Технологическая карта урока.
Предмет, класс: Русский язык, 3
Программа: Школа России
Учебник, автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Учитель: Старикова Инна Витальевна
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Методы и приемы: Методы: проблемно – диалогический, наглядный.
Формы и виды работ: Фронтальная, парная, индивидуальная
Тема: Правописание парных согласных на конце и в корне слова.
Цель: Формирование навыка правописания парных согласных в корне слова
Задачи:
Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.
Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.
Личностные
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Метапредметные
Познавательные
- активизировать познавательную деятельность
- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать
- осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов
- проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов
- давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа
- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи
-структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
Коммуникативные
- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях
- понимать задаваемые вопросы
- выражать свою точку зрения
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию
- обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль
Предметные:
- продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова;
- формировать умение проверять написание слов с парным согласным на конце и в середине слова.
Ресурсы: индивидуальные карточки с заданиями, демонстрационные листы для алгоритма, учебник русского языка Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности | Добрый день, дорогие ребята и гости! Ладошка к ладошке Мы руки возьмем И дружной семьей Работу начнем.
- Именно с добром мы можем преодолеть все трудности. - Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………» - А я сегодня пришла на урок русского языка для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания. Итак, за работу! - Будем продолжать исследовать тайны русского языка. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. Разогревают ладошки. Приветствуют друг друга.
Предположения ребят
Открывать новые знания
| Мотивационная и эмоциональная готовность к учебной деятельности. Личностные Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Загадка. Определите, о каком времени года идет речь Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен, Кто же я … (осень)
- О каком времени года идёт речь? (Осень)
- Вам на парты Осень рассыпала листочки.
- А выполнять задания вы будете в паре. Давайте вспомним, какие качества вам потребуются, чтобы работать в паре и справиться с заданием.
Рассмотрите записи на листочках
-Внимание, задание! - Что записала Осень на листочках? (буквы) - Что объединяет все эти буквы? (согласные) - Какие это согласные? (парные) - Разложите листочки по парам. -Какие буквы разместили на верхней строчке? На нижней? (Верхней строчки буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.) - Остались ли лишние буквы? Почему? (М, Р – у них нет пары) (СЛАЙД 1)
Пальчиковая физминутка
- Минутка чистописания. (откройте тетради, запишите число, кл работа.)
- Запишите согласные парами. | Ученики слушают и выполняют задания.
Работа в парах. 1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2.Выслушать мнение другого. 3.Найти общее решение.
Называют согласные звуки.
Записывают парные согласные. Называют звуки, которые они обозначают. б в д ж з г п ф т ш с к
| Регулятивные Формулировать тему урока и ставить цели урока. Познавательные Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал Личностные Проявлять интерес к изучению темы.
|
3. Поиск решения. Открытие нового знания. |
в | м | о | р | к | о | в | ь | к | е | х | о | л | о | д | ч | а | к | м | е | д | в | е | д | ь | у | к | ц | й | ч | с | о | ч | т | й | ц | м | о | р | о | з | н | с | а | п | о | г | э | о | г | о | р | о | д | а | и | т | о | б | е | д | ж | э | б | й | м | с | н | е | г | ж | к | у | п | и | р | о | г | э | с |
Перед вами ФИЛВОРД. Нужно найти словарные слова, которые спрятались и записать в тетрадь, поставить ударение (СЛАЙД 2) Слова: морковь, холод, медведь, мороз, сапог, огород, обед, снег, пирог. Взаимопроверка по образцу на экране. (СЛАЙД 4) Поменяйтесь тетрадками и проверьте написание слов - Что объединяет данные слова? (парная согласная на конце слова) - Как вы думаете, эта тема нам известна? - Какие способы проверки вы вспомнили? Парные согласные – самые опасные. Парный в слове проверяй, Рядом гласный иль согласный подставляй!
- Правильно ли мы определили алгоритм давайте проверим по учебнику С 67 Вспомним -Какие задачи мы поставим перед собой?
|
Ответы обучающихся (подбирать проверочные слова и правильно записывать).
