Урок русского языка в 4 классе по теме "Слово в языке и речи (обобщение)".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный материал помогает систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка | 167.5 КБ |
Приложение 1 | 32.5 КБ |
Приложение2 | 53 КБ |
Приложение 3 | 59 КБ |
Приложение 4 | 43 КБ |
Презентация к уроку | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс
Тема: Слово в языке и речи (обобщение)
Цель урока
Систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова. 2 слайд
Задачи:
- обобщить знания об изученных орфограммах;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
- закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.
Оборудование: Мультимедийное устройство, ноутбук, проектор, карточки, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
- Сегодня у нас урок повторения. У вас будет возможность показать, как вы научились решать орфографические задачи и будет возможность применять свои знания на практике.
Повторенье – мать ученья!
- Будьте терпеливы и доброжелательны друг к другу. Определите для себя учебную задачу.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограммы;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- разбирать слова по составу.
- Актуализация знаний
Работа в тетрадях
- Правописание безударных гласных в корне слова
(Вспомни алгоритм действий)
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед проверяемыми словами напишите проверочные слова.
Ночью была (_______ ) м..тель. (_______ ) Св..стел ветер. ( ).Нам..ло много снега.
Утром (____ ) выб..жали во двор ребята, стали ( ) л..пить ( ) сн..говика. Катят
(________ )д..тишки (_______ ) т..жёлые комья снега. ( ) В..зут санки, ( ) н..сут лыжи.
Радуются (_______ ) з..ме, (_______, _________), в..с..лятся.
- О чём надо помнить, чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне?
(надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением)
- Вспомните алгоритм
(один – много, много – один, назови ласково, найди корень подбери другую часть речи)
Проверка
- Что вы знаете о корне слова? (Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов)
Какой раздел науки о языке изучает состав слова? (Словообразование. Словообразование - это раздел грамматики, изучающий способы образования слов.) Где могут пригодиться знания о словообразовании?
Игра «Найди ошибку» (разбор слов по составу) Вспомните алгоритм «Разбор слова по составу» Подберите к схемам слова и разберите по составу (работа в тетради)
Упражнения в разборе слов по составу (работа на компьютере)
- Стадия вызова.
- Сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся систематизировать имеющиеся знания о составе слова.
Игра (приём) «Верные и неверные утверждения
(коллективная работа)
- Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую.
- Окончание образует форму слова
- Окончание служит для образования родственных слов
- Нулевое окончание не выражено звуками.
- Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова
- Некоторые слова не имеют окончание
- В слове может быть только одна приставка
- В слове могут быть одна, две и более приставки.
- В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-
- В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере-
- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой
- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с
- Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса
- Суффикс служит для образования новых слов
- Суффикс служит для образования формы слов
- Суффиксы входят в основу слова
- Некоторые суффиксы не входят в основу слова
- Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова
- Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня
- Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных
- Стадия осмысления (работа в группах)
Чтение текста с пометками нового .
- Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Этот способ еще называется субстантивацией.
Например:
Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.
Выполните работу по образцу:
столовая посуда – школьная столовая
дежурный ученик – новый …
военный лётчик – опытный …
гостиная комната – уютная …
булочная пекарня – новая …
__________________________________________________________________
- Окончание
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. Например: наречия - быстро, справа, влево, шагом.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Например: Конь_ - кони
__________________________________________________________________
- Приставка
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть одна, две и более приставки.
Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.).
Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
__________________________________________________________________
- Чередование звуков в корне.
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех
однокоренных слов
При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов. Например:
А)чередование гласных:
е - о: везу - возить,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
Б)чередование согласных:
г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
__________________________________________________________________
- Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
В слове может быть один, а может быть несколько суффиксов: друж-ок, рам-оч-к(а).
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). Например, суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола,
а суффикс -л- – форму глаголов прошедшего времени:сиде-ть, нес-ти, чита-л, дума-л.
Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те. Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова: закрыва(ет)ся
- Стадия размышления (работа в группах)
Заполнение таблиц. Презентация выполненной работы.
Подведение итога.
Проверка выполненных упражнений группами №1 и 4.
