

-Какая первая буква в слове белка?

-Дайте характеристику этому звуку.

-Посмотрите, как правильно пишется заглавная и строчная буквы Б б.

-Садимся правильно и до конца строчки прописываем заглавную и строчную б.

-Ниже записываем в строчку с маленькой буквы слово «белка»

Словарная работа.

-А сейчас мы с вами будем обогащать наш словарный запас.

-Ребята, я на слайде показываю слово, в котором пропущена одна буква. Ваша задача вставить в слово правильную букву и поставить ударение. Записываем столбиком!

уч.ник

б.рёза

ябл.ко

.гурец

ов.щи

-Ребята, к этим словам подберите с помощью вопроса подходящее прилагательное.

-Какой вопрос зададим к слову ученик?

-Какое прилагательное можно подобрать?

-Записываем рядом со словом ученик прилагательное.

-Какие вопросы зададим к оставшимся словам? Какие прилагательные подберем?

-Ребята, что мы сейчас с вами подбирали к словам (к существительным)?

-А для чего?

Выделяют необходимую информацию

Записывают число и классная работа.






-Белка


-В слове белка первая буква «б».
-Б- согл., обозначает мягкий звук б и твердый звук б, этот звук парный б\п, звонкий.

Прописывают в тетради заглавную и строчную букву б.






ученик

береза

яблоко

огурец

овощи


-Какой?

-Прилежный, аккуратный


берёза (какая?) красивая

яблоко (какое?) вкусное

огурец (какой?) зеленый

овощи (какие?) полезные

-Прилагательные.

-Для того, чтобы описать слово.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П.: осознание познавательной задачи

III. Постановка учебной задачи

Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

- Из данных букв составьте слово  Е С Т КТ

- С какими видами текстов вы уже познакомились?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Верно! Откройте учебник на стр. 95. Давайте прочитаем тему урока.

-Отталкиваясь от темы урока, поставьте цель урока.

-Текст

-Текст-повествование, текст-описание.

-Текст-описание или прилагательные, которые помогают описывать текст.

Ученик читает тему урока.

-Сегодня мы узнаем, что  такое текст - описание и какова роль прилагательных в нем.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы, моделирование

Словесный: беседа

Практический: записывают стихотворение по памяти

-А разобраться с этим нам поможет упр. 163.
-Прочитайте, пожалуйста, задание и стихотворение.

-Прочитайте, первое задание.

 

-Ребята, к какой части речи относится словосочетание «светло-пушистая»?
- Ребята, давайте найдём орфограммы в этом четверостишии для того, чтобы вы смогли написать этот стих
по памяти без ошибок.

-Ребята, обратите внимание, что каждая строчка пишется с большой буквы, т.к. это стихотворение.

-Теперь прочитаем четверостишие хором. – Сейчас закрываем учебники и пишем стихотворение по памяти.
-Открываем учебник, поменялись работами с соседом по парте и проверяем друг друга.
-После проверки обменяйтесь тетрадями обратно и подчеркните прилагательные волнистой линией.

Читают.

Светло - пушиста,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!... Автор Константин Дмитриевич Бальмонт

1 ВОПРОС: Белой, белоснежной, пушистой. Светло-пушистая, снежинка-белая. Несмотря на то, что снежника маленькая, она не боится лететь и растаять.

К имени прилагательному

Светло-пушистая
Сн
ежинка (проверочное слово-снег, снежный) белая,
Какая чистая,
Какая смелая!..


Пишут по памяти.

Проверяют работу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

2 м

Динамическая пауза

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Словесный: диалог учителя и учащихся

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

Словесный: беседа

Практический: выполнение морфологического разбора

-Ребята, а теперь обратите свое внимание на упр. 164. Чему вы можете научиться в упражнении?  В этом упр. мы будем учиться определять грамматическую основу и находить авторское отношение. -Прочитайте задание к упражнению 164. Георгий Алексеевич Скребицкий автор

-Читаем первый вопрос после текста.
-О ком говорится?
-В каком предложении дается описание грачей?
-В каком предложении автор выразил свое отношение к птицам? Прочитайте его

-Ребята, а теперь с комментированием записываем 3-е предложение, подчеркиваем имена прилагательные. 4-е предложение запишем на доске и в тетрадях, подчеркиваем имена прилагательные.

