Урок русского языка 2 класс "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи - именем прилагательным. Материал рассчитан на учеников 2 класса, обучающихся по комплекту учебников "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Название раздела, темы: Части речи. Имя прилагательное.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: деятельностного подхода, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.
Цель урока:
познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с именем прилагательным, формировать мыслительную деятельность для более эффективного накопления и применения знаний, формировать умение ставить к имени прилагательному вопрос.
Развивающие: развитие умения определять роль имени прилагательного в нашей речи, обогатить и расширить словарный запас учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения;
умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.
Предметные:
находить прилагательные в тексте;
ставить вопросы от существительных к прилагательным,
устанавливать связь между прилагательными и существительными,
подбирать примеры имён прилагательных.
Личностные:
формирование нравственно-этических качеств личности;
воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Регулятивные УУД:
целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами).
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
выполнять практические упражнения;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
определение цели своего обучения;
устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу. | Коммуникативные УУД: настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
2. Самоопределение к деятельности Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах, изученных частях речи; 2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение; 3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | - На какие две группы можно разделить эти слова? Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска. - Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. - На какие вопросы отвечают слова первой группы? - Что обозначают? - Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? - Что обозначают слова второй группы? - Как сказать одним словом? - Как вы понимаете, что такое признаки? | Дети читают слова 1 человек работает у доски, остальные – в тетради. Ученик читает, остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек. - Кто? что? - Предмет. - Имя существительное. - Белая – цвет, робкий – внутреннее качество животного, деревянное – материал, широкие – размер. - Признаки. - Свойства предметов, его отличительные качества. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний; применять их на практике. Познавательные УУД: Расширение кругозора |
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи. | - Определите тему и цели сегодняшнего урока. - Прочитайте тему урока. Кто догадался, как называются слова, обозначающие признак предмета? | - Познакомимся со словами, которые обозначают признак предмета. Узнаем как они называются, на какие вопросы отвечают. - Дети читают тему на с.99. Слайд1. 1.Как называются слова? 2.На какие вопросы отвечают? 3.Что они обозначают? 4.Какую роль в нашей речи играют? | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их. |
4. Открытие новых знаний. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне; 3) организовать фиксацию преодоления затруднения; 4) организовать уточнение общего характера нового знания. | - Посмотрите на упр.137 (с.99). - Начало какой сказки вы прочитали? - Какая избушка была у лисы? - Какая избушка у зайца? - Объясните значение слова лубяная. | -«Заюшкина избушка». - Ледяная, светлая. - Лубяная, тёмная. Читают в Толковом словаре: сделана из луба, т.е. из дерева, древесины с корой. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов. Метапредметные УУД: Знание русских сказок и их содержания, устное народное творчество. |
- Назовите вопрос, на который отвечают слова ледяная, светлая, лубяная, тёмная? - Прочитайте самостоятельно объяснение профессора Самоварова. - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Приведите примеры имён прилагательных. - Послушайте стихотворение и скажите, для чего нужны в речи имена прилагательные? У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Вот громкий стук, Вот жёлтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик. | - Какая? Чтение слов профессора Самоварова (с.99) - Признак предмета. - Какой? Какая? Какое? Какие? - Имена прилагательные делают речь красивой, яркой, интересной. | Коммуникативные УУД: Умение высказывать своё мнение и отстаивать его. | |
5. Первичное закрепление | Исследование данной проблемы. - Прочитайте текст №1. (Слайд 2) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. - О чем этот текст? - Нравится ли он вам? -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать? - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения? - Распространите предложения. - А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его. Текст №2. (Слайд 3) Наступила ранняя весна. Тает по-следний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - Сравним два текста. - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? - Что же отличает первый текст от второго? - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных? - Сделаем вывод: Какую роль играют имена прилагательные в речи? - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге? - Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией. | - О весне. - Добавить слов, распространить предложения. - Имена прилагательные. - Дети составляют предложения. - Нет. - Наличием имён прилагательных. Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. - Последний. - Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний. |
6.Физкультминутка
Цель: предупреждение сколиоза, снятие усталости и напряжения пальцев рук. | - Встали. Немного отдохнём. Я буду называть слова, а вы – выполнять действия: существительное – приседаете, глагол – шагаете, прилагательное – машете руками. Слова: стол, солнце, красивый, ракета, ходить, водить, большой, смелый, поливать, стирают, играл, заяц, мальчик, карандаш, поймать, побежал, весёлый, зелёный. | Дети выполняют действия. | Коммуникативные УУД: использовать упражнения для снятия усталости. |
7. Закрепление Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их в тексте. | Работа в группах. - Откройте с.100. Найдите упр.138. Опишите предмет, определяя его форму, вкус, цвет. 1 группа – яблоко; 2 группа – слива; 3 группа – лимон; 4 группа – орехи. Проверка. - Так с какой частью речи дружат имена прилагательные? Прилагательные так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.
Работа с разноуровневыми карточками в парах. - Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как? Слайд 4. 1.Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ________ апрель. Выдался ________ день. Светит __________солнце. Небо сегодня _______. Весело бежит ________ ручей. Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое. 2. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Наступил ___________ апрель. Выдался _________день. Светит _________ солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените работу товарища. Слайд 5. | Работа в группах. Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные. 1 группа: яблоко (круглое, красное, сладкое). 2 группа: слива (овальная, фиолетовая, сладкая). 3 группа: лимон (овальный, жёлтый, кислый). 4 группа: орехи (круглые, коричневые, сладкие). - С именем существительным. Работают самостоятельно после обсуждения работы в паре. Взаимопроверка. Оценка работ. | Личностные УУД: Воспитание положительных качеств, полезных привычек и норм поведения. |
8. Рефлексия Цель: осознание цели учения, его необходимость; оценить свою работу и работу класса на уроке; наметить направления будущей учебной деятельности. | - Чем вам запомнился урок? Слайд 1. На все ли вопросы ответили? Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них. Слайд 6. Продолжите предложения. На уроке я узнал …. Я научился …. | Чтение вопросов. Ответы на вопросы. | Регулятивные УУД: саморегуляция, рефлексивный опыт. |
9. Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний учащихся. | С. 99 повторить слова профессора Самоварова. По выбору с.100 упр.139 (выписать из текста имена прилагательные) или упр.140 (придумать и записать загадку про арбуз). | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний; применять их на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"
Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...
урок русского языка "Имя прилагательное"
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное", проведенный во 2 классе. Дети очень хорошо воспринимают презентацию, но у меня презентация не загрузилась, память большая. Надо как-то сжать до 3 МБ. ...
Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.
Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Урок русского языка "Имя прилагательное.Обобщающий урок"
Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное.Обобщающий урок."...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...