Урок русского языка в 4 классе по теме "Слово в языке и речи (обобщение)".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Данный материал помогает систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.                                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Тема: Слово в языке и речи (обобщение)                              

Цель урока 

Систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.                                                                                               2 слайд

Задачи: 

  1. обобщить знания об изученных орфограммах;
  2. закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
  3. закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

Оборудование: Мультимедийное устройство, ноутбук, проектор, карточки, рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.

  • Сегодня у нас урок повторения. У вас будет возможность показать, как вы научились решать орфографические задачи и будет возможность применять свои знания на практике.

Повторенье – мать ученья!

  • Будьте терпеливы и доброжелательны друг к другу. Определите для себя учебную задачу.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:                                                                          

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • графически обозначать орфограммы;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • разбирать слова по составу.

  1. Актуализация знаний                                                                      

Работа в тетрадях

  • Правописание безударных гласных  в корне слова

 (Вспомни алгоритм действий)

  • Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед проверяемыми словами напишите проверочные слова.

Ночью была (_______ ) м..тель. (_______ ) Св..стел ветер. ( ).Нам..ло много снега. 

Утром (____ ) выб..жали во двор ребята, стали ( ) л..пить ( ) сн..говика. Катят 

(________ )д..тишки (_______ ) т..жёлые комья снега. ( ) В..зут санки, ( ) н..сут лыжи. 

Радуются (_______ ) з..ме, (_______, _________), в..с..лятся. 

  • О чём надо помнить, чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне?

(надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением)

  • Вспомните алгоритм                                                              

(один – много, много – один, назови ласково,  найди    корень подбери другую часть речи)

Проверка                                                                                                                                                            

  • Что вы знаете о корне слова? (Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает  основное значение данного слова и общее лексическое значение всех  однокоренных слов)

Какой раздел науки о языке изучает состав слова?   (Словообразование. Словообразование - это раздел грамматики, изучающий способы образования слов.)  Где могут пригодиться знания о словообразовании?                  

Игра «Найди ошибку» (разбор слов по составу)                                       Вспомните алгоритм «Разбор слова по составу» Подберите к схемам слова и разберите по составу (работа в тетради)                                                    

Упражнения в разборе слов по составу (работа на компьютере)            

  1. Стадия вызова.
  • Сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся систематизировать имеющиеся знания о составе слова.

Игра (приём) «Верные и неверные утверждения                                   

(коллективная работа)

  1. Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую.
  2. Окончание образует форму слова
  3. Окончание служит для образования родственных слов
  4. Нулевое окончание не выражено звуками.
  5. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова
  6. Некоторые слова не имеют окончание
  7. В слове может быть только одна приставка
  8. В слове могут быть  одна,  две и более приставки.
  9. В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-
  10. В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере-
  11. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой
  12. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с
  13. Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса
  14. Суффикс служит для образования новых слов
  15. Суффикс служит для образования формы слов
  16. Суффиксы входят в основу слова
  17. Некоторые суффиксы не входят в основу слова
  18. Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова
  19. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня
  20. Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных

  1. Стадия осмысления (работа в группах)  

Чтение текста с пометками нового .

  1. Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Этот способ еще называется субстантивацией.

Например:

 Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.

 

Выполните работу по образцу:

столовая посуда – школьная столовая

дежурный ученик – новый …

военный лётчик – опытный …

гостиная комната – уютная …

булочная пекарня – новая …

__________________________________________________________________

  1. Окончание

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. Например: наречия - быстро, справа, влево, шагом.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова.

 Например: Конь_  - кони

__________________________________________________________________

  1. Приставка

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть  одна,  две и более приставки.

Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.).

 Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.

__________________________________________________________________

  1. Чередование звуков в корне.

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает 
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех 
однокоренных слов

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов. Например:

А)чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой, 

Б)чередование согласных: 

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,

__________________________________________________________________

  1. Суффикс

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

В слове может быть один, а может быть несколько суффиксов: друж-ок, рам-оч-к(а).

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). Например, суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола,

 а суффикс -л- – форму глаголов прошедшего времени:сиде-ть, нес-ти, чита-л, дума-л.

 Суффиксы –ть ( -ти),  -л-  не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять  после окончания:  
 пойд(ем)-те, поед(ем)-те.   Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова: закрыва(ет)ся

  1. Стадия размышления (работа в группах)  

Заполнение таблиц. Презентация выполненной работы.            

Подведение итога.

Проверка выполненных упражнений группами №1 и 4.      