-Какие слова помогают точно описать грачей? Какая часть речи?

-Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

-Да, ребята, благодаря прилагательным мы можем дать точное описание предмета, человека. Именно прилагательные уточняют предмет в тексте-описании. Ребята, давайте вспомним, что такое текст?

-Ребята, а можно ли это назвать текстом?
Почему?

-Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

-О ком говорится в тексте?
-Как бы вы озаглавили этот текст?
-Как думаете, можно ли назвать этот текст текстом-описанием?
-Почему?

-Какой текст будет называться текстом-описанием?


-Открываем учебник на стр 96 и читаем правило.

-Ребята, так какой текст называется текстом-описанием?


-Какие вопросы можно задать к тексту-описанию?

В упр. 164 выписываем из 1-го предложения слово «грачи» и выполняем морфологический разбор данного слова. Один ученик на доске.

Читают внимательно.

-О грачах.

-Во 2м.

4.

-Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

-иссиня-черные, широкое белое пятно, -белоносые.

-Имя прилагательное.

-Они помогают точно описать определенный предмет.

-Текст – это два или  более предложений, связанных друг с другом по смыслу.

-Да.

-Потому что здесь предложения, которые объединены одной мыслю и грамматически.

-О грачях.

-Грачи.

-Да.

-Потому что здесь описываются грачи.

-Текст, в котором с помощью прилагательных описывается предмет.

Читают правило.

Текст, в котором дается описание предмета или явления, называются текстом – описанием. К тексту описанию можно поставить вопросы какой? какая? каков? какие?
-Текст, в котором дается описание предмета или явления.

-Какой? Какая? Какое? Какие?

-Грачи- сущ., одуш., нариц., мн.ч.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

7-9мин

Сейчас я вам раздам карточки с текстом-описанием. Там будут пропущены прилагательные. Вы должны будете вписать подходящие прилагательные в текст, чтобы получился текст – описание.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она маленькая, а хвост большой и пушистый. Шерсть рыжая,  густая. Это самый веселый зверек.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения по заданию

3мин

-С каким текстом мы сегодня с вами познакомились?

-Какой вопрос можно задать к описательному тексту?

-Для чего в таком тексте используются имена прилагательные.

С текстом-описанием.


Какой? Какая? Какое? Какие?


Для того, чтобы дать писание предмета или явления.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

Деятельностная

-Ребята, какая тема нашего урока? Ребята, поднимите руку, кто понял, что такое текст-описание?

-У кого на уроке были затруднения, поднимите руки?

-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке?

-Записываем домашнее задание: стр. 95 упр. 163 вопрос №3 Вам необходимо пофантазировать на тему: « Путешествие снежинки на землю». Составьте свой рассказ или сказку.

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

-Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?

- Да, мы узнали, что  такое текст - описание и какова роль прилагательных в нем.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля

+165 Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?

В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.                                                                                    Г. Х. Андерсен

-Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?

Этот отрывок из сказки Г. Х. Андерсена "Дюймовочка". Тема текста - описание эльфа. Можно задать вопрос какой?

-Найдите в тексте имена прилагательные и скажите, с какой целью их употребляет автор.

Прилагательные помогают автору описать эльфа, чтобы мы могли представить его внешний вид.

-Выпишите из текста имена прилагательные. А теперь, опираясь на эти слова, устно перескажите текст.

Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.

Белка.

Этот пушистый зверек живет в лесу. Она ________, а хвост _______и__________. Шерсть______,  ________. Это самый _____зверек.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления с понятием «текст-повествование» и его отличительными признаками; совершенствование умения правильно выделять в тексте гл...

Конспект урока по русскому языку "Что такое текст- рассуждение" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Что такое текст- рассуждение" (2 класс)...

Конспект урока русского языка «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» ( УМК "Школа России", 2 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» (2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятий о тексте-описании, умения определять в нем роль прилагательных. Задачи урока   Дидактические: 1)  актуализировать знания о тексте – опис...