Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний о составе слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Данный урок  способствует развитию умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

Используемые методы обучения: работа в группе, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, исследовательский метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока русского языка25.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Урок русского языка в 3 классе

«Обобщение знаний о составе слова»

Составила

технологическую карту урока

учитель 3-Б класса

    Горбачёва С.В.

2021 год

Технологическая карта

Тема: «Обобщение знаний о составе слова» 3 класс.

Образовательная система: «Школа России» Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.

Вид занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые методы обучения: работа в группе, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, исследовательский метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, самоконтроль, самостоятельная работа во время письменного выполнения задания, рефлексия.

Оборудование:

             - учебник «Русский язык»;

            - каточки;

            - орфографические словари.

Ход урока.

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Формирование УУД

 Эмоциональный настрой

- Каждой группе прошу встать в круг и по очереди пожелать успеха в работе друг другу.

Учащиеся каждой группы встают в круг и желают друг другу: «Ты, молодец!»   «У тебя на уроке всё получиться!» « Ты обязательно получишь пятёрку!»    «Ты самый лучший!»

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

 Личностные результаты

1. Развитие доверия к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Словарная работа

Учитель  диктует словарные слова: квартира, винегрет, салат, вокзал, какао, кенгуру.

-Как можно проверить написанное, какие приёмы проверки существуют?

-Теперь проверьте написание словарных слов в тетрадях.

Оцените свою работу в разделе словарные слова.  

Ученики по очереди выходят к доске с каждой группы и выделяют орфограмму.

- Можно проверить написанное:

     - по словарю;

     - с помощью интернета;

     - с помощью нашего учебника;

     - спросить у учителя;

     - спросить у взрослых.

Каждая группа выбирает способ проверки написания словарных слов у доски.

Ученики сравнивают свою работу в тетради с образцом на доске и оценивают свою деятельность.

Познавательные УУД

1. Поиск и выделение источников информации.

2. Структурирование знаний.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 2. Сличение с эталоном, осуществление пошагового контроля.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группе.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Введение в тему, формулирование цели урока.

Учитель называет ключевые слова:

-имя существительное

- состав слова

- разбор  

- Сформулируйте тему урока.

- Какие ставим перед собой задачи?

Учитель записывает на доске задачи, которые ставят перед собой ученики.

- Разбор существительного по составу.

1)Вспомнить, какие мы знаем части слова и их значение.

2) Вспомнить алгоритм разбора слов по составу.

3) Учиться разбирать существительные по составу.

  Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение источников информации.

3. Выдвижение гипотез.

Регулятивные УУД

1.  Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Постановка и планирование учебных задач.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

Актуализация изученного.

- С какой задачи начнём?

Для этого выполним тест. В тетради напишите выбранную букву из каждого задания.

- Какое слово получилось?

- Оцените правильность выполнения теста  в оценочных листах.

Правильно:  +

1-2 ошибки:  (полплюса)

Более 2-ух ошибок: -

- Что такое порядок? О каком порядке идёт речь?

- Обсудите в группе порядок разбора слов по составу. Составьте с помощью символов алгоритм разбора на листах.

Устно оцените работу в своей группе по алгоритму.

– Что вам нужно было сделать?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Какую задачу выполнили?

- Какую задачу осталось выполнить?

Ученики  выбирают  первую задачу:  какие мы знаем части слова и их значение.

 Выполняют тест:  

ПОРЯДОК

 - О порядке разбора слова по составу.

Ученики работают в группах над алгоритмом разбора слов и вывешивают листы с результатами на доске.

 Оценивают свою работу.

 Алгоритм:

  1. Удалось выполнить задание?
  2. Вы сделал всё правильно или были недочёты?
  3. Какой был уровень задания?
  4. Какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Учиться разбирать существительное по составу.

   Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение источников информации.

3. Структурирование знаний.

4. Выбор критериев для классификации.

5. Анализ выполнения признаков.

6. Постановка знаково-символических действий.

Регулятивные УУД

1.   Осуществление пошагового контроля.

2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач.

3.  Развиваем умение высказывать своё предположение.