       

  1. Рефлексия «Лесенка успеха»    

Подведение итога:

- Я сегодня узнал, что…

   - На какую ступеньку вам удалось  взобраться?                                                                            

- Какое задание было трудным?                                                    



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Группа 1.

вопросы

да

нет

?

  1. Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую.

  1. Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных

Группа 2.

вопросы

да

нет

?

  1. Окончание образует форму слова

  1. Окончание служит для образования родственных слов

  1. Нулевое окончание не выражено звуками.

  1. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова

  1. Некоторые слова не имеют окончание

Группа 3.

вопросы

да

нет

?

  1. В слове может быть только одна приставка

  1. В слове могут быть  одна,  две и более приставки.

  1. В русском языке есть приставки: анти-, архи-,

интер-, контр-, ультра-

  1. В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере-

Группа 4.

вопросы

да

нет

?

  1. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой

  1. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с

Группа 5.

вопросы

да

нет

?

  1. Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса

  1. Суффикс служит для образования новых слов

  1. Суффикс служит для образования формы слов

  1. Суффиксы входят в основу слова

  1. Некоторые суффиксы не входят в основу слова

  1. Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова

  1. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня



Предварительный просмотр:

  1. Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую.
  2. Окончание образует форму слова
  3. Окончание служит для образования родственных слов
  4. Нулевое окончание не выражено звуками.
  5. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова
  6. Некоторые слова не имеют окончание
  7. В слове может быть только одна приставка
  8. В слове могут быть  одна,  две и более приставки.
  9. В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-
  10. В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере-
  11. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой
  12. При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с
  13. Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса
  14. Суффикс служит для образования новых слов
  15. Суффикс служит для образования формы слов
  16. Суффиксы входят в основу слова
  17. Некоторые суффиксы не входят в основу слова
  18. Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова
  19. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня
  20. Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных .

Вопрос

да

нет

?

  1. Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую.

2.Окончание образует форму слова

3.Окончание служит для образования родственных слов

  1. Нулевое окончание не выражено звуками.

5.Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова

6.Некоторые слова не имеют окончание

7.В слове может быть только одна приставка

8.В слове могут быть  одна,  две и более приставки.

9.В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-

10.В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере-

11.При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:   и //ой

12.При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с

13.Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса

14.Суффикс служит для образования новых слов

15.Суффикс служит для образования формы слов

16.Суффиксы входят в основу слова

17.Некоторые суффиксы не входят в основу слова

18.Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова

19.Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня

20.Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных .



Предварительный просмотр:

  1. Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Этот способ еще называется субстантивацией.

Например:

 Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.

__________________________________________________________________

  1. Окончание

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2.
Неизменяемые слова окончаний не имеют. Например: наречия - быстро, справа, влево, шагом.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова.

 Например: Конь_  - кони

__________________________________________________________________

  1. Приставка

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть  
одна,  две и более приставки.

Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.).

 Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.

__________________________________________________________________

  1. Чередование звуков в корне.

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает 
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех 
однокоренных слов

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов. Например:

А)чередование гласных:                       Б)чередование согласных:    

е - о: везу - возить,                                     г -ж -з: друг - дружить - друзья,
е - ноль звука: корень - корня,                  к - ц- ч: лик - лицо - личный,
е-и: завесить - виснуть,                             д,т - ст: веду - вести,
о - а: заря - зори,                                        ст - щ - с: расти - выращивать - рос,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,       х -ш: глух - глушить,
и - ой: бить - бой,                                       з -ж: возить - вожу,

Распределите слова в соответствии с указанным чередованием. Подберите и запишите родственные слова (образец смотри выше)

Г//ж                                        к//ч                                                      х//ш

Пирог        Ухо      Мука

Долг         Смех      Пеку

Стог          Тихо      Сук  

_________________________________________________________________

  1. Суффикс

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

В слове может быть один, а может быть несколько суффиксов: друж-ок, рам-оч-к(а).

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). Например, суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола,

 а суффикс -л- – форму глаголов прошедшего времени:сиде-ть, нес-ти, чита-л, дума-л.

 Суффиксы –ть ( -ти),  -л-  не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может
стоять  после окончания:   пойд(ем)-те, поед(ем)-те.   Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова: закрыва(ет)ся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обобщения по русскому языку в 4 классе Автор: учитель начальных классов Горбачёва Светлана Викторовна «Слово в языке и речи» (приём ТРКМЧП «Верные и неверные утверждения» )

Слайд 2

Цели урока: обобщить знания об изученных орфограммах; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость; закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

Слайд 3

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать орфограммы; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разбирать слова по составу.