- Рефлексия «Лесенка успеха»
Подведение итога:
- Я сегодня узнал, что…
- На какую ступеньку вам удалось взобраться?
- Какое задание было трудным?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Группа 1.
вопросы | да | нет | ? |
| |||
|
Группа 2.
вопросы | да | нет | ? |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Группа 3.
вопросы | да | нет | ? |
| |||
| |||
интер-, контр-, ультра- | |||
|
Группа 4.
вопросы | да | нет | ? |
| |||
|
Группа 5.
вопросы | да | нет | ? |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Предварительный просмотр:
- Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую.
- Окончание образует форму слова
- Окончание служит для образования родственных слов
- Нулевое окончание не выражено звуками.
- Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова
- Некоторые слова не имеют окончание
- В слове может быть только одна приставка
- В слове могут быть одна, две и более приставки.
- В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-
- В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере-
- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой
- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с
- Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса
- Суффикс служит для образования новых слов
- Суффикс служит для образования формы слов
- Суффиксы входят в основу слова
- Некоторые суффиксы не входят в основу слова
- Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова
- Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня
- Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных .
Вопрос | да | нет | ? |
| |||
2.Окончание образует форму слова | |||
3.Окончание служит для образования родственных слов | |||
| |||
5.Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова | |||
6.Некоторые слова не имеют окончание | |||
7.В слове может быть только одна приставка | |||
8.В слове могут быть одна, две и более приставки. | |||
9.В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра- | |||
10.В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере- | |||
11.При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой | |||
12.При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с | |||
13.Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса | |||
14.Суффикс служит для образования новых слов | |||
15.Суффикс служит для образования формы слов | |||
16.Суффиксы входят в основу слова | |||
17.Некоторые суффиксы не входят в основу слова | |||
18.Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова | |||
19.Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня | |||
20.Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных . |
Предварительный просмотр:
- Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Этот способ еще называется субстантивацией.
Например:
Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.
__________________________________________________________________
- Окончание
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. Например: наречия - быстро, справа, влево, шагом.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Например: Конь_ - кони
__________________________________________________________________
- Приставка
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть одна, две и более приставки.
Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.).
Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
__________________________________________________________________
- Чередование звуков в корне.
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает
основное значение данного слова и общее лексическое значение всех
однокоренных слов
При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов. Например:
А)чередование гласных: Б)чередование согласных:
е - о: везу - возить, г -ж -з: друг - дружить - друзья,
е - ноль звука: корень - корня, к - ц- ч: лик - лицо - личный,
е-и: завесить - виснуть, д,т - ст: веду - вести,
о - а: заря - зори, ст - щ - с: расти - выращивать - рос,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать, х -ш: глух - глушить,
и - ой: бить - бой, з -ж: возить - вожу,
Распределите слова в соответствии с указанным чередованием. Подберите и запишите родственные слова (образец смотри выше)
Г//ж к//ч х//ш
Пирог Ухо Мука
Долг Смех Пеку
Стог Тихо Сук
_________________________________________________________________
- Суффикс
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.
В слове может быть один, а может быть несколько суффиксов: друж-ок, рам-оч-к(а).
Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). Например, суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола,
а суффикс -л- – форму глаголов прошедшего времени:сиде-ть, нес-ти, чита-л, дума-л.
Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те. Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова: закрыва(ет)ся
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: обобщить знания об изученных орфограммах; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость; закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать орфограммы; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разбирать слова по составу.
Правописание безударных гласных в корне слова (Вспомни алгоритм действий) Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед проверяемыми словами напишите проверочные. Ночью была (_______ ) м..тель. (_______ ) Св..стел ветер. ( _____).Нам..ло много снега. Утром (____ ) выб..жали во двор ребята, стали ( ) л..пить ( ) сн..говика. Катят (________ )д..тишки (_______ ) т..жёлые комья снега. ( ) В..зут санки, ( ) н..сут лыжи. Радуются (_______ ) з..ме, (_______ , _________ ), в..с..лятся.
Алгоритм 1) Один – много, 2) много – один, 3) назови ласково, 4) найди корень, 5) подбери другую часть речи .