Ответы обучающихся (изменить форму слова, подобрать однокоренные слова).
| Познавательные Осмысление понятий связанных с данной темой, поиск решения проблемы. Коммуникативные Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные Планирование, прогнозирование своих действий. |
4. Первичное закрепление во внешней речи | Игра «Угадай слово», подбери проверочное А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр; ГОРОД -города Б) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода; АРБУЗ-арбузы В) вещи, предметы, которые берёт с собой пассажир в дорогу; БАГАЖ-багажа Г) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей; ВЕЛОСИПЕД-велосипеда Д) холодная зимняя погода, холод; МОРОЗ-морозы Е) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды; ДОРОЖКА-дорожечка Ж) приём пищи в середине дня; ОБЕД-обедать З) сшитые листы чистой бумаги в клетку или в линейку для письма; ТЕТРАДЬ-тетради | Обучающиеся отгадывают загадки, подбирают проверочные слова с парными согласными. | Регулятивные Контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5. Физкультминутка | Поработали мы дружно, Отдохнуть сейчас нам нужно. Для этого будем делать зарядку Чтобы здоровье было в порядке. | Выполняют физические упражнения.
| Личностные Умение применять правила охраны своего здоровья. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Урок наш продолжается, Согласный будем проверять, Работу в парах выполнять.
Работа в паре. Соберите пословицы.
- Нужно составить пословицу, записать в тетрадь и подчеркнуть орфограмму в слове с парными согласными, подобрать устно проверочное слово. (кто составит пословицу, объясните ее смысл, выступает один)
Землю красит солнце, а человека труд. Труд кормит, а лень портит. Терпенье и труд – все перетрут. Будет хлеб, будет и обед. Старый друг лучше новых двух. Береги нос в сильный мороз. |
Дети работают в паре, собирая пословицы. | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Познавательные Умение анализировать и делать выводы Коммуникативные Умение работать в паре, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Умение контролировать действия партнера. Умение контролировать и оценивать свои действия. |
7. Включение в систему знаний (повторение) | Осень просит вас помочь. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок. Исправьте их. Работа по тексту.
Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.
Записать первое предложение и разобрать по членам предложения и подписать части речи.
Ночью ударил сильный мороз.
| Дети читают текст и находят слова с парными согласными, устно подбирают проверочные слова.
| Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные Умение анализировать и делать выводы Регулятивные Умение контролировать и оценивать свои действия. Личностные Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. |
8. Подведение итога урока. Рефлексия деятельности | - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какую мы ставили перед собой задачу? -Удалось ли нам её решить?
Насколько вам удалось справиться на уроке с данной задачей, отразите в листе самооценки. Выставление оценок. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.
Критически оценивают свою работу на уроке.
| Регулятивные Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные Оценивать результат учебной деятельности. |
9. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: на выбор 1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова; 2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне. 3 вариант- с 68 упр 124 |
Записывают домашнее задание в дневниках. | Познавательные Построение самостоятельного процесса поиска. Личностные Смыслообразование, установление связи между учебной деятельностью и ее мотивов. |
Приложение 1.
Перед вами ФИЛВОРД. Нужно найти словарные слова, которые спрятались, записать в тетрадь и поставить ударение в словах.
в | м | о | р | к | о | в | ь | к | е | х | о | л | о | д | ч |
а | к | м | е | д | в | е | д | ь | у | к | ц | й | ч | с | о |
ч | т | й | ц | м | о | р | о | з | н | с | а | п | о | г | э |
о | г | о | р | о | д | а | и | т | о | б | е | д | ж | э | б |
й | м | с | н | е | г | ж | к | у | п | и | р | о | г | э | с |
Приложение 2.
Лист самооценки _________________________________
№ п\п |
| + ? - |
1 | Я могу объяснить тему урока |
|
2 | Правильно нашел и написал словарные слова |
|
3 | Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов |
|
4 | В паре помогал собирать пословицу, находил орфограмму проверочные слова |
|
5 | Внимательно слушал учителя, одноклассников |
|
6 | Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы |
|
7 | В тетради писал красиво |
|
| Моя оценка за урок |
|