Слайд 4

Правописание безударных гласных в корне слова (Вспомни алгоритм действий) Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед проверяемыми словами напишите проверочные. Ночью была (_______ ) м..тель. (_______ ) Св..стел ветер. ( _____).Нам..ло много снега. Утром (____ ) выб..жали во двор ребята, ста­ли ( ) л..пить ( ) сн..говика. Катят (________ )д..тишки (_______ ) т..жёлые комья сне­га. ( ) В..зут санки, ( ) н..сут лыжи. Радуются (_______ ) з..ме, (_______ , _________ ), в..с..лятся.

Слайд 5

Алгоритм 1) Один – много, 2) много – один, 3) назови ласково, 4) найди корень, 5) подбери другую часть речи .

Слайд 6

Правописание безударных гласных в корне слова ПРОВЕРКА Ночью была (м Ё л ) м Е тель. (св И ст ) Св И стел ветер. (нам Ё л ) Нам Е ло много снега. Утром (б Е г ) выб Е жали во двор ребята, стали ( л Е пка) л Е пить (сн Е г ) сн Е говика. Катят (д Е ти)д Е тишки (т Я жесть ) т Я жёлые комья снега. (в Ё з ) В Е зут санки, (н Ё с ) нЕсут лыжи. Радуются (з И мний ) з И ме, (в Е село , вес Е лье), в Е с Е лятся.

Слайд 7

Найди ошибку

Слайд 9

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66e0-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_02.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95f502a9-e6bb-4e1b-8707-c88bfbf72516/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BID_165%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d6b5ae47-2310-4eae-ac13-9e109b79310b/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BQS_161%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97e1b6a2-4a25-497f-aca6-13284c4a7490/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BIM_164%5D.html

Слайд 10

Игра «Верные и неверные утверждения» ДА или НЕТ , или ? (сомневаюсь)

Слайд 11

Вопросы да нет ? Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую. Окончание образует форму слова Окончание служит для образования родственных слов Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова Некоторые слова не имеют окончание В слове может быть только одна приставка В слове могут быть одна, две и более приставки. В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра- В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для образования формы слов Суффиксы входят в основу слова Некоторые суффиксы не входят в основу слова Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных .

Слайд 12

ПРОВЕРКА РАБОТЫ - Вопросы да нет ? Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую. Окончание образует форму слова Окончание служит для образования родственных слов Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова Некоторые слова не имеют окончание В слове может быть только одна приставка В слове могут быть одна, две и более приставки. В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра- В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для образования формы слов Суффиксы входят в основу слова Некоторые суффиксы не входят в основу слова Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных . + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Слайд 13

________ ______ ________ ________ ________ ______ _____ ________ _______ ______ _______ _______ ________ _______ ______ ________ ________ _______ _____ ________ сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. прил. прил. прил. прил. прил.

Слайд 14

ПРОВЕРКА Распределите слова в соответствии с указанным чередованием: Г//ж к//ч х//ш Пирог -пирожок Мука - мучной Ухо - ушки Долг - должен Пеку - выпечка Смех - смешной Стог -стожок Сук - сучок Тихо – тишина

Слайд 15

А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО…? Наречие — неизменяемая часть речи, поэтому у него нет окончания, всё слово — основа, а гласная на конце наречия — это суффикс: хорош-о — хорош- — корень, совпадающий с основой; -о — суффикс; окончания быть не может, даже нулевого

Слайд 17

Рефлексия Лесенка успеха

Слайд 18

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:2-09-1.jpg Слововобразование http://sci-book.com/russkiy-yazyik/sostav-slova-slovoobrazovanie-72601.html Состав слова и словообразование http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie Словообразование http://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=655 Морфематика и словообразование http://prezentacya.ru/publ/konspekty_urokov/russkij_jazyk/sistematicheskoe_povtorenie_uchebnogo_materiala_na_urokakh_russkogo_jazyka_4_klass/9-1-0-95 Систематическое повторение учебного материала по русскому языку http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=33e6df6b-03b8-4b94-9d56-571b435b2924 Как разобрать наречие по составу? http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-po-teme-morfologicheskii-razbor-narechii Морфологический разбор наречий http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/narechie-kak-chast-rechi Наречие как часть речи http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-nachalnaya-shkola Суффиксы. Начальная школа. ИНТЕРНЕТ ССЫЛКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Школа России по теме "Предложение. Обобщение знаний"

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Школа России по теме "Предложение. Обобщение знаний"...

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....