Правописание безударных гласных в корне слова ПРОВЕРКА Ночью была (м Ё л ) м Е тель. (св И ст ) Св И стел ветер. (нам Ё л ) Нам Е ло много снега. Утром (б Е г ) выб Е жали во двор ребята, стали ( л Е пка) л Е пить (сн Е г ) сн Е говика. Катят (д Е ти)д Е тишки (т Я жесть ) т Я жёлые комья снега. (в Ё з ) В Е зут санки, (н Ё с ) нЕсут лыжи. Радуются (з И мний ) з И ме, (в Е село , вес Е лье), в Е с Е лятся.
Найди ошибку
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66e0-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl3_02.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95f502a9-e6bb-4e1b-8707-c88bfbf72516/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BID_165%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d6b5ae47-2310-4eae-ac13-9e109b79310b/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BQS_161%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97e1b6a2-4a25-497f-aca6-13284c4a7490/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BIM_164%5D.html
Игра «Верные и неверные утверждения» ДА или НЕТ , или ? (сомневаюсь)
Вопросы да нет ? Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую. Окончание образует форму слова Окончание служит для образования родственных слов Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова Некоторые слова не имеют окончание В слове может быть только одна приставка В слове могут быть одна, две и более приставки. В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра- В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для образования формы слов Суффиксы входят в основу слова Некоторые суффиксы не входят в основу слова Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных .
ПРОВЕРКА РАБОТЫ - Вопросы да нет ? Слова могут образовываться путём перехода одной части речи в другую. Окончание образует форму слова Окончание служит для образования родственных слов Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание обозначает отсутствие этой части слова Некоторые слова не имеют окончание В слове может быть только одна приставка В слове могут быть одна, две и более приставки. В русском языке есть приставки: анти-, архи-, интер-, контр-, ультра- В русском языке есть приставки: о-, от-, под-, над-, пере- При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: и //ой При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов: ст //щ// с Суффикс – значимая часть слова, которая может стоять после другого суффикса Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для образования формы слов Суффиксы входят в основу слова Некоторые суффиксы не входят в основу слова Суффикс может стоять после окончания, но входить в основу слова Суффикс – значимая часть слова, которая стоит только после корня Образование слов путём перехода одной части речи в другую –это образование прилагательных от имён существительных . + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
________ ______ ________ ________ ________ ______ _____ ________ _______ ______ _______ _______ ________ _______ ______ ________ ________ _______ _____ ________ сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. прил. прил. прил. прил. прил.
ПРОВЕРКА Распределите слова в соответствии с указанным чередованием: Г//ж к//ч х//ш Пирог -пирожок Мука - мучной Ухо - ушки Долг - должен Пеку - выпечка Смех - смешной Стог -стожок Сук - сучок Тихо – тишина
А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО…? Наречие — неизменяемая часть речи, поэтому у него нет окончания, всё слово — основа, а гласная на конце наречия — это суффикс: хорош-о — хорош- — корень, совпадающий с основой; -о — суффикс; окончания быть не может, даже нулевого
Рефлексия Лесенка успеха
http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:2-09-1.jpg Слововобразование http://sci-book.com/russkiy-yazyik/sostav-slova-slovoobrazovanie-72601.html Состав слова и словообразование http://edu.glavsprav.ru/info/slovoobrazovanie Словообразование http://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=655 Морфематика и словообразование http://prezentacya.ru/publ/konspekty_urokov/russkij_jazyk/sistematicheskoe_povtorenie_uchebnogo_materiala_na_urokakh_russkogo_jazyka_4_klass/9-1-0-95 Систематическое повторение учебного материала по русскому языку http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=33e6df6b-03b8-4b94-9d56-571b435b2924 Как разобрать наречие по составу? http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-po-teme-morfologicheskii-razbor-narechii Морфологический разбор наречий http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/narechie-kak-chast-rechi Наречие как часть речи http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-nachalnaya-shkola Суффиксы. Начальная школа. ИНТЕРНЕТ ССЫЛКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Школа России по теме "Предложение. Обобщение знаний"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Школа России по теме "Предложение. Обобщение знаний"...
Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"
Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)
Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Русский язык 1 класс УМК "Школа России" Язык и речь
Конспект урока...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".
Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....