Фонетика. Гласные и согласные. Буквы и звуки. Звукообразование
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Найди слово, которое фонетически (по звукам) отличается от других слов
Ворота, малыш, ласты, сирень, широта, мак
Животные, багаж, воробей, актер, листок.
Сделай фонетический разбор следующих слов
библиотека, алфавит, павильон
На какие три категории можно разделить буквы в русском алфавите?
На какие две подкатегории можно разделить гласные?
В каких словах звуков больше, чем букв?
Бегония, молекула, единый, чайка, сырок, вьются, сооружение, математика, зеленая, южный
В каких словах звуков меньше, чем букв?
достопримечательность, имбирь, имбирный, маленький, большой, бить, быт, макароны
В каком слове ударение падает на первый слог?
ложка, компот, картина, карты, часовой, игры, играть, сидим, растения
Почему здесь присутствует рифма?
Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу
Раздели согласные на 4 лагеря: 2 для парных звонких и глухих, 2 для непарных зв. и гл.
Найди шипящие среди них и выпиши:
Согласные по способу образования:
Взрывные – воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда размыкается и воздух толчком выходит наружу. Такие звуки мы не можем произносить непрерывно, только по несколько раз
[п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г']
Щелевые – весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, такие мы можем произносить долго, пока у нас есть воздух в легких
[ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш':], [ж], [ж':], [й], [х], [х']
Дрожащие - вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе
[р] / [р']
Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух
[ц] и [ч']. Такие звуки мы можем произносить долго, но затем они превращаются в другие звуки
Мы можем выводить звук не только благодаря языку, но и благодаря другим частям лица, например через нос (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м'], [н], [н']) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л'])
Чем отличаются взрывы от щелей? Чем отличаются звуки в случае с взрывами и в случае с щелями? В какие звуки превращаются [ц] и [ч’] после долгого произношения?
Доп. задание: посмотри какие звуки бывают в других языках мира и попробуй их произнести!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika._zvuki_soglasnye_.docx | 8.48 КБ |
Предварительный просмотр:
- Найди слово, которое фонетически (по звукам) отличается от других слов
Ворота, малыш, ласты, сирень, широта, мак
Животные, багаж, воробей, актер, листок.
- Сделай фонетический разбор следующих слов
библиотека, алфавит, павильон
- На какие три категории можно разделить буквы в русском алфавите?
- На какие две подкатегории можно разделить гласные?
- В каких словах звуков больше, чем букв?
Бегония, молекула, единый, чайка, сырок, вьются, сооружение, математика, зеленая, южный
- В каких словах звуков меньше, чем букв?
достопримечательность, имбирь, имбирный, маленький, большой, бить, быт, макароны
- В каком слове ударение падает на первый слог?
ложка, компот, картина, карты, часовой, игры, играть, сидим, растения
Почему здесь присутствует рифма?
Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу
Раздели согласные на 4 лагеря: 2 для парных звонких и глухих, 2 для непарных зв. и гл.
Найди шипящие среди них и выпиши:
Согласные по способу образования:
Взрывные – воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда размыкается и воздух толчком выходит наружу. Такие звуки мы не можем произносить непрерывно, только по несколько раз
[п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г']
Щелевые – весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, такие мы можем произносить долго, пока у нас есть воздух в легких
[ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш':], [ж], [ж':], [й], [х], [х']
Дрожащие - вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе
[р] / [р']
Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух
[ц] и [ч']. Такие звуки мы можем произносить долго, но затем они превращаются в другие звуки
Мы можем выводить звук не только благодаря языку, но и благодаря другим частям лица, например через нос (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м'], [н], [н']) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л'])
Чем отличаются взрывы от щелей? Чем отличаются звуки в случае с взрывами и в случае с щелями? В какие звуки превращаются [ц] и [ч’] после долгого произношения?
Доп. задание: посмотри какие звуки бывают в других языках мира и попробуй их произнести!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс "Согласная буква Н звуки н ,н* открытый урок
Конспект урока по программе " Школа 2100"Цель:познакомить с согласным звуком «н» «н*» буквой «н»- уточнить термины , связанные с понятием согласный звук...
Гласные и согласные буквы - таблица
Данное наглядное пособие для уроков обучения грамоте, русского языка. Пригодится для звуко-буквенного разбора. ...
"Правописание гласных и согласных букв в корне слова"
Конспект урока русского языка...
Выделение гласных и согласных букв и звуков
Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; закрепить умения учащихся называть отличия между гласными и согласными звуками, выделять гласные и согласные звуки в словах; развивать фонематический слух, н...
Тема: Правописание гласных и согласных букв в приставках
Цель:1) развитие умения писать приставки всегда одинаково независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять слова с приставками;2)...
Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: гласные и согласные буквы.
Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: гласные и согласные буквы....
урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова
урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова 4 классЦели: В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм.Научить использовать приобретённые...