4. Постановка и планирование учебных задач.

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка.

Игра «Кто самый внимательный?»

Ведущий быстро показывает разные движения, а остальные ученики повторяют.

Те, кто ошибается, садятся за парту. Остаются стоять самые внимательные.

Разбор существительных по составу.

1. Для этого выполним упражнение 281.

- Какую часть задания надо обсудить в группе?

- Какие группы получились?

Запишите существительные  по группам.

- Какое задание ещё нужно выполнить?

 

- Оцените правильность выполнения упражнения  в оценочных листах.

Правильно:  +

1-2 ошибки:  (полплюса)

Более 2-ух ошибок: -

2. Предлагаю выполнить упражнение  283.

- Прочитайте задание, обсудите ответ в группе.

 

- Найдите ещё один способ образования имён существительных.

 Разберите по составу любое сложное имя существительное у доски.

- Оцените правильность выполнения упражнения  в оценочных листах.

Правильный разбор по составу:  +

Неправильный разбор по составу:  --

Ученики читают задание.

Сначала называют признаки, по которым сгруппировали слова: общее в значении

 I группа: род деятельности

II группа: уменьшительно-ласкательное значение,

IIIгруппа: животные/детёныши животных/птиц).

Самостоятельно записывают слова по группам:

Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.

Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька.

Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.

Разобрать слова по составу. Комментированный разбор  существительных женского рода единственного числа (кисонька , Танечка , рябинушка , воробьиха) и существительных во множественном  числе (кукушата, козлята) (СЛАЙД 9)

 Ученики оценивают свою работу.

Схемы слов правильно разделены на группы:

1) существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2) с суффиксами -тель- и -ник-, значения слов – названия людей по их занятиям, действиям;

3) существительные-названия животных и их детёнышей;

4) сложные слова-имена существительные.

По очереди выходят ученики из каждой группы одновременно к доске и разбирают существительные по составу. Остальные контролируют выполнение задания.

Ученики оценивают свою работу.

Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение источников информации.

3. Структурирование знаний.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.   Осуществление пошагового контроля.

2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

 

 

Работа с текстом.

Учитель обращает внимание, что в каждой группе дан  текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)  и просит определить его жанр. (СЛАЙД 10)

Уточка, пташка, подружка моя!

В тёплые ты собралась края…

Лютый мороз твой полёт оборвал,

Быстрые крылья лёд оковал!..

- Какое задание можно придумать к тексту?

Учитель подводит учеников к тому, какое из предлагаемых заданий более рационально к теме данного урока и даёт задание выписать из текста имена существительные, разобрать их по составу.

- Оцените правильность выполнения задания  в оценочных листах.

Правильно:  +

1-2 ошибки:  (полплюса)

Более 2-ух ошибок: -

Учащиеся обсуждают в группе, какой текст по жанру.

Определяют какие задания можно придумать к тексту и озвучивают свои предположения.

Ученики коллективно выделяют существительные и  самостоятельно разбирают их по составу.

Проверка и оценка своей работы.

Познавательные УУД

1 Выделение и  формулирование познавательной цели.

2. Структурирование знаний.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1.   Осуществление пошагового контроля.

2 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

3. Выбор учебного действия.

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

4. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Коммуникативные УУД

1.  Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? Было ли интересно? Когда?

– Что было труднее всего? Легче всего?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Ученики подводят итог урока и оценивают свою работу с помощью сигналов-смайликов.

Регулятивные УУД

1 . Оценка качества  и уровня освоения учебных задач

2  Адекватное восприятие оценки учителя, адекватная оценка выполненных действий.

Личностные результаты

1. Формируем мотивы регулирующие  потребность в оцениваемой деятельности.

2. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности.

3. Развитие адекватной самооценки личности.

Домашнее задание.

Составить карточку для соседа по парте с заданием: разбери данные существительные по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".

Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:·           ...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Учебная задача по русскому языку по теме "Обобщение знаний о составе слова"

Данный урок построен по ФГОС.Сообщаю учащимся, о том, что сегодня я получила необычное письмо.«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сдела...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...