Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
УМК " Школа России"
Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование: Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Список используемой литературы:
1.«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova_2_klass.docx | 49.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
УМК " Школа России"
Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование: Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Список используемой литературы:
1.«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
Ход урока:
1.Оргмомент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно. -Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
II. Мотивация. Речевая разминка.
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится! (слайд)
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
III. Актуализация знаний. 1.Чистописание.
1.На момент чистописания
Я приготовила вам задание
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
Итак, какую букву мы будем писать? Это буква Д
- Какие звуки она обозначает?
Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.
- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
- Запишите строчку слогов, где буква Д будет обозначать мягкий согласный звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.
2. Орфографическая минутка. Работа над словарными словами. (слайд)
-Запишите слово по лексическому значению.
. Дерево с дрожащими листочками. ( осина )
. Дерево с белым стволом. ( берёза )
. Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)
. Движение воздуха. ( ветер )
. А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )
Приспособление для копки земли. (лопата )
- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)
-Какое слово начинается с гласной? (осина)
-В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)
-В каком слове ударный первый слог? (ветер)
IV. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
V. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
- Какие части растения вы знаете?
Учитель загадывает загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное: (слайд)
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
2. Работа по теме урока. Работа с ИКТ(слайд)
- (На слайде появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовый, посадка, пересадил, рассада, садовник, садик). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
- Прочитайте вывод в учебнике.стр….( Показать обозначение корня)
3. Упражнение на внимание.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову СНЕГ.
Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный. Чем не сказка белый свет- Снежный, снежный, снежный.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову снег.
- Прочитайте только корень –снег.. Вам понятно значение этого слова?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
4. Устная работа.
- Хотите сами стать садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-». Какие слова могут «вырасти» на этом дереве?
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова? Вывод.
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
а) Упр. 85 с.61.
- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)
б) Упр. 3 с.80, устно.
2. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах. (слайд)
Игра «Засели домики»
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.
Проверка.
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока.
- Что такое корень?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
VIII. Рефлексия.
-Я узнал…
Я научился…
Мне было легко…
Я доволен собой,…
Оцените свою работу смайликом.(слайд)
-Спасибо за работу. Урок закончен.
IX. Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация русского языка во 2-м классе по теме "Написание слов с изученными орфограммами"
Я хочу представить вам урок по русскому языку во 2 классе...
Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...
Урок русского языка, 3 класс," Школа России" , по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка, 3 класс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс 8 вид на тему "Упражнения в различении слов отвечающие на вопрос Кто? Что?"
Цель: Формировать у обучающихся знания о словах-названиях предметов, правильно ставить вопросы кто? что?...
Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова
Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную ...